Как научить ребенка пересказывать
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebenka_pereskazyvat_tekst.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка пересказывать
Часто вопросом, как научить ребенка пересказывать текст, родители задаются перед поступлением в школу, ведь большая часть школьного обучения построена на пересказывании услышанного или прочитанного. Однако большинство педагогов сходится во мнении, что наиболее подходящее время для обучения пересказу, это возраст от 3 до 6 лет.
Организуя специальные игры в дошкольном возрасте, вы закладываете хороший фундамент для навыка пересказа, не говоря уже о влиянии подобных занятий на развитие внимания, мышления, воображения исвязной речи.
Для того чтобы пересказать, то есть воспроизвести прочитанный или услышанный текст, ребенок должен уметь:
1. внимательно прослушать текст;
2. понять его смысл;
3. запомнить последовательность событий в сюжете произведения;
4. запомнить авторские или народные обороты речи;
5. осмысленно рассказать услышанный текст, соблюдая порядок действий и эмоциональную окраску событий.
Чтобы ребенок успешно освоил каждый из этих этапов, необходимо намеренно включать каждый из них в игровую деятельность ребенка и ваше с ним общение.
Произведения для пересказа
Ребенку сложно будет пересказывать длинные тексты со сложными деепричастными оборотами, поэтому тексты лучше выбирать короткие с динамичным сюжетом и понятной последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и поступки понятными. Будет хорошо, если произведение имеет воспитательный характер, несет некий моральный опыт малышу.
До 6 лет нежелательно использовать описательные произведения. Также не подходят стихи в качестве основы для пересказа. Стихотворения лучше заучивать наизусть.
Подходящими под эти требования будут народные сказки, рассказы Сутеева, Чарушина, Толстого, Ушинского и др.
Виды пересказов
По своему виду пересказ может быть:
- Близко передающий смысл текста. Включает обороты речи, характерные для произведения.
- Сжатый или краткий пересказ, когда ребенку необходимо вычленить главные события и коротко о них рассказать, опуская другие подробности.
- С творческим дополнением — когда ребенку предлагается придумать отличные от изначального начало, конец произведения или вариант развития событий в поворотной точке сюжета.
- С частичной перестановкой текста.
Первый вариант является основным в дошкольном возрасте, но при этом не стоит на нем останавливаться, ведь всевозможные творческие дополнения к хорошо знакомым произведениям помогают вернуть к ним интерес и способствуют развитию воображения и творчества у ребенка.
С 5-6 лет необходимо тренироваться в кратком пересказе, так как умение выделять главное является важным навыком в школьном возрасте.
На что стоит обращать внимание, когда ребенок пересказывает текст?
Самое главное требование – это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит, а не повторял знакомый рассказ как заученную скороговорку. К другим требованиям относятся:
- последовательность изложения;
- отсутствие значительных пропусков, которые искажают сюжет;
- использование характерных речевых оборотов;
- плавность речи;
- соответствие эмоционального сопровождения сюжету произведения.
Конечно же, это некий идеал, к которому следует стремиться. Поэтому когда вы услышите первый сбивчивый и не очень разборчивый пересказ вашего крохи, не отчаивайтесь – это нормально. Регулярные тренировки и интересные рассказы сделают свое дело, и речь малыша станет связной и насыщенной.
Первое, с чем сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном существительные и глаголы. Для того чтобы исправить такое положение вещей, необходимо самим обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и деепричастными оборотами, сравнениями и фразеологизмами.
На первых порах, пока у вас не выстроилась собственная схема занятий, вы можете пользоваться следующей:
1. Вначале необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа: загадать загадку про главного героя, показать и обсудить картинку с его участием;
2. Далее предлагаем ребенку послушать и читаем произведение;
3. Задаем вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем), на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте;
4. Предупреждаете ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение;
5. Ребенок пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы;
6. Хвалим ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению (рисование, аппликация, лепка, поделка и пр)
Пересказ в 5-6 лет
При успешном овладении навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста.
Более сложным заданием будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии.
Для этого после первичного прочтения и обсуждения сказки предложите ребенку разбить ее на главы. Объясните, что главы – это части произведения, в которых описывается кусочек сюжета. Главу можно коротко назвать так, что всем сразу будет понятно, о чем она. Начинайте повторно читать сказку, а ребенка просите вас останавливать, когда глава закончится, после чего вместе придумайте название главы, и пусть ребенок схематично зарисует её содержание. Глав должно быть от 4 до 8. У вас получится написанный и схематический планы произведения. Теперь попросите ребенка рассказать текст, опираясь на нарисованную схему и не вдаваясь в подробности.
В этом возрасте используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов — где? когда? что? какой? — используют – почему? зачем? для чего? — которые помогают ребенку понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для родителей "Как научить ребенка пересказывать текст"
оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития навыков пересказа...
Как научить ребенка пересказывать текст
Пересказ - это воспроизведение прослушанного художественного произведения ввыразительной устной речи....
Как научить ребенка пересказывать.
Материал для развития связной речи, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка...
Консультация для родителей «Научите ребенка пересказывать короткие рассказы»
Mнoгие забoтливые рoдители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских расс...
Консультация для воспитателей. Тема: «Как научить ребенка пересказывать текст»
Консультация для воспитателей. Тема: «Как научить ребенка пересказывать текст»...
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ
Для детей пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой....