"Психологическая готовность ребенка к школе"
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения «первоклашки» является психологический настрой самих родителей. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка. Результаты предложенного теста дадут Вам ответ на вопрос, готовы ли вы отдать ребенка в школу.
Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу». «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны с ним, поставьте 1 балл».
1. Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе? 2. Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть? 3 . Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом? 4 . Вы думаете, что он сможет быть лучше всех? 5. Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными ?
6. Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребенку? 7. Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка? 8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка? 9. Без Вас ребенок часто плачет, угнетен? 10. По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
11. Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе? 12. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться? 13. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным? 14. Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас? 15. Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?
Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.
10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу.
5—10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно . Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность . Хороший совет для Вас — не быть беспечным и невнимательным.
Компоненты школьной готовности
Школьную готовность условно можно разделить на несколько компонентов: Физическая готовность Педагогическая готовность Психологическая готовность
Педагогическая готовность Педагогическая готовность включает в себя навыки чтения, счета, письма, рисования, развитие речи и общую осведомленность.
Физическая готовность Физическая готовность – это состояние здоровья человека. Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма.
Как Вы считаете, для чего надо приучать ребенка к посильным физическим упражнениям и подвижным играм?
Учеными подсчитано, что около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья, так как больной ребенок усваивает программу за счет « сверхнапряжений » и перегрузок , которые впоследствии самым негативным образом сказываются не только на физическом, но и на психическом здоровье ребенка.
Психологическую готовность можно разделить на: Мотивационную желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление освоить роль школьника . Коммуникативную умение устанавливать контакт с учителем и умение войти в детский коллектив Эмоционально-волевую умение управлять своим поведением и эмоциями. Интеллектуальную наблюдательность, воображение, умение анализировать и сравнивать, память, выполнение словесной инструкции
Проверьте себя Проверьте насколько ваше представление о подготовке детей к школе совпадает с мнением специалистов
Вам предлагается пять типов готовности детей к обучению в школе. Расставьте по степени значимости предложенные типы готовности.
Педагогическая готовность навыки чтения, счета, письма, рисования, развитие речи . Мотивационную желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление освоить роль школьника. Коммуникативную умение устанавливать контакт с учителем и умение войти в детский коллектив. Эмоционально-волевую умение управлять своим поведением и эмоциями. Интеллектуальную наблюдательность , воображение, умение анализировать и сравнивать, память .
Сравните свое мнение с мнением специалистов
Мнение специалистов В результате психологического исследования мнений педагогов по поводу значимости компонентов готовности к обучению, был составлен портрет первоклассника, которого ждут в школе.
На 1 место специалисты ставят мотивационную готовность Положительное отношение к школе Ж елание учиться Стремление освоить роль школьника Уверенность в своих силах
Мотивационная готовность С поступлением в школу у ребенка появляются новые права и обязанности. Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным, должен уметь управлять своим поведением.
И если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе. Он будет учиться не ровно. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к обучению
Тяга ребенка учиться в школе очень велика и естественна. Однако нередко можно встретить и таких детей, которые боятся идти в школу . Чаще всего причиной подобного отношения является то, что детей запугивают сами взрослые. Если у ребенка не сформировано положительное отношение к школе, то впоследствии и родителям, и учителям придется затратить много сил и терпения, чтобы исправить положение.
Учитель объясняет условие задачи: «Таня собрала 4 гриба, а Вова собрал 5 грибов. Сколько грибов собрали дети вместе ?». Ученик начинает выкрикивать: «А мы тоже грибы собирали». В данном примере ребенок заменяет учебную задачу прямым общением со взрослым. Это происходит от того, что ребенок не может выдержать роль школьника. Ребенок не наигрался в дошкольном возрасте, у него нет опыта сюжетно-ролевой игры.
Мы взрослые часто не придаем большого значения игре. Но только в игре, происходит целостное развитие ребенка, формируются предпосылки к учебной деятельности. В игре осуществляется и интеллектуальное, и эмоциональное, и личностное развитие ребенка . Не забывайте об этом, играйте с детьми!
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка . Ребенок к концу подготовительной группы должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи. Дети с завышенной самооценкой не склонны считать себя виноватыми в собственных неудачах . Дети с заниженной самооценкой не верят в свои силы, находятся в постоянном напряжении.
На 2 место специалисты ставят интеллектуальную готовность развитие памяти развитие внимания развитие мышления развитие воображения р азвитие кругозора
Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Очень часто ребенок своими вопросами «Почему ?», «Зачем?» буквально атакует взрослого. Нужно помнить, что именно детские вопросы являются важнейшим показателем познавательной активности ребенка. Отмахиваясь от детских вопросов, мы формируем у ребенка интеллектуальную пассивность.
Совместное наблюдение за природными явлениями, экспериментирование, коллекционирование, изучение энциклопедий - все это поможет развить в вашем ребенке познавательную активность. Но помните , как только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата.
На 3 место специалисты ставят эмоционально-волевую готовность Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением своими эмоциями. Правильно организовать свою деятельность, добиться успеха в ней намного легче школьникам, у которых достаточно развиты самостоятельность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
На 4 место специалисты ставят коммуникативную готовность Умение устанавливать контакт с учителем У мение войти в детский коллектив
На 5 место специалисты ставят педагогическую готовность навыки счета навыки письма н авыки рисования чистая речь о бщая осведомленность
Надеемся что наша информация помогла вам лучше разобраться в вопросе «Что такое психологическая подготовка к школе» Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...
Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...
Психологическая готовность ребенка к школе
Статья о психологической готовности ребенка к школе...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....