Адаптация к детскому саду
консультация (младшая группа)

Муратова Людмила Григорьевна

    С чего начинается социализация маленького ребенка? В первую очередь, с семьи, но по-настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно там он учится общаться с незнакомыми людьми, усваивает нормы и правила поведения, учится жить в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psiholog_sovetuet.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолог советует

Адаптация к детскому саду

    С чего начинается социализация маленького ребенка? В первую очередь, с семьи, но по-настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно там он учится общаться с незнакомыми людьми, усваивает нормы и правила поведения, учится жить в обществе.

Эмоциональная реакция родителей на поведение ребенка в этот период часто усугубляет ситуацию. В силу того, что мама и папа сами не знают, как поступать, они не могут помочь своему ребенку.

   Адаптация-это приспособление организма к изменившимся условиям жизни или среды. Адаптируясь к детскому саду, ребенок впервые переходит из замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов.

От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение и от состояния его физического и психического здоровья, зависят и течение адаптационного периода, и его длительность (от 1,5 мес. до полугода), и дальнейшее развитие малыша.

           Для этого периода обычно характерны беспокойство, чрезмерная активность или заторможенность ребенка. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите; разлука с родными протекает подчас очень бурно: ребенок плачет не только после ухода родителей, но их приход также встречает слезами.

Падает интерес малыша к окружающему: даже игрушки оставляют его безучастным; сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние снижает адаптивные возможности и приводит к частым заболеваниям.

ЧТО ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ?

   Количество часов, проводимых малышом в ДОУ, следует увеличивать постепенно и только при хорошем эмоциональном состоянии: в течение первой недели дети находятся в группе  не более 2 часов в день, желательно первые 1-2 дня  в присутствии матери.

   В процессе адаптации особое внимание следует обращать на состояние здоровья ребенка: даже легкое покраснение зева, небольшой насморк являются противопоказанием к посещению дошкольного учреждения. Как правило, все дети, впервые поступающие в детский сад, на 5-7 день заболевают острой респираторной инфекцией.

Малыши, у которых наблюдается состояние эмоционального стресса, нуждаются в консультации врача-психоневролога.

   Когда речь идет об адаптации ребенка, «за кадром» остается мама, которая  также находится в стрессовой ситуации, а значит, ей также нужна поддержка.

 ПОЛЕЗНЫЕ ПОДСКАЗКИ ДЛЯ МАМЫ:

  1. Будьте уверены,  что посещение ребенком детского сада действительно нужно семье. Чем меньше у мамы сомнений, тем ребенок адаптируется,  реагируя на уверенную позицию мамы, Поверьте, что ребенок  вовсе не «слабое создание». Адаптационная система детей достаточно сильна. Не нервничайте, если ребенок плачет. Плач- это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться.
  2. Воспользуйтесь помощью. Обратитесь к психологу дошкольного учреждения, невропатологу. Если вы будете знать, как проходит адаптация, что ребенок быстро успокаивается после вашего ухода, если получите медикаментозную поддержку ваше нервной системе, то адаптация к детскому саду пройдет быстрее и легче.
  3. Заручитесь поддержкой. Вокруг вас есть другие мамы, переживающие те же чувства. Поддерживайте друг друга, обменивайтесь опытом на этапе адаптации. Главное, не переставайте радоваться своим достижениям и успехам  ребенка.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

  • Создайте условия для спокойного отдыха ребенка дома. Малыш в период адаптации перегружен впечатлениями, поэтому ему  не стоит  проводить время в шумной компании дома или в гостях.
  • В присутствии ребенка всегда положительно отзывайтесь о дошкольном учреждении и его сотрудниках. Если вам что-то не нравится, постарайтесь корректно обсудить проблему, когда сына или дочери не будет рядом.
  • В выходные дни не меняйте режим дня, установленный в детском саду.
  • Постарайтесь, чтобы ребенка окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте его, гладьте по голове и спине, говорите ласковые слова. Замечайте каждый его успех, чаще хвалите, не ругайте, сейчас малыш особенно нуждается в вашей поддержке!
  • Будьте терпимее к капризам ребенка. Малыш капризничает из-за перегрузки нервной системы. Постарайтесь отвлечь его, занять интересной деятельностью.
  • Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете перед сном рассказывать ребенку сказку с продолжением о том, как маленький мишка впервые пошел в лесной детский сад, как сначала боялся, а затем подружился с зайчиком или белочкой и они весело играли. Ключевым моментом сказки является возвращение мамы в детский сад за своим любимым малышом.
  • Утром всегда руководствуйтесь принципом «У спокойной мамы спокойный малыш». Больше всего ребенок расстраивается при расставании, он «считывает» вашу обеспокоенность и ещё больше расстраивается. Разговаривайте с ребенком уверенно, спокойно и негромко, озвучивая всё, что вы делаете.
  • Отводить ребенка в детский сад лучше тому взрослому, с кем ему легче расстаться. Обязательно скажите ребенку, когда вы вернетесь за ним (после прогулки, обеда, сна). Постарайтесь выполнить обещанное.
  • Придумайте свою процедуру прощания. Например, можно в неизменной последовательности поцеловать ребенка, сказать «пока!», помахать рукой. Подойдет и шуточный ритуал (потритесь носиками, пожмите левую и правую ручку, топните ногой). После этого следует сразу же уходить, уверенно и не оборачиваясь.
  • Не забывайте все время говорить ребенку, что он дорог, и любим, чаще берите его за руку, смотрите ему в лицо, хвалите за все его достижения в детском саду: сам мыл руки, одевался на прогулку, смог даже поделиться любимой игрушкой.
  • Постоянно демонстрируйте вашу гордость за повзрослевшего малыша, советуйтесь с ним, что ему лучше надеть завтра в детский сад, какой дорогой вы пойдете, куда отправитесь после детского сада. Ребенку должно быть «выгодно» ходить в детский сад: убедите его, что вкусные бутерброды, домашнее печенье, совместная игра, долгожданная дальняя прогулка или поход в детский сад стали возможными только благодаря тому, что малыш стал посещать детский сад и у вас «высвободилось время» или были заработаны деньги.
  • Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку или покупку сладостей.
  • Четко дайте ребенку понять, что никакие истерики не помогут ему остаться дома. Стоит один раз уступить, и в дальнейшем вам все сложнее будет справляться  капризами.                                                  

Педагог-психолог  Муратова Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.

Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...

Адаптация к детскому саду детей 2-3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду?

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает р...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...