Консультация для родителей "Кризис семи лет"
консультация
Кризис семи лет - кризис в развитии ребенка, который возникает когда ребенок переходит из дошкольного возраста в младший школьный возраст.Самым ярким проявлением этого кризиса является желание ребенка быть похожим на взрослых, выражающееся в подражании их действиям, манерничанье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/01/30/krizis_semi_let.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Кризис семи лет
Прежде всего происходит много изменений на физиологическом уровне. В этом возрасте идет интенсивное созревание организма. 6–7 лет называют возрастом смены зубов и вытягивания тела. Быстро развивается кора больших полушарий, в частности, лобный отдел. Это является основой для формирования произвольности – умения планировать свои действия и прогнозировать их последствия. Ребенок начинает лучше понимать игры, в которых есть определенные правила. Если четырехлетка, играя в прятки, поскорее вылезает из шкафа, когда папа нарочито спрашивает «А где наш Ваня?», и кричит: «Вот он я!», то шестилетка уже отлично понимает правила и сидит до последнего. Возрастает общая подвижность нервных процессов, особенно – процессов возбуждения. Поэтому 6–7-летние дети обычно непоседливы, подвижны и эмоционально нестабильны. Их настроение может резко меняться от слез до заливистого смеха в течение десяти минут. Также для детей этого возраста характерны слишком острые реакции: нередко в ответ на внешние события у них возникают страхи, агрессия, истерики. Психологические симптомы кризиса семи лет делятся на три группы: негативные, нейтральные и позитивные. Негативные симптомы – это непослушание, капризность, раздражительность, негативизм (отрицание правил и требований). Ребенок часто вступает в споры и конфликты, начинает оспаривать или игнорировать ранее выполняемые обязанности. Такая реакция нередко доводит родителей до белого каления, и их можно понять: совсем недавно подобные ситуации не вызывали никаких проблем. Между тем для ребенка такие симптомы – необходимый для взросления этап «примерки» на себя новых ролей. Он пока не понимает до конца, что значит быть взрослым, нести ответственность. Для него взрослость – это прежде всего свобода поступать так, как хочется. Кроме того, в словесных спорах, нередко выматывающих родителей, развивается логическое и абстрактное мышление малыша, формируется способность отстаивать свою точку зрения. Нейтральные симптомы – это новые черты в поведении ребенка, направленные на подчеркивание его «взрослости». Например, девочка примеряет на себя мамины туфли и учит младшую сестру воспитывать кукол, а мальчик с серьезным видом рассуждает о политике или устройстве мира. Позитивные симтомы – это приобретения, которые ребенок выносит из успешного разрешения кризиса. К ним относятся возросшая самостоятельность, интерес к школе и к занятиям, появление новых увлечений. Зачем ребенку кризис? Самое главное для этого периода – у ребенка формируется так называемая «внутренняя позиция школьника», он становится психологически готовым к обучению. На первом этапе школа привлекает ребенка своими внешними атрибутами: форма, наличие тетрадей и учебников, возможность быть как «большие ребята», носить портфель. Второй этап наступает, когда ребенку становится интересным содержание учебной деятельности. Наконец, на третьем этапе (как правило, это происходит к 8 годам) у ребенка формируется уже настоящее самосознание школьника. Оно включает в себя ориентацию на учебу, получение знаний и хороших оценок, а также стремление к общению со школьными друзьями. Важной составляющей психологической готовности к школе является понимание правил, требований и запретов, возможностей и обязанностей. Ведь чтобы понять, как именно действовать по правилам, нужно сначала увидеть эти правила. Именно это происходит, когда ребенок всячески отрицает, игнорирует или противостоит требованиям, установленными родителями. Он проверяет, является ли это правилом. Фактически он «ощупывает» ситуацию, ее границы и способы действий. Второе важное приобретение (или, по-научному, новообразование) кризиса семи лет – это развитие эмоциональной сферы. В этом возрасте у ребенка появляется способность озвучивать свои эмоции и эмоции окружающих, он начинает ориентироваться в собственных переживаниях. Эта способность – огромный шаг к развитию самосознания, глубины характера. Ребенок учится связывать свои эмоции со смыслом ситуации. Если раньше он занимался тем, что предлагал ему взрослый, то теперь, скорее, будет делать то, что дает ему позитивные переживания, в чем он достигает успеха. Для родителей в этот период важно не «спугнуть» возможные увлечения ребенка случайным пренебрежительным комментарием или негативной оценкой. Это возраст, в котором могут сформироваться не только жизненные хобби и даже расположенность к определенной профессии, но и комплексы по поводу какой-либо деятельности. Третье новообразование – приобретение новой социальной позиции. Кризис семи лет также называют периодом рождения социального «Я» ребенка. Весь дошкольный период дети слышат от родителей, что когда-нибудь они пойдут в школу и вот тогда станут взрослыми. Как правило, ребенок с нетерпением ждет этого момента, дабы наконец вступить в ряды «больших».
Что он делает на самом деле Родителей часто раздражают новые черты в поведении ребенка. Мало того, что он становится плохоуправляемым, так еще и непонятно, что с ним в этой ситуации делать. Родители, которые были ориентированы на спокойный, уважительный диалог с ребенком, чувствуют свое бессилие, они могут часто срываться на крик или грозить наказанием. Но, оказывается, новые симптомы – это всего лишь обертка действий, которые важны для развития ребенка. 1. «Манерничание» и «кривляние» 2.Пауза 3. Спор 4. Непослушание 5. Нарочито взрослое поведение 6.Упрямство 7.Самостоятельные занятия 8. Обострение реакции на критику Кризис 7 лет у ребенка: скорая помощь
Как пережить все это родителям? Логично, что если у ребенка меняются образ жизни, самоощущение, поведение, то и родителям необходимо что-то менять в привычных способах взаимодействия с ним. Это очень важно, т.к. если родители по каким-то причинам продолжают общаться с первоклассником так же, как с дошкольником, то они могут замедлять развитие его социальных навыков. Кроме того, необходимо начать заранее готовить ребенка к новому образу жизни, чтобы ускорить его адаптацию к школе. Установите четкий режим дня. Чтобы облегчить ребенку переход к школьной жизни, а вам – подъем его по утрам, примерно за полгода до начала учебы приучите ребенка пораньше ложиться и вставать. Найдите возможность познакомить его с учительницей, со зданием школы. Детям всегда проще воспринимать что-то уже знакомое. Если он пойдет в первый класс, зная, где находится классный кабинет, как зовут учителя и что вообще представляет собой школа, то с первого дня будет чувствовать себя увереннее. Обговорите с ребенком его новые права и обязанности. В период непослушания, когда ребенок отвергает старые требования, необходимо четко обозначить границы его возможностей. В семье обязательно должны быть правила, и, несмотря на выраженный негативизм, детям они тоже нужны, т.к. создают понятное для них жизненное пространство со своими законами. Объясните ребенку, в чем суть «взрослости», какие обязанности есть у родителей, бабушек и дедушек, в чем каждый из них независим, а в чем зависит от других. Давайте ребенку свободу. Некоторые правила должны быть закреплены (например, поддержание порядка в его комнате). Способ же их выполнения и время могут оставаться за ребенком. Пусть ребенок не сразу научится ориентироваться в том, сколько времени требуется, чтобы убрать свою комнату, и пару раз это затянется надолго. Постепенно он сможет приспособиться, зато выработанный способ действия будет собственным, а не навязанным извне. Дайте ребенку видеть последствия своих поступков. Не нужно стараться предотвратить негативные результаты действий или бездействия ребенка (если они, конечно, не угрожают его безопасности). Например, если ребенок отказывается делать домашнее задание без уважительных причин, то позвольте ему получить «двойку» или порицание учителя. Только так он сможет понять, что сам ответственен за них. Учитесь, играя. Включайте элемент игры в выполнение новых обязанностей. Все-таки семилетка только готовится быть школьником, и ему сложно сразу переключиться на взрослый режим. Пусть он научит читать свои игрушки, объяснит папе, как правильно писать буквы (папа наверняка уже забыл это!), поможет вам посчитать сдачу в магазине. Ребенок должен постоянно видеть, что его дела кому-то нужны. Это будет стимулировать его лучше, чем любые уговоры. Не торопите события. Ваш ребенок в любом случае преодолеет свой кризис. Пусть вас не слишком беспокоит, что он длится дольше, чем вам хотелось бы. У каждого свой ритм. Помните, что решение психологических кризисов ничуть не легче решения кризисов финансовых. И за то, в чем дети разбираются самостоятельно, многие современные компании платят большие деньги, приглашая всевозможных советников и аналитиков со стороны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Семья и семейные ценности. Что такое семья?"
В консультации даны определения что такое семья, семейные традиции...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»...
Консультация о традициях "Семь идей для дружных семей"
Каждая дружная семья знает, что одним из наиболее эффективных путей укрепления отношений в радости может стать традиция семейных вечеров....
Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»...
Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
Бог создал семью, чтобы обеспечить человеку максимальную любовь, поддержку и мораль. Это наилучший пример, который можно себе представить. (Джерри Фалуэлл)....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
laquo;Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»...