Чтение в жизни ребенка.
консультация

Выродова Елена Анатольевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_v_zhizni_rebenka.docx675.14 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение в жизни ребёнка.

                                            

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о роли чтения в жизни ребенка. Вам, конечно же хочется, чтобы ваши дети были любознательными и стремились к знаниям, и как результат достигали бы успехов в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена является книга. Привычка читать у детей напрямую зависит от того, как относятся к чтению их родители. Ребенок, видя читающих родителей, сам охотно берёт с них пример и всё чаще предпочитает проводить время за книгой. Дошкольный возраст период интенсивного развития личности и всех психических процессов ребёнка.

Семейное чтение одно из средств гармонизации внутрисемейных отношений. Оно было неотъемлемой частью жизни дворянских семей в России 19 века, о котором с большим уважением писали великие русские писатели и поэты: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и др.  Замечательно, если дома существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях у детей любовь к чтению проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.

Значение книг для ребенка очень велико. Чтение активно развивает восприятие,  память, слух, мышление, воображение. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Если ребёнку с первых лет жизни постоянно поют песенки, читают стихи и показывают картинки, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни мультики, ни компьютерные игры…

Он уже умеет принимать систему образов с листа, и другие системы образов не заслоняют, а лишь дополняют его мир. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.

Культура обращения с книгой закладывается в семье. Читать книги без иллюстраций, бесспорно полезно для развития воображения, но, как считаю я, это лучше делать после трех лет. До этого важно привить интерес и любовь к книгам у ребенка: в возрасте до трех лет малышам нравиться рассматривать картинки в книжке, пока родитель читает.

Читайте как можно больше книг вместе с ребенком, рассматривайте иллюстрации, обязательно отвечайте на все вопросы ребенка, касающиеся как текста, так и изображений. Тогда книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

С раннего возраста взрослый должен приучать малышей слушать коротенькие потешки, песенки, заклички, коротенькие сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов. Побуждать детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка); приобщать малышей к рассматриванию иллюстраций в книгах.

Например, педагог-новатор, Василий Александрович Сухомлинский, считал, что каждый ребёнок младшего возраста, понимает эмоциональную окраску слова через прочтение детских сказок, народных песен, пословиц, художественных произведений, вошедших в золотой фонд детской литературы. Вот несколько рекомендаций о том,

Как организовать чтение

- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.

- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее ,интонацией выделяйте текст по ролям.

- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же персонажей.

- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

- Как только книга надоест ребенку, прекратите чтение отложите ее на денек.

Рекомендуемая литература для чтения с детьми 2– 3 лет

Русский фольклор 

 Песенки, потешки:

«Наши уточки с утра...»;

«Пошёл котик на Торжок...»;

«Заяц Егорка...»;

«Наша Маша маленька...»;

«Чики, чики, кички...»;

«Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»;

«Из-за леса, из-за гор...»;

«Бежала лесочком лиса с кузовочком...»;

«Огуречик, огуречик...»;

«Солнышко, вёдрышко...».

Сказки:

«Козлятки и волк», обр. К Ушинского;

«Теремок», «Маша и медведь» обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира:

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;

«Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского;

 «Ой, ты заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой;

«Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина;

«Снегирёк», пер. с нем. В. Викторова;

«Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка», «Кораблик» (из цикла «Игрушки»);

А. Барто, П. Барто «Девочка-ревушка»; «Кто как кричит»;

В, Берестов «Большая кукла», «Котёнок»;

Г. Лагздынь. «Петушок»;

С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;

Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.);

Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»;

К. Чуковский. «Федотка», «Путаница»;

Н. Саконская. «Где мой пальчик?»;

А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»);

М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»;

А. Введенский «Мышка»;

А. Плещеев «Сельская песня»;

Г. Сапгир «Кошка».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Три медведя», «Был у Пети и Миши конь...»;

В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»;

В. Бианки «Лис и мышонок»;

Г. Балл. «Желтячок»;

Н. Павлова. «Земляночка»;

Произведения поэтов и писателей разных стран:

С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой.;

П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;

Д. Биссет «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;

Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Чтение в жизни ребенка»

Вот уже больше десяти лет и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то с...

Консультация для родителей на тему: " Роль семейного чтения в жизни ребенка"

Последнее время большое внимание уделяется изучению мира семьи и детства, и семейное чтение как одна из составляющих этого мира. Многие педагоги и практики библиотечного дела занимаются вопросами изуч...

Значение чтения в жизни ребенка

Почему необходимо совместное чтение с детьми...

Консультация для родителей "Чтение в жизни ребенка"

Консультация "Чтение в жизни ребенка"...

Консультация для родителей «Роль семейного чтения в жизни ребенка дошкольного возраста»

В наш высоко технологичный век роль книги постепенно теряет свое значение. Еще несколько десятков лет назад книга выступала в роли наставника для подрастающего поколения. Сейчас же высокий ритм жизни ...

Консультация для родителей «Роль семейного чтения в жизни ребенка дошкольного возраста»

Цели:- организовать совместную работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников устойчивого интереса к книге и чтению;- повысить уровень педагогической культуры родителей, мотивацию к взаимодей...