Чтение в жизни ребенка.
консультация
Предварительный просмотр:
Чтение в жизни ребёнка.
Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о роли чтения в жизни ребенка. Вам, конечно же хочется, чтобы ваши дети были любознательными и стремились к знаниям, и как результат достигали бы успехов в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена является книга. Привычка читать у детей напрямую зависит от того, как относятся к чтению их родители. Ребенок, видя читающих родителей, сам охотно берёт с них пример и всё чаще предпочитает проводить время за книгой. Дошкольный возраст период интенсивного развития личности и всех психических процессов ребёнка.
Семейное чтение одно из средств гармонизации внутрисемейных отношений. Оно было неотъемлемой частью жизни дворянских семей в России 19 века, о котором с большим уважением писали великие русские писатели и поэты: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и др. Замечательно, если дома существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях у детей любовь к чтению проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.
Значение книг для ребенка очень велико. Чтение активно развивает восприятие, память, слух, мышление, воображение. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Если ребёнку с первых лет жизни постоянно поют песенки, читают стихи и показывают картинки, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни мультики, ни компьютерные игры…
Он уже умеет принимать систему образов с листа, и другие системы образов не заслоняют, а лишь дополняют его мир. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Культура обращения с книгой закладывается в семье. Читать книги без иллюстраций, бесспорно полезно для развития воображения, но, как считаю я, это лучше делать после трех лет. До этого важно привить интерес и любовь к книгам у ребенка: в возрасте до трех лет малышам нравиться рассматривать картинки в книжке, пока родитель читает.
Читайте как можно больше книг вместе с ребенком, рассматривайте иллюстрации, обязательно отвечайте на все вопросы ребенка, касающиеся как текста, так и изображений. Тогда книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.
С раннего возраста взрослый должен приучать малышей слушать коротенькие потешки, песенки, заклички, коротенькие сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов. Побуждать детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка); приобщать малышей к рассматриванию иллюстраций в книгах.
Например, педагог-новатор, Василий Александрович Сухомлинский, считал, что каждый ребёнок младшего возраста, понимает эмоциональную окраску слова через прочтение детских сказок, народных песен, пословиц, художественных произведений, вошедших в золотой фонд детской литературы. Вот несколько рекомендаций о том,
Как организовать чтение
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее ,интонацией выделяйте текст по ролям.
- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же персонажей.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
- Как только книга надоест ребенку, прекратите чтение отложите ее на денек.
Рекомендуемая литература для чтения с детьми 2– 3 лет
Русский фольклор
Песенки, потешки:
«Наши уточки с утра...»;
«Пошёл котик на Торжок...»;
«Заяц Егорка...»;
«Наша Маша маленька...»;
«Чики, чики, кички...»;
«Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»;
«Из-за леса, из-за гор...»;
«Бежала лесочком лиса с кузовочком...»;
«Огуречик, огуречик...»;
«Солнышко, вёдрышко...».
Сказки:
«Козлятки и волк», обр. К Ушинского;
«Теремок», «Маша и медведь» обр. М. Булатова.
Фольклор народов мира:
«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;
«Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева;
«Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского;
«Ой, ты заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой;
«Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина;
«Снегирёк», пер. с нем. В. Викторова;
«Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка», «Кораблик» (из цикла «Игрушки»);
А. Барто, П. Барто «Девочка-ревушка»; «Кто как кричит»;
В, Берестов «Большая кукла», «Котёнок»;
Г. Лагздынь. «Петушок»;
С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;
Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.);
Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»;
К. Чуковский. «Федотка», «Путаница»;
Н. Саконская. «Где мой пальчик?»;
А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»);
М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»;
А. Введенский «Мышка»;
А. Плещеев «Сельская песня»;
Г. Сапгир «Кошка».
Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Три медведя», «Был у Пети и Миши конь...»;
В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»;
В. Бианки «Лис и мышонок»;
Г. Балл. «Желтячок»;
Н. Павлова. «Земляночка»;
Произведения поэтов и писателей разных стран:
С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой.;
П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;
Д. Биссет «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;
Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Чтение в жизни ребенка»
Вот уже больше десяти лет и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то с...
Консультация для родителей на тему: " Роль семейного чтения в жизни ребенка"
Последнее время большое внимание уделяется изучению мира семьи и детства, и семейное чтение как одна из составляющих этого мира. Многие педагоги и практики библиотечного дела занимаются вопросами изуч...
Значение чтения в жизни ребенка
Почему необходимо совместное чтение с детьми...
Консультация для родителей "Чтение в жизни ребенка"
Консультация "Чтение в жизни ребенка"...
Консультация для родителей " Чтение в жизни ребенка"
Роль киги в жизни ребенка...
Консультация для родителей «Роль семейного чтения в жизни ребенка дошкольного возраста»
В наш высоко технологичный век роль книги постепенно теряет свое значение. Еще несколько десятков лет назад книга выступала в роли наставника для подрастающего поколения. Сейчас же высокий ритм жизни ...
Консультация для родителей «Роль семейного чтения в жизни ребенка дошкольного возраста»
Цели:- организовать совместную работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников устойчивого интереса к книге и чтению;- повысить уровень педагогической культуры родителей, мотивацию к взаимодей...
- Мне нравится (2)