Консультация для родителей "Как научить ребенка переживать неудачи"
консультация
Не проигрывает только тот, кто ничего не делает. В течение жизни любой человек сталкивается с неудачами и поражениями. Первый негативный опыт ребенок получает еще в младенчестве, когда он чего-то хочет, но не может этого сделать. Например, он хочет нанизать бусину на шнурок, но у него никак не получается, собирает башню из кубиков, но одно неосторожное движение — и все рассыпается. Чем не проигрыш? Взрослея, ребенок часто сталкивается с соревнованиями с другими детьми, в которых он не всегда победитель. Как научить ребенка переживать неудачи рассказано в консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebenka_perezhivat_neudachi._poleva_g.p.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕЖИВАТЬ НЕУДАЧИ ? Не проигрывает только тот, кто ничего не делает. В течение жизни любой человек сталкивается с неудачами и поражениями. Первый негативный опыт ребенок получает еще в младенчестве, когда он чего-то хочет, но не может этого сделать. Например, он хочет нанизать бусину на шнурок, но у него никак не получается, собирает башню из кубиков, но одно неосторожное движение — и все рассыпается. Чем не проигрыш? И ребенок реагирует на него соответствующе: плачет, злится и разбрасывает кубики.
Для малышей и младших дошкольников такие реакции нормальны . Но иногда похожим образом ведут себя и старшие дети. Почему так происходит? 1. Пример родителей. Если мы сами занимаемся самобичеванием по любому поводу и сильно расстраиваемся, то ребенок перенимает эту модель поведения и тоже сильно переживает из-за поражений . 2 . Завышенные требования. Иногда родители сами провоцируют страх перед проигрышем, говоря ребенку, что нужно всегда побеждать и во всем быть первым — по-другому — никак. Но такой подход не мотивирует быть лучше — он учит избегать неудач и заранее их бояться. И ребенок начинает подозревать, что его любят только за его достижения. А проигрыш автоматически означает, что он не оправдал ожиданий и любви недостоин . 3 . Чрезмерная опека. Подсознательное желание многих родителей — максимально оградить ребенка от негативных эмоций. Они подыгрывают чаду, чтобы он порадовался победе, помогают ему с любой мелочью и защищают даже в тех случаях, когда он вполне может постоять за себя сам. Но рано или поздно ребенок понимает, что он — не король мира. И чем позже он сталкивается с неудачей, тем болезненнее реакция . 4 . Неуверенность в себе . Когда ребенок не уверен в своих силах, то ему кажется, что его усилия не приводят к нужным результатам. Он не понимает, зачем что-то делать, если выиграть или добиться успеха все равно не получится . 5 . Особенности характера . Если ребенок легко «заводится», то и на проигрыш или неудачу он будет реагировать так же бурно, как и на все остальное. Такие дети бросаются в драку при каждом неосторожном слове, сильно плачут, когда расстраиваются, и приходят в восторг от того, что им нравится. Какой бы ни была причина для расстройства, итог один: ребенок не умеет проигрывать.
К чему приводит неумение проигрывать ? Когда ребенок (затем взрослый ) не умеет проигрывать , его жизнь становится неполной. Он не получает необходимых навыков, чтобы преодолеть неудачи и двигаться дальше.
Последствия неумения преодолевать неудачи: • Неадекватное отношение к себе . Возможна как завышенная, так и заниженная самооценка. Ребенок не может адекватно использовать свои ресурсы и двигаться к победе . • Перекладывание ответственности. Ребенок не может взять на себя ответственность за поражение и ищет виновных в проигрыше. • Избегание неприятностей. Ребенок считает, что все равно проиграет, поэтому лучше вообще ничего не делать. • Неумение общаться. Тут возможны два варианта: либо ребенок заранее подчиняется правилам и старается сделать то, что от него просят, либо он сам становится агрессором и давит на другого, чтобы получить то, что хочет. • Высокий уровень стресса. Сам по себе проигрыш — это стресс. Если мы не умеем принимать поражение и боимся проиграть, уровень стресса растет. Наша главная задача — научить сына или дочь проигрывать и искать в поражении положительные моменты.
Как пережить неудачу и превратить ее в успех? 1. Понимать себя и свои чувства. Ребенка необходимо научить понимать себя и свои эмоции. Сначала помогите ребенку взять себя в руки. Дайте ему время погоревать и оплакать поражение, а потом поговорите о том, что он чувствует. Постарайтесь вместе найти причину, по которой он расстроен. Например , вам может казаться, что вы совсем не давите на ребенка и не задаете ему планку, а для него ситуация будет прямо противоположной. Чем больше вы говорите, тем проще найти причину и устранить ее. 2. Развивать позитивное мышление. Это не значит, что мы не должны обращать внимание на проигрыш. Просто надо понять, какие положительные стороны он имеет. Например, в случае проигрыша в настольной игре мы учимся использовать разные стратегии и искать способы обыграть остальных, понимать , что не все и не всегда зависит от нас самих — что-то определяется удачей и теми фишками, которые нам выпали. 3. Находить возможности для роста. Проигрыш говорит о том, что мы недостаточно компетентны, чтобы добиться успеха. Но он так же означает, что у нас есть возможности для роста и совершенствования навыков. Проанализируйте неудачу и подумайте вместе с ребенком, что бы он мог сделать, чтобы в следующий раз добиться успеха.
Как пережить неудачу и превратить ее в успех? 4. Учить брать ответственность. Когда ребенок маленький и с ним происходит какая-то неприятность, он перекладывает ответственность за эту ситуацию на внешние обстоятельства. Многие сохраняют эту привычку и во взрослом возрасте. Но в любой ситуации есть и наша вина. Попробуйте проанализировать: что именно вы сделали не так и почему получили именно такой результат? Возможно, сосед по парте и учитель здесь совершенно ни при чем. 5. Выбирать достижимые результаты. Мы ставим планку и постоянно сравниваем ребенка с другими, чтобы прибавить ему мотивации. Но на самом деле эти способы не работают. Вместо того, чтобы мотивировать и поощрять ребенка становиться лучше, мы заставляем его участвовать в соревнованиях, из которых он не всегда может выйти победителем. Лучше ориентироваться не на других, а на собственные достижения. Во-первых, проиграть самому себе не так «стыдно». Во-вторых, когда мы ставим планку, опираясь на достижения и опыт конкретного ребенка, мы подбираем наиболее достижимые задачи. Например, если ребенок учится на тройки и четверки, мы не можем сразу сделать из него круглого отличника. Лучше подумать, как закончить четверть без троек, а потом уже думать про пятерки. 6. Хвалить правильно. Очень часто мы считаем достижения детей чем-то само собой разумеющимся и не хвалим их за хорошую учебу или прекрасно выполненный проект. Но оценка — это результат его стараний. Не забывайте отмечать достижения и приложенные усилия своего чада.
Не забывайте, что именно вы — пример и вдохновение для ребенка. Станьте для него положительным примером . Тогда сын или дочь так же, как и вы, будут искать конструктив в любой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Как научить ребенка определять время по часам».
Мамы и папы! Чтобы ваш ребенок понимал время и не опаздывал в школу на урок, познакомьте его с работой часов....
консультация: «Как научить ребенка одеваться»
Несколько советов, которые помогут вам научить ребенка одеваться самостоятельно....
Консультация "Как научить ребенка трудиться"
Консультация для родителей...
Консультация "Как научить ребенка здороваться и говорить до свидания"
Приветствие и прощание. Для взрослых сказать при встрече «Здравствуй!», а прощаясь - «До свидания!» привычное дело. Просыпаясь, ...
Консультация "Как научить ребенка жевать?"
Рекомендации по обучению жеванию...
Консультация Как научить ребенка правильно держать карандаш
Как научить ребенка правильно держать карандаш....
не хочу проигрывать: как научить ребенка переживать неудачи
консультация для родителей, в которой говорится о том, как научить ребенка переживать неудачи, к чему приводит неумение проигрывать, как пережить неудачу и превратить ее в успех......