Временные понятия
картотека
Игры и упражнения для дошкольников. Знакомство и закрепление понятий "Времена года", "Дни недели", "Вчера, сегодня, завтра", "Части суток".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremya_vremena_goda.docx | 15.93 КБ |
vremya_chasti_sutok.docx | 87.51 КБ |
vremya_vchera_segodnya_zavtra.docx | 14.83 КБ |
vremya_-_dni_nedeli.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения для детей дошкольного возраста по ознакомлению с временами года
Игра «Времена года».
Игра поможет ребёнку не только определить название времени года, но и его признаки. Задайте ребёнку вопрос и попросите его на него ответить:
- Какие времена года вы знаете?
- Какой вы представляете зиму?
- А что будет зимой с водой в реках, озёрах, прудах?
- Как приспосабливаются животные к зиме?
- Какое время года наступит после зимы?
- Какие признаки весны вы знаете?
- Какое время года наступит после весны?
- Какие пословицы вы знаете о лете?
Игра «Какое слово подходит?»
Эта игра несколько иного вида, она способствует развитию временных представлений у детей.
Взрослый задаёт детям разные вопросы, например: «Месяц зимы?
(перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) октябрь, ноябрь, сентябрь, февраль».
Месяц лета … (апрель, май, март, июнь).
Месяц весны … (январь, декабрь, февраль, март).
Время года (март, апрель, вечер, зима).
Части суток… (лето, май, апрель, ночь).
Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».
Эта игра научит ребёнка последовательно определять и называть месяцы года. Ребёнку предлагается рассмотреть картинки с изображением времен года. Далее прочитать отрывки из стихотворений и предложить отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации.
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне стоит мороз,
Льдинкой росписи нанес. (Зима)
Полюбуйся,
Весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
И. Никитин. Весна
Лето, лето к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком.
В. Берестов. Лето
Осень золото роняет,
Холод пташек угоняет…
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на теплый юг.
О. Иваненко. Осень
Взрослый уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Ребёнок называет времена года по порядку
Игра «Сравни»
Эта игра учит составлять рассказ по сравнению признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.
Ребёнку предлагают сравнить признаки времён года по картинкам-опорам, которые можно найти через Интернет.
Игра «В какое время года нужны эти предметы?»
С помощью этой игры закрепляются представления о временах года и сезонных изменениях в природе.
Взрослый показывает детям изображения времён года и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Например лыжи, санки, велосипед, футбольный мяч, зонт, резиновые сапоги и т.д.
Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»
Эта игра формирует знания детей о сезонных изменениях в природе.
Взрослый показывает одну из картинок, описывающего дерево в соответствующее время года, и спрашивает ребёнка, когда, в какое время года это происходит в природе.
Игра «Четвертый лишний»
Эта игра учит исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.
Взрослый показывает 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Ребёнок определяет, что не подходит и объясняет, почему не подходит.
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с частями суток
Уже с 3-4 лет дети должны уметь оперировать понятиями частей суток (утро, день, вечер, ночь). Предложенные вам игры помогут в этом.
Игра «Что ты сейчас делаешь?»
Эта игра наполнит словарь детей за счёт слов-названий частей суток.
Взрослый называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, поиграли. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, н-р: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
Игра «Что за чем?»
Эта игра учит детей запоминать последовательность частей суток.
Взрослый бросает ребёнку мяч (или передаёт волшебную палочку) и задаёт вопросы:
- Утро. А за ним? (Поймавший мяч ребёнок отвечает на него – день, и бросает мяч взрослому. т. д.
Игра «Когда это бывает»
Эта игра закрепляет представление о временах суток.
Так же можно проводить с мячом или любым другим предметом. Взрослый бросает ребёнку мяч и задаёт вопросы:
- Что дети делают ночью дома?
- Что делают днём?
- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т. д.
Игра «Назови все части суток»
Не сложно найти в интернете или книге картинки с изображением разного времени суток. Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему он так думает. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.
Как вариант, можно предложить ребёнку составить рассказ по одной из картинок. Это упражнение поможет развитию речи, умению составлять предложения, а так же правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».
Можно воспользоваться и этими картинками.
Игра «Назови пропущенное слово»
Эта игра научит ребёнка ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.
Взрослый задаёт вопрос:
- Мы завтракаем утром, ужинаем …., а обедаем…
- Сегодня мы рисовали, а вчера…
- Сегодня мы пойдём в гости, а завтра….
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с понятиями «Вчера», «Сегодня», «Завтра»
Общаясь с ребёнком, замечаешь, что многие из них путают между собой эти понятия. Как научить детей правильно их применять, помогут предложенные вам игры.
Игра «Продолжай!».
Эта игра поможет правильно применять понятия - вчера, сегодня, завтра.
Взрослый произносит короткую фразу и бросает мяч ребёнку: «На почту мы ходили.» «… вчера», — заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Смотреть продолжение мультфильма мы будем,,,» «.,,, сегодня». «Закончим рисовать мы с тобой…», «… завтра» и т. п.
Игра «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом)
Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч ….» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Н-р: «Мы пойдём гулять в лес (завтра); новогодний праздник был…. (вчера); и т. д.
Прочитайте стихотворение Генриха Сапгира «Сегодня, завтра и вчера» и обсудите его с ребёнком
Пробудился я сегодня —
На дворе сияет солнце.
Я подумал:
«Как вчера.
Если завтра будет то же,
Если завтра будет солнце,
Замечательно! Ура!»
А вчера что я подумал?
Я подумал про сегодня:
«Если завтра будет солнце,
Замечательно! Ура!»
Значит, я вчера подумал,
Что сегодня — это завтра.
Но когда пройдёт сегодня,
Назовут его «вчера».
Значит, так: проснусь я завтра
И подумаю: «Сегодня
На дворе сияет солнце —
И сегодня, как вчера».
А потом настанет завтра,
Будет новое сегодня.
Как чудесно жить на свете!
Замечательно! Ура!
Посмотрите с ребёнком мультипликационный фильм «Завтра будет завтра из серии «38 попугаев».
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с днями недели
Ребятам дошкольного возраста иногда сложно даётся запоминание последовательности дней недели, а тем более назвать последующий или предыдущий день недели. Предлагаем вам игры, которые помогут вам играя с ребёнком легко преодолеть эти трудности.
Игра «Живая неделя»
Эта игра развивает умение называть дни недели по порядку. Можно в неё поиграть с детьми во дворе, или если к вам пришли гости.
Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д.
Второй вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7, по-разному расположенными. Правила игры те же.
Третий вариант. Карточки цвета радуги. Каждый цвет соответствует дню недели
Игра «Отгадай-ка»
Эта игра поможет ребёнку закрепить название дней недели.
Взрослый называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка.
- Сколько раз в неделю готовила лисичка?
- Назови эти дни?
Игру можно проводить и на других сказках.
Игра «Назови скорей»
Эта игра учит называть последовательно дни недели.
Взрослый бросает мяч или передаёт предмет ребёнку и задаёт вопросы:
«Какой день недели сегодня?» или «Какой день недели был вчера?» Если ребёнок путается в ответах, предложите роль ведущего ему, а сами продемонстрируйте пример ответов.
Игровое упражнение «Назови день недели».
Эта игра предполагает более сложные задачи и развивает умение последовательно определять и называть дни недели.
Взрослый спрашивает у ребёнка: «Какой день сегодня? В этот же день ушли в поход школьники и вернутся через два дня на третий. В какой день недели вернутся из похода школьники?»
Игровое упражнение «Слушаем и называем».
Взрослый читает стихотворение, и по мере называния дней недели ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши.
Жаль, всего семь дней в неделе —
Дел навалом у Емели:
В понедельник на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во вторник —
Он плетет слону намордник.
Языком молотит в среду
И баклуши бьет соседу.
После дождичка в четверг
Он пускает фейерверк.
Пятница – тяжелый день:
Тень наводит на плетень.
И суббота не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день —
Сдвинет шапку набекрень…
Потому что воскресенье —
Это праздник и веселье:
И, улегшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле…
Было б восемь дней в неделе —
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!
А. Усачев
Дети перечисляют дни недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.
Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...
Формирование временных понятий по ФЭМП у дошкольников
защита проекта на тему: «Формирование временных понятий по ФЭМП у дошкольников» во время обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошколь...
Конспект занятия по математике во 2 младшей группе Знакомство с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь)
Тема: Знакомство с временными понятиямиПрограммное содержание:1. Знакомить детей с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь);2. Формировать временные понятия о частях суток в организации жизнедея...
Формирование временных понятий в дошкольном возрасте с учетом ФГОС
В статье даны рекомендации для педагогов и родителей по формированию у дошкольников временных понятий с учетом ФГОС....
Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе. Знакомство с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь) «Путешествие в страну времени»
Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе. Знакомство с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь). "Путешествие в страну времени"....
Семинар-практикум для родителей "Как знакомить детей с временными понятиями?"
Информация будет интересна родителям, педагогам...
Временные понятия
Ориентируемся во времени...