презентация "Семья"
презентация к уроку (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: Роль семьи в воспитании детей, функции семьи. Условия правильного воспитания в семье. Макаренко А.С. об условиях семейного воспитания. Задачи ДОУ в работе с семьёй. Условия успешной работы ДОУ с семьёй. Формы и содержание работы ДОУ с семьёй. Родительский комитет. Его функции, состав, содержание работы. Педагогическая работа с населением.
1 . Роль семьи в воспитании детей, функции семьи
Семья начальная структурная единица общества, закладывающая основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа и мама, бабушка и дедушка, внуки и правнуки. Брак двух людей еще не составляет семью: она появляется и укрепляется с рождением детей.
Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.
Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).
Семья представляет собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. не однородную, дифференцированную социальную группу. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), профессиональные «подсистемы» (мама - учительница, папа - шофер, бабушка -медсестра). Всё это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности.
Основные функции семьи НАЗВАНИЕ ФУНКЦИИ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ Репродуктивная функция семьи Состоит в воспроизводстве жизни, то есть, в рождении детей, продолжении человеческого рода.
Основные функции семьи НАЗВАНИЕ ФУНКЦИИ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ Экономическую функцию семьи. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность.
Основные функции семьи НАЗВАНИЕ ФУНКЦИИ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ Воспитательная функция семьи в семье воспитываются и взрослые, и дети. Три аспекта воспитательной функции: формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям знаний, умений и навыков.
Основные функции семьи НАЗВАНИЕ ФУНКЦИИ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ Воспитательная функция семьи систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием
Функции семьи Репродуктивная (функция продолжения рода) Хозяйственная (экономическая) Рекреативная (функция организации домашнего досуга) Коммуникативная Бытовая Воспитательная функция
Проблемы современной семьи Алкоголизм и наркомания родителей; Не уменьшается число детей, от которых при их рождении отказались матери; Возрастает количество отцов и матерей, лишенных родительских прав; Много неполных семей (одиночек, разведенных, вдов с детьми); Распространение во многих семьях накопительства, пренебрежение к труду - пагубно влияет на развитие личности ребенка. Стиль отношений между членами семьи.
Типы семей Однопоколенная семья Многопоколенная семья Неполная семья Семья с одним ребенком Семья с двумя и более детьми Неблагополучная семья ПРИМЕЧАНИЕ: У каждого типа семей своя проблема
Основные особенности развития взаимоотношений в семьях Здоровая семья Созависимая алкогольная семья открытое общение, поддержка друг друга, доверие, совместные действия, разумные и обсуждаемые моральные ценности, умение сотрудничать, сохранение обрядов, общие духовные ценности, уважение честной жизни каждого, открытое выражение любви, ценность служения людям, открытость помощи из вне неопределенные отношения (не говори, не чувствуй, не верь), поиск недостатков, недоверие, изоляция (каждый решает сам), экстремальная система ценностей, посягательство на частную жизнь другого, нет выражения чувствам, отрицание услуги (пойди и сделай сам), неприятие чужой помощи.
4 ТИПА ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ «герой семьи» - ответственный ребенок, примерный ученик, проблемный ребенок, «козел отпущения», бунтовщик, потерянный, «кроткий ребенок» (хорошая учеба, читает, фантазирует), «любимец семьи», ее талисман (чаще младший ребенок). ПРИМЕЧАНИЕ: Исследование американских учёных. Статья «Созависимая алкогольная семья»
2. Условия правильного воспитания в семье. Макаренко А.С. Об условиях семейного воспитания.
Условия правильного воспитания в семье. осознание родителями ответственности за воспитание детей перед обществом правильная организация семейной жизни авторитет родителей правильное отношение родителей к ребенку
Макаренко А.С. Об условиях семейного воспитания. Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей.
Макаренко А.С. Об условиях семейного воспитания. Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно. Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни
Макаренко А.С. Об условиях семейного воспитания. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!
Макаренко А.С. Об условиях семейного воспитания. Истинная сущность воспитательной работы заключается в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и организации жизни ребенка. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев.
Макаренко А.С. Об условиях семейного воспитания. Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стане, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.
Макаренко А.С. Об условиях семейного воспитания. авторитет подавления авторитет чванства авторитет резонерства авторитет доброты авторитет любви авторитет дружбы авторитет подкупа ЛОЖНЫЕ ВИДЫ АВТОРИТЕТА
Макаренко А.С. Об условиях семейного воспитания. жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение ИСТИННЫЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ
Условия правильного воспитания в семье Осознание родителями ответственности за воспитание детей перед обществом. Правильная организация семейной жизни Педагогические знания. Правильное отношение к ребенку: любовь в сочетании с требовательностью.
3 . Задачи ДОУ в работе с семьёй.
Работа с семьей — важная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на установление единства семейного и общественного воспитания.
В работе с семьей решаются следующие задачи: педагогическое просвещение родителей: изучение условий жизни и воспитания в каждой семье, выявление и пропаганда лучшего опыта; ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
В работе с семьей решаются следующие задачи: установление единства в воспитании детей: единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.
В работе с семьей решаются следующие задачи: изучение и распространение опыта семейного воспитания: воспитатель, посещая семьи, беседуя с родителями, наблюдая за детьми, отмечает положительный опыт организации жизни детей и вечерние часы и в выходные дни, умелое влияние на их интересы и поступки.
В работе с семьей решаются следующие задачи: ознакомление родителей с жизнью и работой ДОУ: для установления единства в воспитании детей в ДОУ и семье необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению, какие правила существуют для родителей, чем они обусловлены и т.д. По возможности родителям надо наглядно показать различные стороны жизни ДОУ.
4. Условия успешной работы ДОУ с семьёй
Необходимо, чтобы работа ДОУ с семьёй велась целенаправленно; планомерно; систематически; важны конкретность и дифференцированный подход на основе каждой семьи и ребенка; правильные взаимоотношения между воспитателями, работниками ДОУ и родителями.
Целенаправленность в работе с семьей заключается в том, чтобы любое мероприятие - беседа, доклад, оформление стенда для родителей - было направлено на достижение определенной цели.
Планомерность и систематичность работы с семьей предполагает ее непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию личности ребенка как процессу всестороннего ее развития, единство и взаимодействие физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Педагогическое просвещение родителей наиболее действенно тогда, когда оно носит конкретный характер. Чтобы давать родителям советы и рекомендации, воспитатель должен хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, условия жизни и воспитания в семьях. Конкретизировать общие требования и рекомендации семье с учетом возможностей, условий, уровня педагогической культуры родителей, подходить к семьям воспитанников дифференцировано - таково одно из условий успешно работы детского сада с семьей.
Немаловажное значение имеет характер взаимоотношений работников ДОУ с родителями. Эти взаимоотношения должны быть доброжелательными и дружескими. Если родители видят в воспитателе человека, лично заинтересованного в судьбе их ребенка, они относятся к нему как к другу и близкому человеку, проникаются к нему доверием и уважением. В основе отношения воспитателя к родителям лежит уважение к ним, как к отцам и матерям его воспитанников. Высокая культура взаимоотношений педагога с родителями создает благоприятную почву для установления взаимопонимания и единства в сложном деле воспитания детей.
5. Формы и содержание работы ДОУ с семьёй. Родительский комитет. Его функции, состав, содержание работы.
Формы работы ДОУ с семьёй Непосредственные и Опосредованные Общие для родителей всего ДОУ Групповые и Индивидуальные Наглядные. Выставки Общегрупповые и Подгрупповые Нетрадиционные
Индивидуальные формы ДОУ с семьей: беседы консультации посещение семей день открытых дверей
Коллективные формы ДОУ с семьей: родительские конференции родительские собрания консультации Общие собрания 2-3 раза в год, групповые – 1 раз в квартал. Тематика родительских собраний планируется перспективно на несколько лет вперёд. Воспитатели должны готовится: сообщения наглядный материал, оповещение, освещение семейного опыта, выставки. Сообщения на 20-25 минут с наглядным материалом, положительными примерами (отрицательный пример – не называть по имени). Консультации – воспитатель, врач, логопед, музыкальный работник и т.д.
Новые формы сотрудничества детского сада с семьей вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья», посиделки, вечер педагогических секретов «В старину бывало деды» подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др. Игры-конкурсы «Мама, папа, я – читающая семья» (музыкальная семья, театральная семья и т.д.), «Вечер бабушкиной песни», КВН, «Папа и я – со смекалкою друзья», «Бабушкина сказка», «Мамин каблучок», Аукционы (распродажа одежды), Клуб родителей (по интересам, например, «Дружим со спортом».
Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.
, В каждом детском саду имеется РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ избирается на общем собрании родителей. в него входят представители от родителей детей всех возрастных групп. организует свою работу в соответствии с «Положением о родительском комитете в детском саду». работа его планируется на год, содержание ее направлено на оказание помощи работникам ДОУ в воспитании детей, а также в работе с семьей.
, В каждом детском саду имеется РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ в каждой возрастной группе имеется родительский актив, который оказывает возможную помощь воспитателям: помогает в подготовке родительских собраний, вечеров, привлекает родителей к выполнению отдельных поручений и заданий. РК и актив ДОУ уделяют особое внимание неблагополучным семьям: посещают их, воздействуют на родителей. Вместе с воспитателями родительский актив изучает лучший опыт семейного воспитания и участвует в его распространении.
В каждом детском саду имеется РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ Родительский комитет организует дежурство родителей в дошкольном учреждении с целью осуществления общественного контроля и оказания помощи воспитателям.
6. Педагогическая работа с населением
Педагогическая работа с населением Все взрослое население, прежде всего родители, должно быть подготовлено к воспитанию детей и молодежи. С этой целью организуется пропаганда педагогических знаний среди населения. Университеты педагогических знаний для родителей охватывают широкий круг вопросов, которые рассматриваются с использованием разнообразных форм. Широко ведется пропаганда педагогических знаний через печать, радио, телевидение. Для родителей выпускается большое количество художественно-педагогической, научно-популярной литературы и методической литературы.
Педагогическая работа с населением Эффективной и широко распространенной формой пропаганды педагогических знаний, а также санитарно-просветительной работы является организация наглядной агитации . При оформлении средств наглядной агитации нужно продумывать ее содержание, художественное оформление, что способствует более глубокому восприятию ее материалов. Работники ДОУ , и прежде всего воспитатели, должны активно участвовать в педагогической пропаганде в роли ее организаторов, в качестве лекторов и консультантов по вопросам воспитания детей дошкольного возраста