Консультация для родителей "Детская игра в семье"
консультация

Ольга Викторовна Колотухина

Консультация направленна на реализацию детской игры дома, Материал поможет родителям правильно развивать своего ребенка, формировать детское воображение, которое не компенсируется в школьном возрасте. Содержание консультации содержит классификацию игры по Е.Е.Кравцовой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_doma_.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16

Консультация для родителей:

«Игровая деятельность в семье»

Составила старший воспитатель:

 Колотухина О.В.

 Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. О важности игры можно говорить много, но взрослому главное помнить, что игра- это средство разностороннего развития дошкольника.  Если ребенок в дошкольном детстве не проживет игровую деятельность полноценно у него возникают проблемы в школьном возрасте: плохая мотивация, несформированность эмоционально – волевой сферы, не развитое воображение, нет умения планировать, и реализовывать свои действия.

Именно в игре благополучно развивается психика ребенка. Лучше, если он будет играть со сверстниками. Обычно это сюжетно – ролевая игра, в которой дети отрабатывают полученные от взрослых модели поведения, разряжают накопившиеся чувства, учатся взаимодействовать друг с другом.

 Знаете, какой навык играет основную роль в школьном успехе ребенка? Это умение не считать, читать, писать. Это умение вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми, и поддерживать здоровые отношение. Задача родителей – создать ребенку условия для игровой деятельности. Не доигравшие дети во взрослом возрасте отличаются несамостоятельностью и безответственностью.

Иначе это называют социальной беспомощностью, которая является проводником в зависимость.

Игра с ребенком является профилактикой зависимости на все 100%

Дошкольный возраст имею свою классификацию игровой деятельности, которую разработала и описала Е.Е. Кравцова

Ранний возраст - предметная деятельность

С 3-4 режиссерская игра

4-5 лет образная игра

5-6 лет сюжетно – ролевая игра

6-7 сюжетно – ролевая игра + игры с правилами.

Но у каждого ребенка путь развития игры свой.  Родителям необходимо владеть общей классификации игровой деятельности, чтобы правильно определить на каком этапе игровой деятельности находится его ребенок, и занять правильную позицию.

Так как роль взрослого в детской игре важна и необходима.

Режиссерская игра 3- 4 года

 Очень важно, чтобы ребенок сначала видел, как это делается (ребенок стучит кубиком по столу, а мама говорить ему, что он молодец – как папа гвозди забивает, или ребенок видит, как играет с предметом другой ребенок) от взрослого необходимы постоянные комментарии действий ребенка. В этот момент формируется воображение.

Родителям необходимо создать условия, обогатить уголок ребенка дидактическими игрушками, игрушками – забавами, двигателями. Ограничить пространство, сузить до шалаша, игра на макетах, минисценах, много предметов – заместителей.

Ребенок манипулирует один самостоятельно. А взрослый играет рядом, не вмешивается в игру ребенка, но и не оставляет его без внимания. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.

Как правило, малыши с удовольствием включаются в игру, предлагаемую взрослым, если только она не чересчур сложна для ребёнка. Играя со взрослым рядом, малыш подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает всё более сложные формы игрового поведения.

А дальше всё зависит от взрослых: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сложными и интересными.

Поэтому сначала новый уровень игры достигается именно в совместных со взрослым играх, и лишь постепенно к этому уровню подтягивается спонтанная игра малыша.

 Если же родители мало играют с ребёнком, развитие его игровой деятельности обычно останавливается на одной из ранних стадий. А соответственно, тормозится и развитие его внутреннего мира.

Образная игра 4-5 лет

Источником образной игры служат книги, кино, компьютерные игры.  Для создания образа у ребенка должны быть атрибуты, костюмы для персонажа, который выбирает ребенок. Атрибут очень личный. В образной игре должен быть зритель. Необходимо пространство, сцена, подиум, кроме костюмов для образа можно использовать ткани разной фактуры и размера.

Взрослому необходимо обогащать образ через постановку вопроса, проблемную ситуацию, представление информации взрослого через рассказ, эвристические беседы, комментирования. Именно качество отыгранной роли отражается затем в сюжетно – ролевой игре. Если ребенку помогли расширить образ, то он хорошо представляет, что может делать тот или иной герой в сюжетно – образной игре, а это ведет за собой разнообразный и длительный сюжет.

Сюжетно – ролевая игра 5-6 лет

Для сюжетно – ролевой игры нужны предметы: мягкие модули, конструктор, бросовый материал, канцелярские принадлежности.

Сюжетно – ролевая игра начинается с простых взаимодействий

"Дочки-матери", "Посещение врача", "Приход гостей", "Покупка продуктов в магазине"

Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли взрослых: в игре ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, то водителем автобуса... На этой стадии ребенок полностью отождествляет себя в игре с ролью и стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае ребёнок начинает возмущаться: "ты неправильно играешь!" Тут же ребенок впервые сам создает правило, что является дальнейшей организацией всей его жизни.

Необходимо найти ребёнку постоянного партнёра для игр, дома это на первом этапе сюжетно – ролевой игры должен быть взрослый. Если же партнёрами малыша всегда оказываются только игрушки, у него будет мало опыта общения с другими детьми и ему будет труднее строить отношения с ними.

При активной позиции взрослого на начальном этапе, со временем сюжетно – ролевая игра развивается и превращается в последовательность игровых ситуаций. От игр начального этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра в "поездку на дачу" может протекать так: сначала все вместе "едут на дачу" на "машине" или на "электричке", затем "папа" копает или поливает грядки, "мама" готовит "еду", а "дети" ловят "кузнечиков", потом все вместе "идут в лес" за ягодами или за грибами и так далее.

Такое усложнение структуры игры - это важный признак развития сознания ребенка, показатель его способности связывать разные жизненные ситуации в единое целое и осуществлять в них последовательную линию поведения. Сюжетно – ролевые игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым.

Играя друг с другом в сюжетно-ролевые игры, дети начинают учиться азам делового общения. На первых порах здесь очень важно участие взрослого, который учит детей договариваться и искать справедливые и взаимоприемлемые решения всех спорных вопросов.

 В сюжетно-ролевых играх усложняются взаимоотношения персонажей: они могут ссориться и мириться друг с другом, спорить и договариваться о совместных действиях, бороться или воевать. Взаимоотношения самих детей тоже усложняются, ведь теперь им надо договариваться не только о том, во что играть и кто какую роль будет исполнять, но и том, как будут развиваться события, какие эпизоды включать в игру, а какие нет, и кто кого победит.    Поэтому роль взрослого будет, еще заключатся в создании условий, а именно, чтобы у ребенка был партнер – друг.

   Сюжетно-ролевые игры помогают ребёнку успешно "переваривать" любые события, которые сильно потрясли или задели его, - радостные или страшные, печальные или обидные. В игре ребенок может много раз переживать новогодний праздник или посещение цирка - до тех пор, пока эмоционально не "насытится" этим опытом. Точно так же он может многократно проживать те чувства, которые вызывает у него любимый мультик или книжка.

    Игра позволяет также "переиграть" события, которые закончились неудачей, помочь примириться с потерей и эмоционально подготовиться к будущим событиям, вызывающим радостное или тревожное волнение (поступление в школу, поездка в гости или на рыбалку и тому подобное).

Играя в сюжетно-ролевую игру, ребёнок уже удерживает в сознании не только смысл конкретного игрового действия, но и его включённость в сюжет, его смысловые связи с другими эпизодами игры. Тем самым смысловое строение сюжетно-ролевой игры оказывается многоуровневым, и эта многоуровневость впоследствии становится основой для сложного социального поведения, где каждое действие также должно быть включено в разные смысловые связи одновременно.     Не умея соотносить свои действия с многоуровневыми смысловыми структурами, человек окажется беспомощным во многих социальных ситуациях (профессиональных, семейных, политических и так далее) и не сможет осмысленно в них действовать. Таким человеком легко манипулировать, и он чаще всего оказывается пешкой в руках разного рода начальников и лидеров или даже просто хитрецов и мошенников. Иными словами, детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.

    Как мы видим, что роль взрослого в детской игре важна и нужна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Игры в семье с нестандартным оборудованием).

Использование нестандартного оборудывания в семье -консультация для родителей...

консультация для родителей: игры в семье

В игре дети находятвыход своей неуёмной фантазии. На музыкальных занятиях дети играют в различные музыкальные игры....

Консультация для родителей "Игры всей семьей"

Чем же занять себя и как развлечь себя, когда все дома? Вам поможет подборка игр для всей семьи....

Консультация для родителей «Играем всей семьей».

Мир вокруг нас меняется очень быстро. Ребенка теперь с самого раннего детства окружают разнообразные электронные устройства. С одной стороны, новые технологии полезны, но с другой, вызывает тревогу фа...