План работы с родителями по речевому развитию детей
материал (старшая группа)

Матвеева Мария Константиновна

План работы с родителями по речевому развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план работы по речевому развитию78.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с родителями

в группе старшего дошкольного возраста «Ромашки»

МБДОУ ЦРР д/с «Рябинушка»

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

        Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. У ребенка интенсивно развиваются все стороны речи: словарь, звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй; просодический компонент (ритмико-интонационная окраска речи), фонематический слух, связная речь. При поступлении в школу ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением; умением слышать и различать звуки родного языка; выделять гласные и согласные звуки, мягкий, твердый, звонкий, глухой; умением правильно строить простое предложение; овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.

Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда необходимо обратить внимание на устную речь ребенка, чтобы проводить работу по развитию речи не только в детском саду с воспитателями и специалистами, но и дома с родителями и ближайшим окружением. Ведь в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего обучения, а речь всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок.

Таким образом, от качества взаимодействия ДОУ и семьи, уровня  одинакового понимания ими задач речевого развития детей в дошкольный период зависит дальнейшее речевое развитие ребенка. В ходе совместной работы  повышается уровень педагогической культуры родителей по речевому развитию, так же   происходит формирование основных средств языка, и это создает возможность для осуществления коммуникации со сверстниками, взрослыми и дальнейшей социализации ребенка.

Планирование работы с родителями  по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста № 5 «Ромашки», в которой я являюсь воспитателем,  обусловлено рядом  обстоятельств.

Во-первых, актуальностью данного направления работы для воспитанников моей группы. Группу посещают  21 ребенок: 12 девочек и 10 мальчиков, из них 9 детей – дети ОВЗ (речевое развитие). Уровень развития речи детей группы разный. Дети с низким уровнем развития – это в основном те дети, которые имеют речевые нарушения: ОНР, ФНР, ФФНР.

Во-вторых, запросом родителей воспитанников, их пожеланиями и затруднениями, которые были выявлены  путем  анкетирования.

Традиционно  в начале и в конце года проводятся родительские собрания с рассмотрением вопросов речевого развития детей, разрабатываются информационные листы и памятки по интересующим родителей, в том числе по вопросам речевого развития.

Вся работа с родителями по речевому развитию осуществляется  совместно со специалистами и администрацией дошкольного учреждения, в ней участвуют: учитель-логопед, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Для оценки результатов работы с родителями  по данному направлению мною был самостоятельно разработан диагностический инструментарий: «Анкета  на тему «Что я знаю о речевом развитии детей?», «Анкета «Оценка эффективности работы учителя-логопеда», анкета «Удовлетворенность родителей результатами совместной с педагогами детского сада работы по речевому развитию детей».

         

План работы

Цель работы с родителями: создание единого  образовательного и развивающего пространства «детский сад – семья» в решении задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школьному обучению.

Задачи:

1) повышение уровня педагогической компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей через различные виды деятельности (круглые столы, советы логопеда, творческие вечера, и т.д);

2) обогащение родителями практического опыта всестороннего речевого развития речи детей  в условиях семьи;

3) формирование у родителей установки на сотрудничество со специалистами  детского сада как обязательного условия достижения качественных результатов в данном направлении.

Месяц

Мероприятие

Цель

Участники

Сентябрь

Родительское собрание № 1 «Мы стали на год старше. Успехи и затруднения, выявленные в ходе педагогического наблюдения».

Приглашенные:

1) учитель-логопед – тема выступления

«Особенности развития речи детей 5-6 лет»

Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет, результатами педагогического наблюдения, выявленными «проблемными полями». Совместное обозначение задач для совместного решения  в учебном году, в том числе по речевому развитию.

Моделирование форм и перспектив взаимодействия педагогов и родителей  на новый учебный год Повышение  педагогической культуры родителей.

Родители, воспитатели, учитель-логопед,

Анкетирование родителей «Что я знаю о речевом развитии детей?»

Определения уровня знаний родителей по вопросам речевого развития детей, выявление запроса на оказание консультативной помощи

Воспитатели, учитель-логопед, администрация

Педагогическая гостиная «Роль семьи в преодолении недостатков речи у детей. Технологии  коррекции речевых нарушений»  

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, познакомить с современными технологиями, методами и приёмами коррекции речевых нарушений и успешного речевого развития детей

Учитель-логопед

Октябрь

Педагогическая гостиная на тему:

«Игры по развитию речи своими руками».

Проводит воспитатель

Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.

Родители, воспитатели, музыкальный руководитель

Памятки «Упражнения для развития речи детей 5-6 лет в домашних условиях». 

Расширять знания родителей о способах речевого развития ребёнка в домашних условиях

Воспитатели группы

Ноябрь

Педагогическая гостиная на тему: «Речь и весёлый мяч».

Проводит учитель- логопед.

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме в домашних условиях

Родители, воспитатели, учитель-логопед

Информационный лист: «Давайте  задумаемся,  всегда  ли

правильно звучит наша речь»

Дать понять родителям, что их речь является примером для подражания детьми.

Воспитатели группы

Январь

Игровой тренинг «Развиваем мелкую моторику в творчестве».

Расширять и углублять представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей дошкольного возраста

Родители, воспитатели

Февраль

Педагогическая гостиная на тему:

 «Лепбук-как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей».

Создать серию лэпбуков для повышения уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Родители, учитель-логопед,

Конференция для родителей детей старших и подготовительных групп «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Ознакомление родителей с информацией об оценке готовности детей к поступлению в школу

Учителя  начальных классов школы, администрация ДОУ, учитель-логопед, инструктор по физической культуре

Памятка «Пять простых советов логопеда родителям»

Расширять знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребёнка.

Воспитатели группы

Март

Педагогическая гостиная на тему:

 «Вот какие мы большие!»

Проводит воспитатель

Формировать систему знаний у родителей о важнейшем периоде формирования личности

Родители, воспитатели

Семейная гостиная

«А мы делаем так!» Такие полезные игры дома (игры на развитие речи).

Обмен опытом между родителями по речевому развитию детей в домашних условиях.

Повышение

педагогической культуры родителей в процессе организации развивающих игр в старшем дошкольном возрасте.

Воспитатели группы, учитель-логопед, администрация

Мастер-класс  «Развитие речи и памяти детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники».

Проводят воспитатели группы

Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями,

принципами  технологии,  этапами  работы  с  мнемотаблицами  в домашних условиях.

Родители, воспитатели группы

Педагогическая гостиная на тему:

«В школу - после старшей группы. Плюсы и минусы»

Познакомить родителей с методами и приемами работы начальной школы.

учитель начальных классов школы, воспитатели группы

Май

Итоговое родительское № 2 собрание «Мы подросли. Наши успехи и достижения»

Подведение итогов совместной работы родителей и ДОУ за год по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Воспитатели группы

Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством и эффективностью совместной работы с педагогами ДОУ».

Выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогов ДОУ.

Воспитатели группы

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Родители будут:
  • знать методы и приёмы развития речи детей;
  • уметь определять сильные и слабые стороны речевого развития ребёнка и учитывать их; выполнять разного рода упражнения, направленные на коррекцию или развитие разных сторон речи;
  • осознавать роль семьи в речевом развитии детей, важность продолжения работы воспитателя и специалистов по речевому развитию в домашних условиях; значимость уровня развития речи для школьного обучения;  
  • проявлять искреннюю заинтересованность в речевой активности ребенка и готовность к эмоциональной поддержке.
  1. Удовлетворение родителей качеством оказания им консультативной помощи педагогами детского сада и достигнутыми в совместной работе с ними результатами  речевого развития детей.

Вывод: Совместная деятельность детского сада и родителей, осознание родителями важности своевременного уделения должного внимания вопросам подготовки детей к школьному обучению, правильное понимание родителями задач дошкольного детства - «сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; полноценное проживание ребёнком периода дошкольного детства» - позволит детям успешно и с удовольствием перейти на следующую ступень образования – обучение в школе.

Список литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования О-75 «Вдохновение»/ под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 342с. – (Серия «Вдохновение»);

- Коглин У. Наблюдение за развитием детей от 48 до 72 месяцев и протоколирование результатов: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ У. Коглин, Ф. Петерман, У. Петерман; под ред. С.Н. Бондаревой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 104с.: ил. – (Вдохновение)

-  Современная семья: образование и развитие ребенка/ под ред. Проф. В.Э. Фтенакиса. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 88с.: ил. – (Вдохновение. Создаать естество знания).

- Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Работа с родителями по речевому развитию детей"

"Работа с родителями по речевому развитию детей"...

Индивидуальный план работы по теме самообразования: "Речевое развитие детей дошкольного возраста" на 2013-2018 учебный год

Развитие словоряВоспитание культуры речиРазвитие связанной речиВоспитание любви и интереса к худ.речи...

Методические рекомендации по организации интерактивных форм работы с родителями по речевому развитию детей.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс развития и по...

Формы работы с родителями по речевому развитию детей

Презентация на тему: "Формы работы с родителями по речевому развитию детей"...

План работы по самообразованию «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей»

Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом ...

План работы с родителями по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

План работы с родителями по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста...

Перспективный план работы с родителями по речевому развитию детей с использованием мнемотехники.

Перспективный план работы с родителями по речевому развитию детей с использованием мнемотехники....