План работы с родителями по речевому развитию детей
материал (старшая группа)
План работы с родителями по речевому развитию детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план работы по речевому развитию | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы с родителями
в группе старшего дошкольного возраста «Ромашки»
МБДОУ ЦРР д/с «Рябинушка»
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.
Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. У ребенка интенсивно развиваются все стороны речи: словарь, звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй; просодический компонент (ритмико-интонационная окраска речи), фонематический слух, связная речь. При поступлении в школу ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением; умением слышать и различать звуки родного языка; выделять гласные и согласные звуки, мягкий, твердый, звонкий, глухой; умением правильно строить простое предложение; овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.
Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда необходимо обратить внимание на устную речь ребенка, чтобы проводить работу по развитию речи не только в детском саду с воспитателями и специалистами, но и дома с родителями и ближайшим окружением. Ведь в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего обучения, а речь всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок.
Таким образом, от качества взаимодействия ДОУ и семьи, уровня одинакового понимания ими задач речевого развития детей в дошкольный период зависит дальнейшее речевое развитие ребенка. В ходе совместной работы повышается уровень педагогической культуры родителей по речевому развитию, так же происходит формирование основных средств языка, и это создает возможность для осуществления коммуникации со сверстниками, взрослыми и дальнейшей социализации ребенка.
Планирование работы с родителями по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста № 5 «Ромашки», в которой я являюсь воспитателем, обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, актуальностью данного направления работы для воспитанников моей группы. Группу посещают 21 ребенок: 12 девочек и 10 мальчиков, из них 9 детей – дети ОВЗ (речевое развитие). Уровень развития речи детей группы разный. Дети с низким уровнем развития – это в основном те дети, которые имеют речевые нарушения: ОНР, ФНР, ФФНР.
Во-вторых, запросом родителей воспитанников, их пожеланиями и затруднениями, которые были выявлены путем анкетирования.
Традиционно в начале и в конце года проводятся родительские собрания с рассмотрением вопросов речевого развития детей, разрабатываются информационные листы и памятки по интересующим родителей, в том числе по вопросам речевого развития.
Вся работа с родителями по речевому развитию осуществляется совместно со специалистами и администрацией дошкольного учреждения, в ней участвуют: учитель-логопед, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Для оценки результатов работы с родителями по данному направлению мною был самостоятельно разработан диагностический инструментарий: «Анкета на тему «Что я знаю о речевом развитии детей?», «Анкета «Оценка эффективности работы учителя-логопеда», анкета «Удовлетворенность родителей результатами совместной с педагогами детского сада работы по речевому развитию детей».
План работы
Цель работы с родителями: создание единого образовательного и развивающего пространства «детский сад – семья» в решении задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школьному обучению.
Задачи:
1) повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей через различные виды деятельности (круглые столы, советы логопеда, творческие вечера, и т.д);
2) обогащение родителями практического опыта всестороннего речевого развития речи детей в условиях семьи;
3) формирование у родителей установки на сотрудничество со специалистами детского сада как обязательного условия достижения качественных результатов в данном направлении.
Месяц | Мероприятие | Цель | Участники |
Сентябрь | Родительское собрание № 1 «Мы стали на год старше. Успехи и затруднения, выявленные в ходе педагогического наблюдения». Приглашенные: 1) учитель-логопед – тема выступления «Особенности развития речи детей 5-6 лет» | Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет, результатами педагогического наблюдения, выявленными «проблемными полями». Совместное обозначение задач для совместного решения в учебном году, в том числе по речевому развитию. Моделирование форм и перспектив взаимодействия педагогов и родителей на новый учебный год Повышение педагогической культуры родителей. | Родители, воспитатели, учитель-логопед, |
Анкетирование родителей «Что я знаю о речевом развитии детей?» | Определения уровня знаний родителей по вопросам речевого развития детей, выявление запроса на оказание консультативной помощи | Воспитатели, учитель-логопед, администрация | |
Педагогическая гостиная «Роль семьи в преодолении недостатков речи у детей. Технологии коррекции речевых нарушений» | Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, познакомить с современными технологиями, методами и приёмами коррекции речевых нарушений и успешного речевого развития детей | Учитель-логопед | |
Октябрь | Педагогическая гостиная на тему: «Игры по развитию речи своими руками». Проводит воспитатель | Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия. | Родители, воспитатели, музыкальный руководитель |
Памятки «Упражнения для развития речи детей 5-6 лет в домашних условиях». | Расширять знания родителей о способах речевого развития ребёнка в домашних условиях | Воспитатели группы | |
Ноябрь | Педагогическая гостиная на тему: «Речь и весёлый мяч». Проводит учитель- логопед. | Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме в домашних условиях | Родители, воспитатели, учитель-логопед |
Информационный лист: «Давайте задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь» | Дать понять родителям, что их речь является примером для подражания детьми. | Воспитатели группы | |
Январь | Игровой тренинг «Развиваем мелкую моторику в творчестве». | Расширять и углублять представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей дошкольного возраста | Родители, воспитатели |
Февраль | Педагогическая гостиная на тему: «Лепбук-как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей». | Создать серию лэпбуков для повышения уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. | Родители, учитель-логопед, |
Конференция для родителей детей старших и подготовительных групп «Готов ли ваш ребенок к школе?» | Ознакомление родителей с информацией об оценке готовности детей к поступлению в школу | Учителя начальных классов школы, администрация ДОУ, учитель-логопед, инструктор по физической культуре | |
Памятка «Пять простых советов логопеда родителям» | Расширять знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребёнка. | Воспитатели группы | |
Март | Педагогическая гостиная на тему: «Вот какие мы большие!» Проводит воспитатель | Формировать систему знаний у родителей о важнейшем периоде формирования личности | Родители, воспитатели |
Семейная гостиная «А мы делаем так!» Такие полезные игры дома (игры на развитие речи). | Обмен опытом между родителями по речевому развитию детей в домашних условиях. Повышение педагогической культуры родителей в процессе организации развивающих игр в старшем дошкольном возрасте. | Воспитатели группы, учитель-логопед, администрация | |
Мастер-класс «Развитие речи и памяти детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники». Проводят воспитатели группы | Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами в домашних условиях. | Родители, воспитатели группы | |
Педагогическая гостиная на тему: «В школу - после старшей группы. Плюсы и минусы» | Познакомить родителей с методами и приемами работы начальной школы. | учитель начальных классов школы, воспитатели группы | |
Май | Итоговое родительское № 2 собрание «Мы подросли. Наши успехи и достижения» | Подведение итогов совместной работы родителей и ДОУ за год по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста | Воспитатели группы |
Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством и эффективностью совместной работы с педагогами ДОУ». | Выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогов ДОУ. | Воспитатели группы |
Ожидаемые результаты:
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Родители будут:
- знать методы и приёмы развития речи детей;
- уметь определять сильные и слабые стороны речевого развития ребёнка и учитывать их; выполнять разного рода упражнения, направленные на коррекцию или развитие разных сторон речи;
- осознавать роль семьи в речевом развитии детей, важность продолжения работы воспитателя и специалистов по речевому развитию в домашних условиях; значимость уровня развития речи для школьного обучения;
- проявлять искреннюю заинтересованность в речевой активности ребенка и готовность к эмоциональной поддержке.
- Удовлетворение родителей качеством оказания им консультативной помощи педагогами детского сада и достигнутыми в совместной работе с ними результатами речевого развития детей.
Вывод: Совместная деятельность детского сада и родителей, осознание родителями важности своевременного уделения должного внимания вопросам подготовки детей к школьному обучению, правильное понимание родителями задач дошкольного детства - «сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; полноценное проживание ребёнком периода дошкольного детства» - позволит детям успешно и с удовольствием перейти на следующую ступень образования – обучение в школе.
Список литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования О-75 «Вдохновение»/ под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 342с. – (Серия «Вдохновение»);
- Коглин У. Наблюдение за развитием детей от 48 до 72 месяцев и протоколирование результатов: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ У. Коглин, Ф. Петерман, У. Петерман; под ред. С.Н. Бондаревой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 104с.: ил. – (Вдохновение)
- Современная семья: образование и развитие ребенка/ под ред. Проф. В.Э. Фтенакиса. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 88с.: ил. – (Вдохновение. Создаать естество знания).
- Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Работа с родителями по речевому развитию детей"
"Работа с родителями по речевому развитию детей"...
Индивидуальный план работы по теме самообразования: "Речевое развитие детей дошкольного возраста" на 2013-2018 учебный год
Развитие словоряВоспитание культуры речиРазвитие связанной речиВоспитание любви и интереса к худ.речи...
Методические рекомендации по организации интерактивных форм работы с родителями по речевому развитию детей.
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс развития и по...
Формы работы с родителями по речевому развитию детей
Презентация на тему: "Формы работы с родителями по речевому развитию детей"...
План работы по самообразованию «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей»
Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом ...
План работы с родителями по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
План работы с родителями по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста...
Перспективный план работы с родителями по речевому развитию детей с использованием мнемотехники.
Перспективный план работы с родителями по речевому развитию детей с использованием мнемотехники....