Консультации для родителей.
консультация

Консультация для родителей по гигиене органов речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_gigiene_organov_rechi.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по гигиене органов речи.

В дошкольном возрасте у детей слизистые оболочки верхних дыхательных путей и голосовые связки очень нежны и легкоранимы, поэтому в этом возрасте они часто страдают от насморка, воспаления гортани, бронхов и легких. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка.

         Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание — через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. Этого не происходит при дыхании через рот. Кроме того, при дыхании через рот затрудняются нормальный ритм и глубина дыхания, и прохождение воздуха в легкие в единицу времени уменьшается.

Дыхание через рот у детей чаще всего возникает при хроническом насморке, или появлении в носоглотке аденоидов (аденоиды — разрастание носоглоточной миндалины, находящейся на задневерхней стенке носоглотки).

Нарушение носового дыхания отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка: он бледнеет, становится вялым, легко утомляется, плохо спит, страдает головными болями, физическое и психическое развитие его замедляется. Такого ребенка необходимо показать врачу. Если причиной неправильного дыхания являются аденоиды, их удаляют и состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме.

При воспалении гортани (ларингите) - заболевают в основном голосовые связки, расположенные на внутренней поверхности боковых стенок гортани.

Ларингит имеет две формы: острый и хронический. Острый ларингит сопровождается кашлем, першением в горле, болями при
глотании, разговоре, хрипотой, иногда даже потерей голоса. Если не будут приняты своевременно необходимые меры лечения, острый ларингит может перейти в хроническую форму.

Для предохранения органов дыхания и голосового аппарата от заболеваний необходимо остерегаться:

-  резких колебаний температуры воздуха и пищи. Не следует выводить детей из сильно нагретых помещений или после горячей ванны (бани) на холод, разрешать пить холодные напитки или есть мороженое в разгоряченном состоянии.

         - сильного напряжения голосового аппарата, который может привести к воспалению гортани. Надо следить за тем, чтобы дети продолжительное время громко не разговаривали, не пели, не кричали и не плакали, особенно в сырых, холодных и пыльных помещениях или на прогулках в сырую, холодную погоду.

- на дыхательный аппарат вредно влияет постоянное нахождение в помещениях, насыщенных пылью и раздражающими запахами, особенно следует избегать табачного дыма.

Разучивание песен и пение дома должно происходить с соблюдением голосового режима и дыхания, только тогда оно будет способствовать развитию и укреплению гортани, голосовых связок и легких. Чтобы голосовые связки не перенапрягались, петь надо спокойным, негромким голосом, петь без напряжения; непрерывность звучания не должна превышать 4—5 мин. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Также учитываются особенности детей различных возрастных групп, следить за тем, чтобы дети при пении не опускали слишком низко голову, так как при этом гортань сдавливается, прохождение воздуха затрудняется, что вызывает перенапряжение голосового аппарата. Для лучшей подвижности грудной клетки и диафрагмы желательно, чтобы дети пели стоя.

Не стоит забывать и о формировании правильной речи ребенка, здесь важную роль играет речь окружающих его людей. Взрослые должны говорить с ребенком простым, понятным ему языком, правильно, четко произнося каждый звук, правильно ставя ударение. Следует подбирать простые по построению, немногословные предложения, делая между ними небольшие остановки: говорить неспеша, в умеренном темпе, выразительно (подчеркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства), приятным, мелодичным, «теплым» голосом.

Нельзя упускать из виду того, что маленький ребенок нередко охотно слушает взрослых не потому, что заинтересован тем, о чем ему говорят, а потому, что наслаждается музыкой речи.

Постарайтесь соблюдать следующие правила:

1. Никогда не кричите сами и приучайте ребенка говорить сдержанно.

2. Ни в коем случае не разговаривайте с ребенком на улице при сильном морозе.

3. Не пытайтесь перекричать шум (например, транспортный). Если нет острой необходимости сказать что-то немедленно, лучше подождать, пока шум не стихнет или вы сами окажетесь в более тихом месте.

4. Не перенапрягайте голос ребенка при ангине, заболеваниях дыхательных путей, легких. И не только в разгар болезни, но и когда дело пошло на поправку.

5. Отрицательное действие на голос может оказать сухой воздух при паровом отоплении. Поэтому по возможности увлажняйте его — разведите цветы, если у ребенка нет к ним аллергии, оставляйте в открытом сосуде воду около спящего малыша.

6. И, конечно же, особого внимания требует голос 4—5-летнего ребенка, когда он начинает петь. Исполняемые им песни не должны выходить за пределы допустимой громкости — иначе это может привести не только к хрипоте, но и к более значительным стойким нарушениям голоса.

         На состояние голоса влияет и питание. Острая пища, содержащая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую оболочку горла, ухудшает голос. Учтите, что излишняя полнота ребенка отрицательно отражается и на его голосе.

При всех видах нарушения голоса с целью профилактики следует уделить внимание общему физическому развитию: прогулкам, играм, закаливанию, утренней гимнастике, личной гигиене.

Для развития и укрепления речевого аппарата детей в детском саду используются игры, упражнения.

Ребенку трех—пяти лет полезны игры, в которых приходится говорить тихо или шепотом. Например, игра в «Эхо»: взрослый произносит слово громко, а ребенок повторяет тихо. Полезно произносить уже заученный стишок так: первую строчку взрослый произносит громко, а вторую ребенок произносит тихо и т.д.

С ребенком, который говорит слишком тихо, лучше разговаривать на большом расстоянии — незаметно для себя он будет усиливать свой голос, то же надо делать и при чтении им стихов или рассказывании. Но никогда не следует принуждать его говорить обязательно громко — он станет избегать разговора или превратится в «молчальника».

         Хороший эффект дают скороговорки, которые дети произносят тихо и громко, быстро и медленно. Когда дети сильно расшумятся, можно предложить им шёпотом прочитать всем известное стихотворение «Тише, мыши...», в конце которого все громко смеются: «Ха, ха, ха». Эта игра даёт психологическую разрядку и развивает шепотную и громкую речь.

         Сохранить здоровье ребенка – основная задача и родителей и воспитателей. Подорвать его легко, а вот восстановить, избавиться от различных нарушений, обрести прежнее состояние – для этого потребуется уже значительно больше времени.

Берегите голос ребенка – такой звонкий, такой чистый и такой хрупкий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...