Что такое дизартрия дислалия и тахилалия?
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_dislaliya_dizartriya_i_tahilaliya.docx | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей. Что такое дислалия, дизартрия и тахилалия?
Наверное, каждый из вас слышал выражение «говорит с кашей во рту». Так говорят о детях с не четкой, смазанной речью.
Что же это за «каша» и как от неё избавиться?
«Кашей во рту» называют такие нарушения речи как дислалия, дизартрия и тахилалия (ускоренный темп речи).
Дислалия - это нарушение звукопроизношения, которое возникло по следующим причинам:
* неправильное строение артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда и др;
* нарушение восприятия звуков на слух (фонематический слух);
*неправильно сформировавшиеся артикуляционные «позы», которые негативно сказываются на звукопроизношении.
Дизартрия - это нарушение лишь звукопроизносительной стороны речи.
Дело в том, что головной мозг посылает сигналы органам ротовой полости, но в процессе где-то «замыкает», и мы видим неточность артикуляционного движения, нарушения мышечного тонуса, подвижности органов артикуляции.
Детям с дизартрией трудно управлять своими органами артикуляции.
Первые простые слова у них появляются обычно вовремя, а вот переход к фразе, а также накапливание активного словаря затягивается, потому что для этого как раз требуется быстрое и уверенное переключение между разными артикуляционными позами.
При тахилалии нарушается темп речи.
Ребенок с тахилалией говорит быстро и невнятно, часто «проглатывая» окончание слов, переставляя слоги местами.
Все это происходит непроизвольно, но если ребенок будет «следить» за своей речью, то он может снизить речевой темп.
Причины тихалалии:
* генетика;
*подражание взрослым;
*черепно-мозговые травмы и др.
Как исправить?
Для устранения таких нарушений, несомненно, потребуется работа ребенка с логопедом.
Здесь будет проведена работа над нормализацией мышечного тонуса лица, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.
Не стоит забывать и о развитии мелкой моторики, самоконтроле темпа речи.
Стандартная артикуляционная разминка начинается с гимнастики губ. Сюда входят такие знакомые всем с детства упражнения, как «трубочка-улыбка», «поцелуйчики», «натягивание губ на зубы». Очень эффективно также упражнение «шторки»: плотно смыкаем зубы, затем пытаемся поднять, будто за ниточку, верхнюю губу. Нижняя губа должна оставаться расслабленной. Затем опускаем вторую «шторку». Все упражнения должны делаться в полную силу: попросите ребёнка попытаться дотянуться губами до противоположной стены, не сходя с места. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме, ведь очень важно, чтобы ребёнку были интересны занятия.
После тренировки губ переходите к упражнениям для языка. Можете предложить ребёнку по-разному дразниться, сворачивать из языка трубочки, прилеплять его к нёбу или цокать как лошадь. Цель этих упражнений – научиться управлять собственным языком. Чтобы проверить результат проведённых упражнений, попросите ребёнка менять положение языка под ваши хлопки: допустим, на первый хлопок сворачивать в трубочку, а на второй – расслаблять.
Работа с челюстью – самый сложный и важный элемент артикуляционной разминки, ведь именно этот зажим является самым сложным, и чем старше становится ребёнок, тем тяжелее исправить ситуацию. Чтобы слова произносились внятно, челюсть должна широко открываться. Наработать эту привычку можно разными способами: самыми популярными из них являются речь с пробкой во рту или с орехами за щеками. Также полезно следующее упражнение: руку, зажатую в кулак, нужно подносить ко рту, открывая челюсть, будто хотите откусить кусочек яблока.
Залог успеха артикуляционной разминки состоит в постоянном повторении упражнений. В то же время, они не должны приедаться, потому, как мы уже говорили, не забывайте преподносить каждое задание, как весёлую игру. Когда вы увидите результаты работы над артикуляционным аппаратом, попробуйте ввести в занятия чистоговорки. Их можно использовать по-разному: читать, играя определённую роль, ритмично произносить, отбивая от пола на каждое слово теннисный мяч или совмещать с какими-либо движениями. Можно даже придумать простой танец и исполнять его одновременно с чтением чистоговорки. Таким образом, вы сможете закрепить наработанные результаты и отлично дисциплинировать речь ребёнка.
Хороша лишь та каша во рту, которая до этого была с любовью приготовлена на кухонной плите. Мелкий речевой недостаток может повредить вашему ребёнку в будущем, когда бороться с ним станет уже намного сложнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...