Проведение подвижных и малоподвижных игр разных народов на открытом воздухе.
консультация

Иванова Анжелика Сергеевна

Рекомендации для родителей по проведению подвижных и малоподвижных игр разных народов на открытом воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по проведению подвижных и малоподвижных игр разных народов на открытом воздухе.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Издавна народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Народные подвижные игры не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того вводят ребёнка в воображаемую ситуацию и тем самым развивают его воображение.

Проводя подвижные игры, важно помнить:

1.Народные игры очень разнообразны, в них могут играть и младшие дошкольники, и старшие школьники, и взрослые. Выбирая игру необходимо учитывать возрастные особенности детей, возможность выполнять те или иные движения, двигаться в определенном темпе.

2.Смысл игры должен быть понятен детям.

3.Во всех народных играх – проигравший несет наказание, т.е. выбывает из игры на время или становится сам водящим.

4.Возраст в котором пойманный(запятнанный) должен стать водящим. В младшем возрасте многие дети хотят взять на себя яркую роль героя и если, пойманный становится водящим, то получается игра в поддавки.  В старшем возрасте дети понимают соревновательный характер игры, догнали (запятнали) – значит проиграл!

5.  Все народные игры имеют чёткие правила, которые могут изменяться по предварительному сговору до игры и неукоснительно выполняются во время игры. (именно, в связи с этим, в разных регионах одна и та же игра может проводиться по – разному). Поэтому, знакомя детей с игрой, проводя её, чётко оговариваем правила и следим за их соблюдением. К старшему возрасту дети приучаются сами отслеживать правила.

6.Чтобы игра оставалась интересной, в неё можно и нужно вносить изменения, усложнения, предварительно оговорив с детьми.

 7. Важно оговорить территорию, на которой проводится игра. Это позволит взрослому хорошо видеть действие всех детей. А детям чётко соблюдать правила и избежать ссор.

 8. До игры, при необходимости, взрослый дает пояснения о персонажах. Старшим можно образно, но кратко пояснить смысл игры и роль водящего, дать послушать диалог.

 9. Не следует заранее разучивать текст диалога, дразнилки, приговорки. В игре дети быстро его выучат.

 10. Во время игры взрослый произносит рифмовки вместе с детьми (ребенком, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.

 11. Для детей младшего возраста в играх можно использовать маски. Однако, использование масок часто только мешает двигаться и отвлекает от движений. Используя маски необходимо продумать их «удобство». С новыми атрибутами и масками малышей знакомят заранее.

12. Перед проведением игры с ловлей и увертыванием взрослый напоминает детям правила безопасности: действия «ловишки» («пятнашки») заключается в легком касании рукой убегающего. Нельзя: толкать, хватать за одежду, захватывать в объятия.

 В процессе игры убегающим ребятам следует обращать внимание на других участников во избежание столкновения.

 13. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания.

 14. Взрослый обязан следить за внешними признаками утомления детей, что является необходимым условием проведения подвижных игр.

 15.При проведении игр на открытом воздухе в холодную погоду важно ограничить выражения эмоций в виде крика и визга.

 Старинная китайская игра.

Дракон, кусающий свой хвост.

Развивает: координацию, ловкость.

Играющие выстраиваются друг за другом. Правую руку кладут на правое плечо стоящего впереди. Первый игрок - голова дракона, последний его хвост.

Цель головы - поймать хвост. Тело дракона (остальные игроки) находится в постоянном движении и послушно следует за го-лозой. Цепочка игроков не должна разрываться. Тот, по чьей вине произошел разрыв, становится головой. Тело дракона подыгрывает хвосту, не давая голове его ухватить. Когда голова ловит хвост, последний в колонне игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом - игрок, бывший предпоследним.

Русская народная игра.

Колечко

Инвентарь: колечко или небольшой подобный предмет, легко прячущийся между ладоней.

Развивает: реакцию.

Игроки выстраиваются в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной, а напротив них встает ведущий. Игроки держат сложенные "лодочкой" ладони перед собой. Ведущий так же складывает ладони "лодочкой" и прячет между ними колечко.

По очереди подходя к каждому игроку, ведущий проводит, свей "лодочкой" над "лодочкой" игрока, делая вид, что именно ему он передает кольцо.

После того, как обход всех игроков закончен (одному из них кольцо обязательно передается), ведущий говорит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!".

Тот игрок, у кого находится кольцо, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если ему это удается, то он меняется ролями с ведущим.

Игра индейцев Аляски.

Поймай мешок

Инвентарь: мешочек с песком, вес которого подбирается в зависимости от возраста игроков.

Развивает: координацию, силу, реакцию.

Игроки встают в круг и перебрасываются мешочком с песком. Не поймавший его выбывает из игры и покидает круг. Победителем считается последний оставшийся в кругу игрок.

Йеменская игра. Молотилка

Развивает: силу, взаимовыручку.

Все игроки, кроме одного - водящего, встают в тесный круг. Водящий остается за его пределами. Его задача - выдернуть кого-то из игроков из круга. Если ему это удается, то водящий меняется местами с этим игроком. Для усложнения задачи водящего игроки перемещаются по кругу.

Бурятская народная игра. Табун

Развивает: чувство команды, ловкость, быстроту.

Из участников выбираются 2-3 волка, один жеребец и несколько жеребят. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг - загон. В середине круга находятся жеребята. Они издают звуки, имитирующие конское ржание. Вокруг загона ходит жеребец, охраняющий табун от нашествия волков. Волки пытаются разорвать круг и похитить жеребят. Если жеребец осалит неосторожного волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не перебьет всех волков или волки не утащат в свое логово всех жеребят.

Суданская игра Буйволы в загоне

Развивает: силу.

Из числа играющих выбираются 2 человека. Они - буйволы. Остальные игроки встают в круг и берутся за руки, образуя загон. Задача буйволов - вырваться из круга, с разбегу разорвав цепь. Если это им удаётся, буйволами становятся игроки, не сумевшие их удержать.

Белорусская игра. Потяг

Инвентарь: разделительная линия.

Развивает: силу.

Участники разделяются на две равные команды. Игроки каждой группы образуют цепи при помощи согнутых в локтях рук.

Наиболее сильные игроки - "заводные", становятся во главе цепей. Став друг против друга, "заводные" также берут друг друга за согнутые в локтях руки и по сигналу тянут каждый в свою сторону, стараясь или разорвать цепь противника, или перетянуть её за намеченную линию.

Чувашская игра. Луна или солнце

Инвентарь: разделительная линия.

Развивает: силу.

Из числа играющих выбираются два игрока, которые становятся капитанами. Один капитан - "луна", другой - "солнце". К ним по одному подходят остальные игроки и тихо, чтобы не слышали другие, говорят, что он выбирает каждый из них: луну или солнце. После этого игрок присоединяется к соответствующей команде.

После раздела команды выстраиваются в колонны, за своими капитанами обхватив стоящего впереди за талию, после чего стараются перетянуть другую команду за проведенную между ними черту. Команда, которой это удалось, считается победившей перетягивании.

Русская народная игра Царь горы

Развивает: ловкость, координацию, силу.

Правила игры предельно просты. Каждый игрок старается первым взобраться на вершину горы и стать ее царем, а тот, кому это удается, должен пытаться удержаться в этой роли как можно дольше, отпихивая и сталкивая вниз конкурентов. Сами конкуренты часто облегчают задачу царю, схватываясь между собой. Игра сразу же превращается в шумную азартную свалку и обычно ведется до тех пор, пока у игроков не иссякнут силы.

Английская народная игра. Английские салки

Развивает: быстроту.

Широкую площадку делят на три полосы, средняя из которых ад. В аду, взявшись за руки, стоят двое водящих. Они черти. Остальные игроки (также парами) располагаются на двух крайних полях и через ад стараются перебежать из одного поля в другое. Черти стараются их поймать, и, если это удается, схваченные также становятся чертями, то есть водящими. Последняя, не попавшая в ад пара выигрывает.

Игра народов Карелии. Салки на санках

Развивает: быстроту, силу.

В игре принимают участие несколько пар. Один из каждой пары сидит на санках, другой его везет. Одна пара выбирается водящей. Водящие стремятся догнать любую другую пару и осалить одного из них. Это может сделать только игрок, сидящий на санках. Осаленная пара становиться водящей, и игра продолжается.

Не всегда зима нас балует обилием снега. Но если он выпадает, для детворы настает веселая пора катания на санках.

Армянская народная игра. Статуя

Развивает: быстроту, взаимовыручку.

 На земле очерчивается достаточно большая площадка, а сами участники делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 игроков назначают одного ловца. Ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный должен сразу же замереть на месте, в том положении, в котором его осалили, становясь "статуей". Осаленного, может попытаться "освободить" касанием любой игрок. Убегающим запрещено покидать пределы поля. Игра ведется до тех пор, пока все убегающие не будут осалены. После чего выбирают других ловцов, и продолжают игру.

Афганская народная игра. Лева и коза

Развивает: ловкость, быстроту, взаимовыручку.

Все игроки, кроме двух, встают, взявшись за руки в круг. Один из оставшихся лев, другой - коза, причем лев находится вне круга, а коза в самом круге. Задача льва поймать козу, при этом играющие пытаются всячески помешать льву проникнуть в круг, давая в свою очередь козе свободный проход.

Когда льву удается поймать козу, то они меняются местами, либо на их роли выбирается другая пара играющих.

В России аналогичная игра называется "Кот и мыши".

12 палочек

Инвентарь: 12 недлинных палочек (размером с авторучку), и дощечка-качели, для их подбрасывания

Развивает: быстроту, ловкость

Дощечку кладут на небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.

Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Водящий подбирает и укладывает палочки обратно на качели строго по одной.

Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.

Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.

Азербайджанская народная игра. Вытащи платок

Инвентарь: платки, в количестве по числу играющих, разделительная черта.

Развивает: быстроту.

Играющие делятся на две равные команды, и выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии, а между ними проводится черта. У каждого игрока сзади за пояс заткнут небольшой платок. По жребию одна из команд становится водящей. Водящая команда стоит на месте. По сигналу игроки второй команды переходят за черту и двигаются вперёд до крика "Огонь!". После этого они бегут обратно, а водящие стремятся их догнать, и вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями.

Захватившая большее число платков команда считается победившей.

Игра была популярна в средневековой Голландии. Укуси яблоко

Инвентарь: бочка с водой, пара крупных яблок.

Развивает: чувство команды.

 В бочку с водой кидались два одинаковых по размеру крупных яблока, и игроки команд старались откусить от "своего" яблока кусок, не пользуясь при этом руками. Как только игроку это удавалось сделать, то его заменял следующий игрок команды и т.д. Победившей считалась команда, первой съевшая свое яблоко.

Беги и собирай

Инвентарь: три флажка, достаточное количество листочков цветной бумаги трех расцветок. Например, красного, белого и синего цвета.

Развивает: тактические навыки, ловкость, быстроту, чувство команды.

Состязаются три команды не менее чем по 8-10 человек в каждой. Команды выстраиваются в колонны. Напротив, них на расстоянии 50 м воткнуты три флажка. На пути к флажкам разбросаны бумажки разных цветов: белые, красные, синие. По знаку судьи стоящие первыми игроки бегут до флажков, обходят их и возвращаются в конец колонны. Во время бега можно стараться собирать бумажки. Вернувшийся первым получает 10 очков, вторым - 5 очков. Так же считаются собранные каждым бумажки. За каждую синюю начисляют 3 очка. За красную 2 и за белую 1 очко.

Затем бегут игроки под вторым номером, затем под третьим и т.д. В конце игры очки всех игроков команды суммируются, и побеждает команда, набравшая большее их количество.

Славянская народная игра.

Жмурки

Инвентарь: повязка на глаза из плотной материи, колокольчики по числу игроков.

Развивает: координацию, ориентацию в пространстве (у водящего).

Еще одна классика дворовых игр. Одному игроку завязываются глаза, и в таком виде он пытается поймать остальных играющих. Обычно игра проходит на строго определенной территории, покидать пределы которой запрещено. Если территория достаточно велика, то играющие время от времени должны издавать какие-либо звуки (например, хлопать в ладоши или звонить в колокольчик), что бы водящий смог с ориентироваться. Игроки могут пытаться запутать водящего, подавая сигналы сразу с нескольких сторон. Игрок, которого водящий коснулся, меняется с ним местами.

Если место не позволяет играть по приведенным правилам, то можно играть в комнатный вариант, в Америке называющийся "Кто отсутствует?". Все игроки закрывают глаза, кроме водящего и хаотически меняются местами. Водящий выбирает одного из них и уводит в другую комнату. Вернувшись, он дает команду открыть глаза и игроки должны определить, кого не хватает. Кто первый догадается, тот победитель.

Австрийская игра. Найди платок

Инвентарь: платок.

Развивает: наблюдательность.

Закрывают глаза, а водящий в это время прячет платок на определенной ограниченной территории. Спрятав его водящий говорит: "Платок отдыхает".

Играющие пытаются отыскать платок, а ведущий их направляет, говоря "тепло", если кто-то из игроков к платку приближается и "холодно", если они начинают удаляться. Нашедший платок должен незаметно его подобрать и осалить им кого-то из игроков. Осаленный становиться новым ведущим.

Венгерская игра. Один в круге

Инвентарь: мяч.

Тактическое взаимодействие, координацию, ловкость.

Водящий становиться в центре. Остальные игроки перебрасываются мячом, стараясь, чтобы водящий его не перехватил. Если ему всё же удаётся поймать мяч, то он может бросить его в любого игрока. В кого попадёт, тот становится на место водящего.

Банки (дворовый вариант городков)

Инвентарь: биты (для каждого игрока своя), банка-мишень, игровая разметка.

Развивает: ловкость, координацию, глазомер.

В качестве биты использовались черенки от хоккейных клюшек или лопат. Иногда биты делались из дерева самостоятельно. Игра существовала в нескольких разновидностях, которые различались по терминологии или деталям правил. На Украине она часто называлась "пекарь", а в Прибалтике "повар".

На земле чертился круг диаметром в 2-3 метра, в котором устанавливались несколько пустых жестяных банок (одна на другую) в качестве мишени. На некотором расстоянии от круга на земле чертились линии-уровни. Их количество варьировалось от трех и выше. Конечной целью игры было пройти по всем уровням быстрее остальных.

Национальные игры самобытны, и в них - история жизни и развития целых народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры разных народов

подвижные игры разных народов...

Детские подвижные игры разных народов Алтайского края, как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста

Обращение к объективной проблеме приобщения детей к подвижным играм разных народов родного региона обуслов­лена тем, что в сегодняшней образовательной практике нет глубоких знаний у детей и свободного...

Веселые подвижные игры для детского семейного праздника на открытом воздухе

Этот материал поможет родителям  организовать досуг детей с любым количеством участников во время летнего отдыха....

Подвижные и малоподвижные игры народов России

laquo;Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек ...

Презентация «Игры и развлечения на воздухе. Методика проведения подвижных игр на воздухе».

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности реб...

Консультация для педагогов и воспитателей "Игры и развлечения на воздухе. Методика проведения подвижных игр на воздухе в зимний период"

Консультация для педагогов и воспитателей "Игры и развлечения на воздухе. Методика проведения подвижных игр на воздухе в зимний период...