Как и зачем рассказывать ребёнку об инвалидности и инвалидах
консультация

Свистунова Анна Николаевна

Консультация для родителей "Как и зачем рассказывать ребёнку об инвалидности и инвалидах", материал приуроченный к проведению мероприятий посвященных всемирному Дню инвалидов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx140.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как и зачем рассказывать ребёнку об инвалидности и инвалидах

На детской площадке, в детском саду или на дополнительных занятиях ребёнок может встретить слабослышащего или слабовидящего ребёнка. Чтобы сделать общение детей комфортным, лучше заранее рассказать об инвалидности.

Инвалидность считается взрослой, слишком тяжёлой и сложной для детей темой. Тем не менее инвалиды — одно из самых крупных меньшинств. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, 15% людей в мире имеют или имели инвалидность. То есть практически каждый человек, даже если он не знал об этом, хоть раз в своей жизни встречал людей с состояниями, по которым можно было бы диагностировать инвалидность.

Кроме того, дети-инвалиды не редкость, их можно встретить в любом дворе и на любой детской площадке, поэтому даже обычному ребёнку важно понимать, что такое инвалидность.

Итак, вот семь способов объяснить ему эту непростую тему.

1. Обращайте внимание, что все люди разные

Инвалидность связана с особенностями работы тела и мозга. Чтобы понять это, важно знать, что люди разные. Обратите внимание, что у людей может быть разный цвет глаз и разный цвет кожи. Что у людей бывает разное мнение: ваш любимый цвет может быть красным, а любимый цвет ребёнка — зелёным. Это нормально, и этого не стоит стыдиться. Обращайте внимание на подобные вещи во время повседневных разговоров, обсуждения фильмов и книг, пересказов историй из жизни.

2. Говорите, что у всех есть сильные и слабые стороны

Может быть, вы прекрасный бегун, а вот бабушке сложно даже подняться по лестнице. Зато она печёт пироги намного лучше вас. Возможно, лучший друг вашего ребёнка сам научился читать и не расстается с книгами, а ваш ребёнок с трудом различает буквы, но зато знает наизусть фрагменты любимых мультфильмов. Замечайте такие простые повседневные отличия. Говорите, что никто не идеален, что люди не могут уметь всё, что у всех есть свои ограничения, у всех есть свои ограниченные возможности.

То, что ты не можешь преуспеть в одной области, не значит, что ты ни на что не способен в другой. Это хорошая база для понимания инвалидности

Если ребёнок поймёт эти простые истины, он сможет понять и то, что неговорящий аутичный ребёнок с детства может отлично понимать, что происходит вокруг него, и иметь уникальное мнение о происходящем, даже если он и не показывает это внешне. Или что человек может быть гениальным физиком, но при этом для передвижения ему нужна инвалидная коляска.

3. Поговорите о несправедливости на примере выдуманных историй

Отличный повод начать подобный разговор — особенно если ребёнок любит фильмы и фантастику — фильмы, комиксы и мультфильмы о Людях Икс. Объясните, что мутантов из этих произведений ненавидят и боятся за то, что они отличаются от большинства. Тут можно даже ввести таинственное слово «инвалидность». Например, скажите, что в нашем мире Циклоп считался бы инвалидом, потому что ему нужны специальные очки, без которых он может навредить себе и окружающим, притом что на самом деле его способность стрелять из глаз — это не болезнь.

Предложите ребёнку представить, что он попал в параллельный мир (на другую планету, в сказочную страну), где все люди глухие. Пофантазируйте, как вокруг всё было бы громко и шумно, потому что никто бы не задумывался, что шумящая техника может кому-то мешать. Представьте, что могло бы сделать общество и государство, чтобы слышащему человеку стало проще. Например, выдавать ему наушники, чтобы он мог ходить на работу, к врачу или в школу. Порассуждайте, как другие люди смеялись бы над человеком, который может слышать, потому что не понимали бы его, и, возможно, слышащему человеку стало бы так страшно, что пришлось бы обращаться к психологу. Скажите, что в мире глухих слышащий человек был бы инвалидом, хоть в нашем он не считается больным.

Очень важно помнить, что инвалидность и болезнь — абсолютно разные вещи

Болезнь — это то, что причиняет страдание. Болезнями занимаются врачи. Инвалидность — это юридическое и социальное понятие, означающее, что человеку нужна доступная среда. Многие аутичные люди не считают себя больными. Они не думают, что аутизм сам по себе им мешает, но признают, что в нынешнем обществе, созданном неаутистами, им нужна доступная среда. Поэтому некоторые виды болезней не могут считаться инвалидностями, а некоторые виды инвалидности — болезнями.

3. Поговорите о несправедливости на примере реальных историй

Если ребёнок не любит фантастику, фантазии и выдуманные истории, можете привести ему примеры из жизни (или эти примеры можно использовать как дополнение к выдуманным). Лучше всего в качестве примера брать те области, которые интересны ребёнку. Например, если ему нравятся энциклопедии по физике, расскажите ему про инвалида Стивена Хокинга. Если поклонник покемонов, расскажите, что их изобрел аутичный геймдизайнер Сатоси Тадзири. Если любит семейные истории, расскажите о своей бабушке, которая к старости не смогла ходить и вынуждена была передвигаться на коляске.

Не забудьте обратить внимание ребёнка на то, как было бы плохо, если бы Хокинг или ваша бабушка не могли бы пользоваться коляской или на улице не было бы пандусов

4. Не пресекайте вопросы об инвалидности

Если ребёнок показывает пальцем на женщину с собакой-поводырём, не кричите на него. Не говорите о ней шёпотом, чтобы у ребёнка не сложилось ощущение, что быть незрячим — это нечто позорное и страшное, о чём можно говорить только очень-очень тихо. Лучше объясните, кто такие незрячие люди, зачем им собаки-поводыри и что эти собаки умеют делать.

5. Объясните, почему нельзя смеяться над инвалидами

Если ребёнок смеётся над кем-то, кто выглядит или ведёт себя странно, спокойно объясните ему, почему так делать нельзя. Напомните, что ему самому не понравилось бы, если бы другие вели себя так с ним. Например, если ребёнок смеялся над человеком маленького роста, скажите ему, что ему бы не понравилось, если бы высокие ребята подняли его на смех. Или если ребёнок смеялся над кем-то с синдромом Дауна, заметьте, что он людям с синдромом Дауна может казаться таким же странным, как они ему.

6. Признавайте, что любой человек может стать инвалидом

После того как слово «инвалидность» вошло в обиход и ребёнок понял, что над инвалидностью нельзя смеяться, скажите ему, что все мы можем стать инвалидами в тот или иной момент жизни. У всех могут быть дети-инвалиды или друзья-инвалиды, поэтому проблемы прав инвалидов и нормального отношения к ним касаются всех.

7. Не скрывайте инвалидность от ребёнка

Если у кого-то в семье есть инвалидность, хронические заболевания или ментальные расстройства, не скрывайте это от ребёнка. Он не должен думать, что инвалидность или проблемы со здоровьем — это что-то постыдное, что человек должен скрывать, чем и за что он несёт ответственность.

Главное, чтобы тот факт, что в вашей семье есть инвалиды, не казался чем-то более странным, чем то, что в семье у людей разный рост или возраст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как и зачем рассказывать сказки

консультация для родителей младшего возраста...

Консультация для родителей"Зачем рассказывать ребенку сказки"

Ребенок, которому регулярно читают сказки,вырастает более эмоционально и всесторонне развитым....

Зачем рассказывать сказки на ночь?

Сказки детям перед сном должны стать доброй семейной традицией....

Сказки на ночь. Зачем рассказывать их на ночь детям?

Данная статья информирует читателя для чего рассказывать сказки на ночь детяи и как это сделать грамотно.Как наладить контакт с собственным ребенком и провести совместные драгоценные минуты с пользой,...

Зачем рассказывать сказки на ночь.

Сказки детям перед сном должны стать доброй семейной традицией....

Зачем рассказывать ребенку о войне?

Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются...

статья Зачем рассказывать детям о Войне

Воспитывать патриотические чувства за Родину...