Психологическая безопасность детей дошкольного возраста и проблемы употребления ПАВ в условиях семьи.
консультация
В статье представлена информация о том, как употребление психоактивных веществ членами семьи ребенка дошкольного возраста влияет на его психическое и психологическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_bezopasnost_doshkolnikov.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Новикова И.А.
педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад №25»
Психологическая безопасность детей дошкольного возраста и проблемы употребления ПАВ в условиях семьи.
Для детей дошкольного возраста характерны черты, которые при неблагоприятных условиях могут стать основой положительного восприятия и дальнейшего употребления психоактивных веществ (ПАВ) в более старшем возрасте. Наиболее часто встречающиеся среди ПАВ – это табак, алкоголь и наркотические вещества. Дошкольникам свойственна реакция имитации – подражание близким людям, окружающим, заключающееся в копировании их поведения. Такое поведение является нормой психического развития – ребенок примеряет на себя разные социальные роли, которые в будущем ему предстоит реализовать, учится выстраивать взаимоотношения с окружающими его людьми, в число которых входят и сверстники и взрослые.
В период дошкольного детства родители являются главным образцом для подражания. Если в семье принято употреблять ПАВ, то риск раннего приобщения ребенка к зависимости значительно возрастает. В настоящее время в России наблюдается достаточно высокий процент семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, в которых один родитель либо оба родителя зависимы от употребления ПАВ, вызывающих зависимость. Эта негативная действительность отражается на детях, которые растут и воспитываются в семейных условиях, оказывающих неблагоприятное воздействие на психическое и психологическое развитие ребенка.
Родители, имеющие сложные отношения с употреблением ПАВ, причиняют своему ребенку непоправимый вред – кроме разнообразных хронических заболеваний и патологий, он может унаследовать и психологические проблемы. Даже, если проблема зависимости появилась после рождения ребенка, развитие его личности будет деформироваться, но уже под влиянием социальных факторов.
Научные исследования и медицинская практика убедительно доказали негативное влияние алкогольной и наркотической интоксикации плода и генетической отягощенности на дальнейшее развитие ребенка. Важно понимать, что склонность к зависимому поведению передается из поколения в поколение как по генетической предрасположенности, так в особенностях психологии зависимых людей. Однако алкоголизм и наркомания не исчерпывают всех проявлений дезадаптивного поведения детей. Своеобразный стиль поведения и воспитания, характерный для родителей, употребляющих ПАВ, накладывает отпечаток на то, какими становятся их дети, и как они в свою очередь, воспитывают последующее поколение. Психопатия, аффективные нарушения, пограничные психические расстройства, отклонение в личностном развитии и девиантное поведение – это последствия социальной ситуации развития ребенка в семье, отягощенной алкогольной и наркотической зависимостью.
Все семьи, где есть больной алкоголизмом, наркоманией, являются дисфункциональными. Несмотря на внешние различия жизни таких семей, которые заключаются в материальном и образовательном уровне супругов, их социальном положении, событиях и обстоятельствах, которые подтолкнули к злоупотреблению, суть происходящего одинакова. Эти семьи характеризуются присутствием напряжения, тревоги, ощущения хаоса и непредсказуемости, душевной болью. Зависимость является центральной темой развития семьи, вокруг которой сосредоточены все мысли, чувства, действия всех взрослых членов, а дети дошкольного возраста остаются вне рамок семьи, не выполняющих основные функции, заключающиеся в создании благоприятных условий для развития личности, основанных на любви, комфорте, безопасности.
Длительное изучение вопроса проблем, связанных с употреблением ПАВ, позволило определить ряд факторов, влияющих на формирование личности ребенка:
- Непредсказуемость, страх и тревога. Постоянства нет ни в чем: ни в поведении родителей, ни в границах дозволенного, ни в заботе о ребенке (как физической, так и во внимании, эмоциональной близости), ни в реакции родителей на поведение детей. Ссоры, конфликты между родителями, другими членами семьи действуют на ребенка психотравмирующе. Неважно из-за чего произошла ссора, ребенок дошкольного возраста ищет решение проблемы внутри себя.
- Секрет семьи. Необходимость подавления своих чувств и сокрытие постоянного переживания негативных эмоций, невозможность признаться кому-либо в своих проблемах, приводит к тому, что чувства ребенка как бы «замораживаются». Ребенок перестает чувствовать потребность в том, чтобы делиться горем или радостью, успехами, наблюдениями, открытиями, не может понять состояние другого человека, у него отсутствует возможность сочувствия и сопереживания.
- Отсутствие четких ограничений для ребенка, определяющих его поведение, традиций, норм и правил в семье, противоречивое отношение родителей – все это лишает ребенка твердой психологической почвы, стабильности, нравственных ориентиров поведения. Детям трудно усвоить как надо вести себя, поскольку их поступки оцениваются не объективно, а под настроение родителей, которое в свою очередь зависит от состояния алкогольных и наркотических проблем.
- Недостаток внимания к ребенку. Отсутствие заботы и внимания часто становится стилем воспитания, когда вместо поддержки и доброжелательного интереса к себе со стороны родителей ребенок встречает либо раздражение, гнев («Ты все делаешь не так»), либо равнодушное, незаинтересованное отношение («Хватит, иди отсюда, ты мне надоел»). Все это порождает ощущение своей ненужности, он чувствует себя отвергаемым, нежеланным у многих детей дошкольного возраста появляется навязчивый страх быть брошенными.
Психологическая безопасность детей дошкольного возраста обусловлена множеством факторов, важными их которых являются условия жизни и воспитания ребенка в семье. Формирование ценностного отношения к своему здоровью у детей возможно при условии развития у ребенка системы представлений о самом себе, своих возможностях, осознания зависимости состояния здоровья от собственных действий и привычек. Благоприятный климат в семье доброжелательные отношения родителей друг к другу и ребенку в сочетании с семейными традициями, физической и творческой активностью являются основой предупреждения у детей зависимости от употребления ПАВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»
В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....
Психологическая безопасность детей дошкольного возраста в ДОУ.
Человек может быть психически здоровым только в определённых условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда. психологический комфорт для ребёнка в де...
Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу в условиях семьи»
Приобщение детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач....
Консультация для родителей на тему: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ"
Красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания Программы "От рождения до школы" проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине. И главными помощ...
"Психологический портрет детей дошкольного возраста, испытывающие проблемы в коллективе"
Презентация на тему: " Псчихологический портрет детей дошкольного возраста, испытывающие проблемы в коллективе". Застенчивый ребёнок, Портрет гипперактивного ребёнка, Тревожные дети, Агресси...
Психологическая безопасность детей дошкольного возраста.
Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а ...