Кризис семи лет или скоро в школу!
консультация
В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенка исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кризис 7 лет. | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей. Кризис семи лет или скоро в школу!
В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенка исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. Но рано или поздно наступает момент, когда персонажи и роли, игрушки и воображаемые ситуации уже не могут полностью удовлетворить потребность 6 – 7 летнего ребенка в познании окружающего мира. У ребёнка возникает новая потребность узнать неявную, скрытную причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков.
Учение олицетворяет для ребёнка новый, взрослый образ жизни. В это время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами – портфель, тетрадки, перемены, отметки. В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость.
Средством преодоления кризиса 7 лет может стать создание условий для начала освоения ребенком первых теоритических знаний: азбуки, письма и счета. В период кризиса формируется и готовность к школьному обучению.
Готовность к школе – это не только желание, но еще и умение учиться. Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему и для чего он учиться. Без понимания этого дети не могут стать учениками в полном смысле этого слова. Ребенок должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое. Вот важный шаг на пути к успешной учебе. Теперь давайте поговорим о кризисе 7 лет. Какой он бывает и как его преодолеть.
Признаки кризиса:
∙ Повышенная утомляемость;
∙ Раздражительность, вспышки гнева;
∙ Замкнутость, закрытость от родителей;
∙ Повышенная тревожность;
∙ Кривляние, навязчивое поведение, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребёнок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута.
По мнению родителей и воспитателей, он становится совершенно другим.В кризисные периоды всякий ребёнок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды.
Принято выделять 7 симптомов кризиса.
Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.
Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.
Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.
Своеволие - стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.
Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.
Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.
В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом - деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.
Как понять, что кризис позади? Преодолевший кризис ребенок демонстрирует реальный, интерес к учебе. У него есть в школе любимые уроки, ему нравиться выполнять домашние задания.
Как справиться с кризисом семи лет
(рекомендации для родителей)
- Помните, что кризисы - это временные явления, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
- Причина острого протекания кризиса – несоответствие
родительского отношения и требований желаниям и возможностям
ребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты
обоснованны и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и
самостоятельности. - Изменить своё отношение к ребёнку, он уже не маленький,
внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь
его понять. - Старайтесь не заставлять, а убеждать.
- Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми,
это всегда помогает! - Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.
7. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кризис семи лет или скоро в школу!
Слово «кризис» привычно вызывает у нас негативную реакцию. Хотя, если задуматься, кризис – это двигатель прогресса....
Консультация для родителей "Кризис семи лет или скоро в школу!"
Слово «кризис» привычно вызывает у нас негативную реакцию. Хотя, если задуматься, кризис – это двигатель прогресса.В психологии под кризисами имеются в виду переходные периоды ...
Консультация для родителей "Кризис 7 лет или скоро в школу"
Памятка для ролителей "Кризис 7 лет или скоро в школу"...
Консультация для родителей "Кризис 7 лет или скоро в школу"
Данная консультация знакомит родителей с понятием "кризис", возрастными особенностями детей 7 лет и вариантами общения с ребенком в этот период....
"Скоро в школу, или Кризис семи лет."
В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса - развивающие возможности игры ребенком исчерпаны....
Консультация «Скоро в школу. Кризис 7 лет. Что это такое?»
По мнению Л. С. Выготского, кризис – это время позитивных изменений, когда личность переходит на новую, более высокую ступень развития....
Консультация «Скоро в школу.Кризис 7 лет.»
В период кризиса часто поведение ребенка стремительно меняется, и эти изменения не всегда кажутся положительными на первый взгляд....