Консультация "Рекомендации родителям при ЗРР детей"
консультация

Кексель Елена Андреевна

Материал будет интересен родителям, имеющим детей с ЗРР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задержка речевого развития21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям при ЗРР детей

Нормы развития речи в 3 года

     Для того, чтобы сориентироваться  в степени развития речи родителям можно познакомиться с примерной таблицей нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи

Возраст

Форма речи

1 — 2 мес

Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение

2 — 3 мес

Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги

4 — 5 мес

Попытки повторения слов за взрослым

6 мес — 1,2 года

Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са...)

1,6 — 2,2 года

Объединяет по 2-4 слова в предложения

1,9 — 2,6 года

Начинается период вопроса: «что это?»

2,4 — 3,6 года

Пытается строить предложения с использованием чисел

2,6 — 4 года

Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается...)

                                            Таблица необходимого словарного запаса

Возраст

Количество слов

1 год

9 слов

1,5 года

39-100 слов

2 года

200-400 слов

3 года

1000-1100 слов

4 года

1600-1926 слов

      Таким образом, в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

      В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки.

      Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

Возможные проблемы

      Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

      Однако неговорящие дети имеют совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

      В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

     Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка; несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

Что делать и к кому обращаться

      Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может дать направление к специалистам различного профиля:

  • логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов головного мозга;
  • психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться, неврозы, педагогическая запущенность.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

      При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо самим родителям.

     Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

     Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ. Праила родителям по оздоровлению детей

Основные правила закаливания детского организма. зарядка. Выбор правильных игрушек...

Отношения родителей и детей. Как психолог может помочь родителям в воспитании детей

В статье обсуждаются особенности развития и воспитания детей разного возраста.Наш основной тезис - родители являются самыми важными людьми для их детей, в реальном времени-пространстве в детстве, а за...

Как дети любят своих родителей. Как родители любят своих детей!

Ребенка можно сравнить с зеркалом.Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее.Если им ничего не дается, им нечего возвращать.Росс Кэмпбелл, психот...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители - равноправные партнеры («Дети и родители на школьном старте»). «Здоровье ребенка в наших руках»

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...