Консультация для родителей
консультация (старшая группа)

Головнина Ольга Владимировна

Организация работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Организация работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице»

        Формирование у детей основ безопасного образа жизни (знаний правил безопасности дорожного движения) – совместная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения, родителей, инспектора дорожно-транспортной службы. Знакомить детей с правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны; усвоенные с детства правила впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью человека.

        Формирование у дошкольников культуры поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве и представлений о скорости движения. Ребёнок должен осознавать понятия «близко», «далеко», «слева», «справа», «сзади», «по ходу движения», правильно воспринимать скорость движения транспорта, пешеходов: «быстро», «медленно», «поворачивает», «останавливается».

        Кроме того, необходимо помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.  

        Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе.

        Игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности важно использовать с учетом возраста детей и окружающих условий. Знания, сообщаемые детям, необходимо постепенно усложнять, уточнять, дополнять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей с опорой на произведения детской художественной литературы, картины, пособия, кинофильмы, мультимедийные презентации, в ходе которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять полученные знания на практике.

        На специальной автоплощадке детского сада, игровых пространствах, включающих перекрестки нескольких типов, образуемых примыкающими друг к другу или разветвляющимися дорогами, с помощью игровых транспортных средств (машины, велосипеды, самокаты) в специально организованной деятельности дети знакомятся со значениями некоторых дорожных знаков и правилами движения.

Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.         

        Идя по улице с ребёнком, надо говорить с ним о видах транспортных средств, которые в этот момент находятся рядом, объяснять их особенности. Переходя улицу, нужно упоминать о том, как и где можно правильно переходить проезжую часть, вспомнить о том, как и где нельзя этого делать. Эффективно на процесс восприятия ребёнком информации о правилах дорожного движения будет влиять указание на пешеходов или водителей, которые эти правила нарушили.    

        Очень эффективным методом является чтение детям стихов, загадок, детских книжек, посвященных безопасности движения.

        Большую помощь дошкольным учреждениям в предотвращении детского травматизма призваны оказывать сотрудники ГИБДД города. Их непосредственное участие в игровых, сюжетных и интегрированных формах образовательной деятельности на автоплощадках делает эту деятельность для детей более интересной, и они легче запоминают необходимые правила. Популяризации дорожной азбуки способствуют и выступления сотрудников Госавтоинспекции на родительских собраниях.

        Организацию работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице можно разделить на следующие темы:

  1. Устройство проезжей части. Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначен тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Через беседы, рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы, известные мультипликационные фильмы, через игровые ситуации правильного и неправильного поведения на улице, ситуации-загадки.
  2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, показывает его изображение, знакомит с сигналами. Закреплять представления детей о предназначении светофора и его сигналах можно в игровой форме, используя макет светофора, макет улицы с домами, перекрестком, игрушечные автомобили, куклы-пешеходы. Можно организовать экскурсию к ближайшему перекрёстку, где можно понаблюдать за работой светофора.
  3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов. Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. их знакомят:

- с предупреждающими знаками «Дети», «Пешеходный переход».

- с запрещающими «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»;

- с предписывающими «Движение прямо», «Движение направо».

- с информационно-указательными «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и т.п.

Объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. В летнее время занятия можно дополнить играми на площадке детского сада «автогородок».

  1. Правила езды на велосипеде. Познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде. Предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с детьми, их знакомыми, друзьями. Игровые сюжеты на тему: «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде».
  2. О работе ГИБДД. Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Детям демонстрируются картинки с изображениями патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД. Можно организовать игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.
  3. Полицейский – регулировщик.  Педагог рассказывает детям о работе полицейского – регулировщика, который следит за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров. Они подают жезлом команды, кому стоять, кому идти или ехать. Показать детям настоящий жезл, прочитать соответствующие художественные произведения («Дядя Стёпа - милиционер»).  
  4. Правила поведения в транспорте. Педагог знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте.
  • Входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю;
  • Маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь;
  • Маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;
  • Разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;
  • Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров;
  • Нельзя высовывать руки и самому в открытые окна;
  • Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

Для закрепления использовать беседу о поездке с родителями в общественном транспорте. Игра «Поедем на автобусе».

  1. Если ребёнок потерялся на улице. Педагог объясняет детям ситуацию что необходимо делать, если они потерялись на улице.  Для закрепления этих навыков можно привести различные жизненные ситуации, специально подобранные литературные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные (Например «У меня пропал щенок…»), разыграть тематические сценки.

Вывод: Нужно помнить: самое большое влияние на формирование поведения ребёнка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребёнка, нужно своим примером показать ему, как правильно вести себя на улице. Иначе целенаправленная работа теряет смысл.

Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 144с.
  2. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии/ авт.-сост. Г.Д. Беляевскова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 170с.
  3. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 80с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...