БУКЛЕТ «ТРИЗ в детском саду и дома»
материал
Предварительный просмотр:
МАДОУ №322 «Морозко»
Подготовила: воспитатель Смирнова О.А.
«ТРИЗ в детском саду и дома»
Родителям - на заметку, детям - на пользу.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам. Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
В чем же состоит сущность ТРИЗ?
- ТРИЗ основывается на знании законов развития систем. То есть, любой объект существует не просто сам по себе, а находится во взаимодействии с другими объектами и явлениями (в определенной системе взаимодействия), и эта система находится в постоянном развитии.
- Использование рационально организованной информации. (Не всю информацию вываливать на ребенка, а с помощью определенных методов, приемов, в определенной последовательности, в зависимости от той цели, которую вы ставите перед ребенком).
- Управление мышлением в процессе решения задачи. Педагог не просто тренирует мышление детей (думай) и дает готовые ответы, а направляет мыслительный процесс ребенка опять же с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели.
Логические вопросы:
- Кто быстрее долетит до цветка: гусеница или бабочка?
- Кто быстрее доплывёт до берега: утята или цыплята?
- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)
- Что будет с красным платком, если его опустить на 5 минут в синее море? (Станет мокрым.)
- Что вниз вершиной растёт? (Сосулька.)
- Кто громче залает: собака или кошка?
- Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева? (Арбуз на дереве не растёт.)
- У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на правую руку?
- Сколько грибов можно вырастить из семян ели?
- Что лучше найти: 5 мухоморов или 1 боровик?
Игры по пути домой
1.Игра «Природа и человек»
Цель: закрепить, систематизировать знания о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
• Что сделано человеком?
• Что создано природой?
2.Игра «Превращения»
Взрослый даёт задание: назвать то, во что может превратиться любой объект.
Например:
- кружка без ручки (в стакан);
- кепка без козырька (в шапку);
- кувшин без горлышка и ручки (в вазу);
- диван без спинки (в кровать);
- стул без спинки (в табурет);
- кресло без подлокотников (стул).
3.Игра «Сколько?»
Цель: учить формировать вопрос, наблюдать, доказывать и защищать свою точку зрения.
По дороге домой предложить придумать, как можно больше вопросов, начинающихся со слово «сколько?»
Например:
- Сколько этажей у этого дома?
- Сколько детей играет в песочнице?
- Сколько детей стоит у песочницы?
- Сколько деревьев справа от дороги?
4.Игра «Угадай по части»
Цель: учиться задавать вопрос, правильно его формулировать.
Возможные вопросы:
- У этого предмета есть руль?
- «Да»
Догадываемся, что речь идет о транспорте ...
- У него есть шапочка?
- «Да»
- Это гриб!
Девиз ТРИЗ
«Творчество во всем».
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую информацию, а учит ее находить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома»
Консультация для родителей с использованием игр по технологии ТРИЗ...
Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»
Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...
Консультация для родителей "Триз в детском саду и дома"
· познакомить родителей с технологией ТРИЗ. повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий...
Консультация для родителей ТРИЗ в детском саду и дома
В консультации представлена информация о технологии ТРИЗ и играх, используемых для совместной деятельности с детьми....
триз в детском саду и дома
для родителей...
Буклет для родителей "Игры ТРИЗ в детском саду и дома"
В данном буклете имеется краткая информация о технологии ТРИЗ, а также подобраны игры и логические вопросы для занятий с детьми....
Буклет для родителей «ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА».
Родителям - на заметку,детям - на пользу....