Консультации
консультация

Смирнова Любовь Михайловна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста».

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдение за окружающим; общение со взрослыми, с детками; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.

Родителям  нужно постараться создать условия для всех этих видов деятельности, создать, по возможности, игровые зоны. Это могут быть полочки в шкафу с дидактическими играми, сетка с мячами, коробка в определенном месте со строительным материалом… главное, чтоб игрушки были не навалены скопом, а разложены по определенным зонам.

Игра с сюжетно-образными игрушками. Такие игры появляются не спонтанно, а в процессе наблюдения за взрослым. Руководство такой игрой должно быть направлено на формирование игры, как деятельности, в основе которой лежит умение отражать знакомые детям жизненные ситуации в игровом плане. Так, например, показываем, как гладить детским утюжком, имитируем, что утюг горячий, им можно обжечься. Учим пользоваться кукольной плитой и готовить куклам кашку, показываем и называем последовательность приготовления. Дальше ребенок уже будет дублировать ваши действия. С возрастом игра будет усложняться, добавляться новые предметы игровые или новые действия. В таких играх ребенок тренирует полученные практические навыки и осваивает новые.

Содержание наблюдений. Взрослый, рассматривая вместе с детьми предметы, должен предоставлять возможность обследовать их, создавать условия для его участия в доступных формах бытовой деятельности (покормить рыбок, принести необходимую вещь и т.д.). Не забывайте, что в этом возрасте ребенок на слух еще не воспринимает предметы, для полноты картины ему надо все потрогать, пощупать, попробовать на вкус.

Обучающие игры. Это игры, где ведущая роль принадлежит взрослому (сюжетно-дидактическая, показ-инсценировка). Взрослый предлагает игру, объясняет правила, показывает действия и дает ребенку задания, а ребенок выполняет. Например, показываете ребенку пирамидку, называете цвет каждого колечка. А потом просите: «дай красное колечко»… В следующий раз достаете ту же пирамидку, но теперь показываете, что одно колечко большое, а другое – маленькое. «Дай маленькое колечко». Показ-инсценировка, это когда вы учите ребенка, например, понарошку кушать в игре, кормить зайчика, стирать носовые платочки и т.д.

Игра с дидактическими игрушками. Тут обязательно участие взрослого, как и в обучающих играх. Главное — правильно подобрать дидактические игры и материал, они должны соответствовать возрасту, иначе ребенку будет не интересно. Например, пирамидки: на втором году жизни используют 3-4 вкладки, с возрастом и с усвоением материала, увеличивают количество пирамидок. Полезно приучать и к пазлам. Сначала картинки должны быть разрезаны только на 2 части и обязательно должен быть образец, чтоб ребенок понимал, что он собирает. С усложнением увеличиваются количество частей в пазле и предлагается собирать картинку не по образцу.

Игры со строительным материалом. Должно быть разнообразие строительного материала: это могут быть мягкие кубики, деревянные кубики... Не надо сразу предлагать строить замки – детям сложно представлять такие трудоемкие конструкции. Постройте гараж для маленькой машинки, домик для матрешки, горку для игрушек. И обязательно сразу обыграйте, чтобы был интерес строить. Усложняйте задания: построили дорожку для машинки, а тут приехала вторая машинка, значит «дорогу» надо сделать шире…

Игра с игрушечными орудиями труда. Эти игры позволяют овладевать навыками, приучаться к труду и в желанию помогать взрослым. Купите маленький веник и совочек – ребенок с удовольствием будет вам помогать, имитируя ваши действия. Детский утюг и носовой платочек – пусть гладит как мама.

Игры-забавы, развлечения. Главная цель — активность детей, эмоциональность. Использование фольклора (пестушки, потешки, пословицы), литературного материала. Для этого пригодится фланелеграф, на который вы «сажаете» персонажей сказки; пальчиковый театр. Для ребенка – это ожившая сказка, он воочию видит всех персонажей.

Изобразительная деятельность. Первое время – подражание действиям взрослого. Сначала самые простые задания: нарисуй веревочки к воздушным шарикам, чтоб они не улетели; нарисуй лучики у солнышка; нарисуй листики на дереве и т.д. Продуктивная деятельность с использованием различного материала: это может быть и лепка, причем совсем не обязательно из пластилина. Ведь продается и специальное тесто для лепки. Рисовать можно не только кисточкой, но и пальчиками, а также ватными палочками и даже манкой… Можно делать аппликации, используя разную по фактуре бумагу и даже приклеивать ватку, кусочки ткани, салфетки…




Предварительный просмотр:

   

Детские игрушки: какими они должны быть

 (Консультация для родителей)

        На сегодняшний день в магазинах находится множество разнообразных и ярких детских игрушек от российских, китайских или европейский производителей. Но, по словам врачей и педагогов, детские товары, такие как эти заводные машинки, пластиковые конструкторы, длинноногие куклы, вовсе не полезны в развитии ребенка.

        Детям очень нравятся те детские игрушки, которые двигаются. Поэтому машинки остаются на протяжении нескольких веков самыми любимыми среди игрушек, как девочек, так и мальчиков. Но те пластмассовые машинки с металлическими деталями, которые сегодня продаются на всех рынках, совсем не безопасны для детей. Игрушки должны быть из натуральных материалов. Поэтому лучше, если машинка будет деревянной, а для совсем маленьких детей – можно и без колес. Машинки с магазина, в которых продуманы все детали (руль, двери, зеркала), можно покупать ребенку в возрасте от шести лет. Именно тогда у них появляется потребность иметь игрушку, напоминающую настоящий предмет.

       Педагоги считают, что самая популярная на сегодняшний день кукла Барби, не приносит никакой пользы для развития детей. Во-первых, с ней не поиграешь в дочки-матери, потому как ее неудобно заворачивать в пеленки, в своих шикарных платьях она никак не будет готовить, или стирать. Подружкой для девочек она тоже не станет. Поэтому производители Барби придумали еще одну куклу Кена – друга Барби. Играя с ними, дети стараются копировать взрослые отношения, в том числе и сексуальные.

       Те куклы, которые предназначены для игр с самыми маленькими детьми, не должны иметь никаких половых признаков. Иначе ребенок прежде времени начнет интересоваться половыми вопросами.

        На сегодняшний день идеальные
детские игрушки не существуют. Поэтому лучшим вариантом будет, если вы сделаете ее сами. Например, куклу можно пошить собственными руками из хлопка. Для очень маленьких детей можно не вырабатывать все части тела куклы, можно сделать только голову, руки и ноги. Белоснежную улыбку тоже совсем не обязательно выделывать.

Все равно ребенок сам решает, когда его кукла плачет, а когда улыбается. Когда ребенок подрастет, можно делать куклу с более точными контурами и деталями. Теперь даже можно шить одежду для таких кукол.


             

                Еще одной популярной на сегодняшний день игрушкой

         считаются пазлы. Но психологи твердят, что и пазлы приносят

         вред развитию ребенка. Так как большинство из них предлагает

         малышу сложить картинку с кусков. Например, собрать собачку

         по частям. Такой вид игр нарушает представление ребенка о

         целостности объектов. Но существуют пазлы, которые

         предлагают другой подход этой проблеме.  Например, пазлы, на

         которых нужно собрать собачье семейство. То есть, на каждом

         кусочке пазла нарисован собачка (полностью). Все, что нужно

         сделать найти правильное месторасположение этих животных

         друг с другом. Такие детские игрушки, как правило, изготовлены

         с натуральных материалов (дерево), и не нарушают

         представление детей о целостности предметов.

                Вы не замечали, что дети в возрасте до шести-семи лет

        практически никогда не просят вас покупать ту или иную новую

        игрушку. Хотя эта возрастная граница зависит от самых

        родителей. То есть, в то время, когда родители уделяют своему

        чаду много времени и часто с ним играют, оно не нуждается в

        дополнительных средствах для игр. Но как только родители

        прекращают это делать, ребенок сразу же начинает устраивать

        скандалы в детских магазинах, требуя все новые и новые

        игрушки. Часто родители не задумываются над этой проблемой,

        покупая всякие безделушки, при этом уверяя себя, что это

        необходимо их ребенку. Но на самом то деле, дети нуждаются во

        внимании и заботе со стороны родителей, и если этого их не

        хватает, приходится компенсировать это новыми игрушками.

               Как должна выглядеть идеальная игрушка? Во-первых, она

       должна быть изготовлена из натуральных природных материалов.

       Если это кукла, она должна быть из хлопчатобумажной ткани,

       наполнена шерстью. Если это машинка, то она должна быть

       деревянная. Синтетические материалы, из которых сделаны

       детские товары, передают ребенку неправдивую информацию о

       внешнем мире. Так, к примеру, пластмассовый кубик может быть

       очень большой, но в то же время, очень легкий. Это дает малышу

       искаженное представление о реальном измерении и соотношении

       веса и объема. Другое дело предметы из природных материалов,

       они как правило гармоничны. К тому же, натуральные материалы

       дают ребенку информацию о мире: дерево – шершавое, песок –

      сыпучий, вода – жидкая, камень – гладкий. А какую информацию

      получает ребенок, играя с холодными пластмассовыми

      игрушками? Ученые установили, что пользы для развития ребенка

      такие детские игрушки не приносят вообще.



Предварительный просмотр:

Роль семьи в экологическом воспитании ребенка

      Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту.

    Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и на даче.

    У детей раннего возраста начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чем чаще это делается, тем лучше.

    Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно), на характер выпавших осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года). Целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца. Детям интересно наблюдать грозу, радугу и другие природные явления.

    Одновременно внимание детей необходимо направлять на  зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, березу, рябину).

     Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.

     На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями (цветами), обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя.

     Семьи часто делают выходы за ягодами и грибами. Собирают землянику, малину, клюкву, калину, ежевику. Но, наряду с этими ягодами, в лесу растут и неизвестные. Детям необходимо при случае показывать несъедобные ягоды и предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нет более простого, чем сбор ягод, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы и прививать детям правильные навыки сбора ягод.

    Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтобы они не рвали ветвей и листьев.

     Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений  листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Пассивным наблюдателем происходящих сельскохозяйственных работ, ребёнок оставаться не должен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать.

    Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут. Воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и, это не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

     После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....