Консультация для родителей "Стили семейного воспитания"
консультация

Багмет Мария Александровна

Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_stili_semeynogo_vospitaniya.doc1004 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад № 189»

Консультация для родителей

«Стили семейного воспитания»

Подготовила: педагог-психолог

Багмет М.А.

г. Оренбург

Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях:

• как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

• как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений,

• как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств;

• как старший друг и советчик, которому можно доверять.

Внутри семьи, родители создают для своих детей определенную среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о положительных примерах и образцах поведения).

Воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания.

В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.

В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен. Существует 3 основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный. Они по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.

Характеристика основных стилей воспитания

При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят.

Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.

Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.

Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания.

При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.

Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.

Действительно, наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы родители осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль воспитания.

Рекомендации родителям

Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль воспитания:

• откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;

• не предъявляйте ребенку завышенных требований;

• замените приказы и требования, просьбами и предложениями;

• учитывайте интересы и желания ребенка;

• будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;

• не ограничивайте самостоятельность ребенка;

• поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.

Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль воспитания:

• уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;

• интересуйтесь их проблемами и успехами;

• оказывайте ребенку помощи в преодолении трудностей и решении проблем;

• чаще контролируйте поведение ребенка;

• создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия.

Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.

Если Вы хотите узнать какой стиль воспитания преобладает в вашей семье, ответьте на следующие вопросы:

Текст опросника

1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?

А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит;

Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;

В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую игрушку?

А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться;

Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение;

В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах.

3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?

А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец;

В) порадуетесь;

4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?

А) строго накажу;

Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не

принято;

В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать?

А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;

Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются;

В) займетесь своими делами.

6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он

под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите?

А) разозлитесь и отругаете ребенка;

Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;

В) попытаетесь сами быстренько его одеть.

7. Какова ваша стратегия воспитания?

А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его;

Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком;

В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача

родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?

А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;

Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати

В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.

9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите?

А) заставите его выполнить ваше поручение;

Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;

В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.

10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;

Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;

В) расстроюсь.

Обработка результатов

Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.

А – авторитарный

Б – демократичный

В – либеральный

Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго взрослого. Возможно, и просто родительское безразличие.

Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся, прежде всего, о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.

При демократичном стиле воспитания, родители всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение, а также, если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенность в себе, поддержку и заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительскую любовь и заботу. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо. Дети родителей, предпочитающих этот стиль воспитания, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

Памятка для родителей: «10 заповедей эффективного воспитания»

1. Уделяйте ребенку как можно больше времени. Всегда находите время, чтобы поговорить с ним о его проблемах и успехах.

2. Поддерживайте его во всех начинаниях.

3. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.

4. Реже наказывайте ребенка и чаще хвалите и поощряйте.

5. Будьте для него примером для подражания.

6. Научитесь спокойно реагировать на его шалости или плохое поведение.

7. Будьте последовательны в воспитании. Установите границы дозволенного

и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного уверенней, когда знают, что им можно, а что нельзя.

8. Не подкупайте, а вознаграждайте! Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением, например, чтением ему любимой сказки.

9. Будьте для ребенка советником, но не диктуйте, что ему делать. Уважайте его право на собственное мнение.

10. Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Основные правила семейного воспитания"

основные правила семейного воспитания....

Консультация для родителей "Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности".

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно – практ...

Консультация для родителей "Семейное воспитание в приобщении ребенка к народной культуре"

Дошкольное отделениеМБОУ "СШ №40"           Консультация для родителей:"Семейное воспитание в приобщении ребенка к народной культуре"...

Консультация для родителей "Семейное воспитание"

Консультация для родителей "Семейное воспитание"...

консультация для родителей "Семейное воспитание"

Семья-это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга м...

Конспект индивидуальной консультации по вопросам семейного воспитания "Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка"

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности - именно они, окрепнув, станут фун...

Консультация для родителей "Семейное воспитание".

Семейное воспитание, как основной фактор формирования нравственной основы личности....