Мастер-класс "Упражнения по подготовки руки к нагрузкам при письме"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Письмо - это сложный для ребенка навык, который требует выполнение тонко-координированных движенй, слаженной работы мелких мышц кисти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_podgotovka_ruki_k_pismu.docx | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка»
«По совету логопеда»
Упражнения для подготовки кисти руки к нагрузкам при письме.
Учитель – логопед -Семон Е.В.
Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:
- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),
- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,
- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве»
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Регулярные упражнения для пальцев рук способствуют речевому развитию ребёнка, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Это было известно нашим предкам: в традициях русского обучения и воспитания детей были игры с речевым сопровождением «Ладушки» и др.
Развитие тонких движений пальцев рук особенно тесно связано со становлением речи. Не зря человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот: ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Совершенствование речевых навыков стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Современная медицина рассматривает кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.
Предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений для пальцев рук, которые полезно разучить вместе с ребёнком.
Упражнение № 1. Ладошки лежат на столе. Поднимаем по одному пальцы сначала одной руки, затем другой. Повторяем в обратном порядке.
Упражнение № 2. Ладошки лежат на столе. Поочередно поднимаем пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение № 3. На столе лежит 8-10 карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши на стол. Количество карандашей постепенно увеличиваем.
Упражнение № 4. Зажимаем ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делаем «шаги» по поверхности стола.
Упражнение № 5. Катаем карандаш между большим и указательным пальцами, затем между большим и средним, безымянным, мизинцем. Следим, чтобы в упражнении принимали участие только два пальца.
Упражнение № 7. Большим, указательным и средним пальцами вращаем карандаш по часовой и против часовой стрелки.
Упражнение № 8. Графические упражнения для развития мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Упражнение № 9. "Теппинг-тест", упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки.
Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек в максимальном темпе (30 секунд, через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату). Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд. Для работы используйте простой мягкий карандаш.
Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд характеризует темп работы (максимального темпа), а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости и наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости.
Упражнение проводится для обеих рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму
При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а та...
Игры и упражнения для подготовки руки к письму.
Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственн...
Консультация - Семинар «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму»
Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый у...
Комплекс приемов, способов, упражнений на подготовку руки к письму
Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей....
Буклет "Упражнения для подготовки руки к письму"
Игры с пальчиками в домашних условиях....
Мастер -класс в подготовительной группе "Подготовка руки дошкольника к письму" способом квилинга
Мастер - класс в подготовительной группе "Подготовка руки дошкольника к письму" способом квилинга...
Презентация к Мастер-классу «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
Нейропсихологические упражнения, как важная основа для подготовки детей к школьному обучению....