Консультация для родителей на тему "Финансовая грамотность"
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей на тему "Финансовая грамотность". Данный материал предназначен для дошкольных учреждений. Подробно описано, как познакомить ребенка с семейным бюджетом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 480.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомим ребенка с семейным бюджетом»
Уважаемые родители! Для многих родителей вопросы, которые задает ребенок о ваших личных финансах и семейном бюджете, являются не самыми простыми. Прошли времена, когда считалось кощунством говорить с детьми о деньгах. Многие родители стараются воспитать своего ребенка как человека с высокими идеалами и принципами. Но, вступая во взрослую жизнь, дети сталкиваются с реалиями материалистичного мира. Куда правильнее и с точки зрения воспитания, и с точки зрения приобщения к большой жизни научить ребенка реально смотреть на вещи.
Психологи, педагоги, социологи по всему миру ведут горячие споры по поводу того, когда начинать приобщать малышей к взрослому миру, где «все продается и все покупается». Несмотря на разницу во мнениях, все специалисты сходятся в одном: ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ДЕНЬГАХ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Это нужно для того, чтобы наши дети научились ценить деньги, но не поклоняться им; чтобы были бережливыми, но не жадными; могли разумно тратить деньги, но не сорить ими. В пять-шесть лет, когда ребенок начинает воспринимать себя как личность, родители могут давать ему первые карманные деньги. Небольшие суммы сразу добавят ему самостоятельности и независимости, малыш будет чувствовать себя как «настоящий взрослый», даже если вы начнете с мелочи, которая для семьи незначима.
Карманные деньги не только дают детям представление о денежных знаках, но и учат обращаться с ними. Ребенок должен понимать, что деньги — это необходимая для жизни вещь, но отнюдь не предмет поклонения, что они не цель, а средство. И, для того чтобы эти средства были всегда, нужно не только уметь зарабатывать, но и экономить, а также делать сбережения.
В каждой семье родители сами определяют количество карманных денег: на проезд в общественном транспорте, на школьные обеды и мелкие покупки. В семьях с достаточно высоким доходом родители стараются не давать своему ребенку слишком много денег, опасаясь неразумных трат. В малообеспеченных семьях боятся, что сумма будет слишком маленькой, и у ребенка возникнет комплекс неполноценности. На самом деле не существует оптимального размера суммы карманных денег для ребенка. Специалисты советуют, что денег нужно давать именно столько, сколько позволяют ваши личные финансы и семейный бюджет в зависимости от возраста и характера ребенка.
Родители должны помнить, что даже очень большая сумма, выданная на карманные расходы, не способна компенсировать недостаток внимания близких людей. А также не стоит чересчур строго контролировать траты, отбирать «излишки», не выдавать карманные деньги в наказание за любые проступки, полученная двойка за невыполненный урок — не повод для таких лишений. Не ругайте своих детей, если деньги у них украли или они их потеряли, ведь это может случиться с каждым.
Помимо умения разумно использовать карманные деньги, ребенок должен иметь представление о семейном бюджете, знать основные источники формирования семейного бюджета, бережно к нему относиться, ценить труд всех членов семьи.
Можно предложить ребенку составить наглядную таблицу доходов и расходов семьи.
Доходы | Расходы |
Зарплата | Квартплата |
Пенсия | Транспортные услуги |
Стипендия | Продукты |
Пособие | Лекарства |
Гонорар | Оплата за детский сад |
Проценты | Секции, кружки |
Кредит за товар | Одежда, обувь |
Специалисты в области экономики и финансов советуют распределять средства таким нехитрым способом:
60% – основные расходы, продукты питания и ежемесячные хозяйственные расходы;
10% – накопления, которые пойдут на крупные покупки или поездки;
10% – накопления с дальней перспективой (образование, пенсионные и т. п.);
10% – развлечения и удовольствия;
10% – разное, непредвиденные расходы.
Совместное планирование бюджета поможет ребенку увидеть, на что тратятся в семье деньги, а на чем можно сэкономить, чтобы впоследствии приобрести необходимую вещь или скопить средства на семейный отдых.
Чтобы научить ребенка отличать необходимые потребности от тех, без которых в настоящее время человек может обойтись, сыграйте с ним в игру. Заготовьте карточки со словами-товарами, и предложите ребенку выстроить их в таком порядке, чтобы распределить последовательность расходов на эти товары по необходимости:
– плеер,
– швейная машина,
– стиральная машина,
– холодильник,
– розовая кофточка.
Обсудите с ребенком, что необходимо для семьи приобрести в первую очередь, а с чем можно повременить.
В игровой форме проверьте знания ребенка: как можно экономить домашние средства, грамотно планировать бюджет, чтобы расходы не превышали доходы.
Игра «Да-Нет»
1. Уходя из дома, не забывайте выключать свет. (Да)
2. Чаще обедайте в ресторанах и кафе. (Нет)
3. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. (Да)
4. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. (Нет)
5. Экономя семейный бюджет, откажись от экскурсии в музей. (Нет)
6. Сходил в магазин, оставь сдачу себе. (Нет)
7. Бережно относись к своим вещам. (Да)
8. Чаще пользуйтесь услугами такси. (Нет)
9. Старайся больше ходить пешком. (Да)
10. Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. (Нет)
Экономические игры с дошкольниками являются не столько развлечением, сколько подготовкой к взрослой жизни. Если ребенок научится планировать бюджет в незатейливой форме, то в будущем, возможно, его ждет финансовый успех.
Консультация для родителей по формированию основ финансовой культуры у ребёнка "Путешествие в страну Экономика"
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!
Вы, конечно заметили, что в старшем дошкольном возрасте у ребёнка появляются новые интересы: он чаще задаёт вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить; пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы, просит вам рассказать сказку, почитать книгу, активно обсуждает всё происходящее вокруг и, что совсем неожиданно, проявляет интерес к такой сложной сфере, как экономика и финансы.
С экономикой и финансами ребёнок сталкивается постоянно: когда идёт с родителями в магазин, где просит купить понравившуюся игрушку; когда в банке или сберкассе вносят плату за квартиру, газ и свет, когда бабушка с дедушкой дарят деньги…
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности-о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, даже искусство пользования.
Поэтому современная педагогическая наука ориентирует взрослых на формирование у детей элементарных знаний о мире финансов и экономики уже в старшем возрасте. Я же начала свою работу в средней группе, разработав вводный курс по формированию основ финансовой грамотности.
Именно в дошкольном возрасте у ребёнка формируется способность к аналитико-синтетической деятельности, начинают закладываться основы логического мышления, ребёнок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения в мире экономических ценностей, свои способы действий и приобретает жизненный опыт.
За основу я взяла образовательную программу «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» разработанная в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста.
Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития.
Занятия организовываются в занимательной и игровой форме.
Программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в РФ», а также «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа составлена в соответствии с принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования-ФГОС (полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития, учёт индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьёй и др.) И направлена на достижение следующих целей:
- формирование первичных экономических представлений и компетенций.
(Компетентность-это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющим выносить объективные суждения и принимать точные решения)
- развитие экономического мышления дошкольников;
- воспитание социально-личностных качеств ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно—эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Предлагаю Вам познакомиться с содержанием базового модуля программы «Финансовая азбука».
Раздел «Потребности» -способствует формированию первоначальных представлений о потребностях:
-знакомит детей с многообразием потребностей человека;
-формирует представления об ограниченности возможностей;
-учит определять разницу между «хочу» и «надо»
В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности.
Раздел «Труд» -способствует формированию первоначальных представлений о труде:
-расширяет представления детей о труде взрослых;
-знакомит детей с многообразием профессий человека;
-способствует воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.
В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека.
Раздел «Товар» -способствует формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров:
-знакомит детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа»;
-учит определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
-объясняет роль торговли в удовлетворении потребностей человека;
-объясняет, от чего зависит цена товара;
-воспитывает понимание того, что в любой товар вложен труд человека и к нему надо относиться бережно.
В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
- сравнивать цены на товар, объяснять разницу; выбирать товар в соответствии с ценой и качеством.
Раздел «Деньги» - способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления:
-знакомит детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»;
-учит находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;
-помогает детям осознать детям необходимости труда для получения денег;
-способствует развитию умения детей пользоваться деньгами;
-формирует разумное отношение к расходованию денег.
В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
-сравнивать цены на товар, объяснять разницу;
-учиться пользоваться и разумно расходовать деньги.
Раздел «Семейный бюджет» -способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике:
-знакомит детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой;
-учит ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
-формирует первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
-формирует представление о расходах семьи и способов их удовлетворения.
В результате, ребёнок умеет объяснять структуру семейного бюджета:
-размышляет о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии;
-понимает потребности и возможности семьи;
-учится экономить и сберегать средства семейного бюджета.
Очень хочется, чтобы родители с пониманием отнеслись к данному курсу обучения, чтобы сформировать первоначальные экономические представления у детей, которые способствуют эффективному развитию и воспитанию личности будущего гражданина, ответственного и успешного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Как воспитать грамотного пешехода?»
Уважаемые родители! Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Поэтому, нужно своевременно обучать их умению ориентироваться в дорожной сит...
Консультация для родителей по воспитанию «Грамотного пешехода»
Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности....
Консультация для родителей: "Воспитание финансовой грамотности у дошкольников"
Советы родителям по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников...
Консультация для родителей по финансовой грамотности.
Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах. ...
Консультация для родителей "Формирование финансовой грамотности"
Инофрмация для родителей о формирование основ финансового мышления дошкольников...
Консультация для родителей "Основы финансовой грамотности"
На сегодняшний день необходимость приобщения детей к финансовой культуре отмечается как педагогами, так и руководством практически всех стран мира как важная цель современного образования. Тем н...
Консультация для родителей по воспитанию грамотного пешехода
Консультация для родителей ...