Консультация для родителей на тему "Финансовая грамотность"
консультация (средняя группа)

Консультация для родителей на тему "Финансовая грамотность". Данный материал предназначен для дошкольных учреждений. Подробно описано, как познакомить ребенка с семейным бюджетом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx480.83 КБ

Предварительный просмотр:

 «Знакомим ребенка с семейным бюджетом»

Уважаемые родители! Для многих родителей вопросы, которые задает ребенок о ваших личных финансах и семейном бюджете, являются не самыми простыми. Прошли времена, когда считалось кощунством говорить с детьми о деньгах. Многие родители стараются воспитать своего ребенка как человека с высокими идеалами и принципами. Но, вступая во взрослую жизнь, дети сталкиваются с реалиями материалистичного мира. Куда правильнее и с точки зрения воспитания, и с точки зрения приобщения к большой жизни научить ребенка реально смотреть на вещи.

Психологи, педагоги, социологи по всему миру ведут горячие споры по поводу того, когда начинать приобщать малышей к взрослому миру, где «все продается и все покупается». Несмотря на разницу во мнениях, все специалисты сходятся в одном: ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ДЕНЬГАХ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Это нужно для того, чтобы наши дети научились ценить деньги, но не поклоняться им; чтобы были бережливыми, но не жадными; могли разумно тратить деньги, но не сорить ими. В пять-шесть лет, когда ребенок начинает воспринимать себя как личность, родители могут давать ему первые карманные деньги. Небольшие суммы сразу добавят ему самостоятельности и независимости, малыш будет чувствовать себя как «настоящий взрослый», даже если вы начнете с мелочи, которая для семьи незначима.

https://itandlife.ru/wp-content/uploads/2021/09/2-7.jpg

Карманные деньги не только дают детям представление о денежных знаках, но и учат обращаться с ними. Ребенок должен понимать, что деньги — это необходимая для жизни вещь, но отнюдь не предмет поклонения, что они не цель, а средство. И, для того чтобы эти средства были всегда, нужно не только уметь зарабатывать, но и экономить, а также делать сбережения.

В каждой семье родители сами определяют количество карманных денег: на проезд в общественном транспорте, на школьные обеды и мелкие покупки. В семьях с достаточно высоким доходом родители стараются не давать своему ребенку слишком много денег, опасаясь неразумных трат. В малообеспеченных семьях боятся, что сумма будет слишком маленькой, и у ребенка возникнет комплекс неполноценности. На самом деле не существует оптимального размера суммы карманных денег для ребенка. Специалисты советуют, что денег нужно давать именно столько, сколько позволяют ваши личные финансы и семейный бюджет в зависимости от возраста и характера ребенка.

Родители должны помнить, что даже очень большая сумма, выданная на карманные расходы, не способна компенсировать недостаток внимания близких людей. А также не стоит чересчур строго контролировать траты, отбирать «излишки», не выдавать карманные деньги в наказание за любые проступки, полученная двойка за невыполненный урок — не повод для таких лишений. Не ругайте своих детей, если деньги у них украли или они их потеряли, ведь это может случиться с каждым.

Помимо умения разумно использовать карманные деньги, ребенок должен иметь представление о семейном бюджете, знать основные источники формирования семейного бюджета, бережно к нему относиться, ценить труд всех членов семьи.

Можно предложить ребенку составить наглядную таблицу доходов и расходов семьи.

https://storage.myseldon.com/news_pict_1D/1DC800D7EC919C4A89B09C659D286A92

Доходы

Расходы

Зарплата

Квартплата

Пенсия

Транспортные услуги

Стипендия

Продукты

Пособие

Лекарства

Гонорар

Оплата за детский сад

Проценты

Секции, кружки

Кредит за товар

Одежда, обувь

Специалисты в области экономики и финансов советуют распределять средства таким нехитрым способом:

60% – основные расходы, продукты питания и ежемесячные хозяйственные расходы;

10% – накопления, которые пойдут на крупные покупки или поездки;

10% – накопления с дальней перспективой (образование, пенсионные и т. п.);

10% – развлечения и удовольствия;

10% – разное, непредвиденные расходы.

Совместное планирование бюджета поможет ребенку увидеть, на что тратятся в семье деньги, а на чем можно сэкономить, чтобы впоследствии приобрести необходимую вещь или скопить средства на семейный отдых.

Чтобы научить ребенка отличать необходимые потребности от тех, без которых в настоящее время человек может обойтись, сыграйте с ним в игру. Заготовьте карточки со словами-товарами, и предложите ребенку выстроить их в таком порядке, чтобы распределить последовательность расходов на эти товары по необходимости:

– плеер,

– швейная машина,

– стиральная машина,

– холодильник,

– розовая кофточка.

Обсудите с ребенком, что необходимо для семьи приобрести в первую очередь, а с чем можно повременить.

В игровой форме проверьте знания ребенка: как можно экономить домашние средства, грамотно планировать бюджет, чтобы расходы не превышали доходы.

Игра «Да-Нет»

1. Уходя из дома, не забывайте выключать свет. (Да)

2. Чаще обедайте в ресторанах и кафе. (Нет)

3. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. (Да)

4. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. (Нет)

5. Экономя семейный бюджет, откажись от экскурсии в музей. (Нет)

6. Сходил в магазин, оставь сдачу себе. (Нет)

7. Бережно относись к своим вещам. (Да)

8. Чаще пользуйтесь услугами такси. (Нет)

9. Старайся больше ходить пешком. (Да)

10. Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. (Нет)

Экономические игры с дошкольниками являются не столько развлечением, сколько подготовкой к взрослой жизни. Если ребенок научится планировать бюджет в незатейливой форме, то в будущем, возможно, его ждет финансовый успех.

Консультация для родителей по формированию основ финансовой культуры у ребёнка "Путешествие в страну Экономика"

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Вы, конечно заметили, что в старшем дошкольном возрасте у ребёнка появляются новые интересы: он чаще задаёт вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить; пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы, просит вам рассказать сказку, почитать книгу, активно обсуждает всё происходящее вокруг и, что совсем неожиданно, проявляет интерес к такой сложной сфере, как экономика и финансы.

С экономикой и финансами ребёнок сталкивается постоянно: когда идёт с родителями в магазин, где просит купить понравившуюся игрушку; когда в банке или сберкассе вносят плату за квартиру, газ и свет, когда бабушка с дедушкой дарят деньги…

Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности-о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, даже искусство пользования.

Поэтому современная педагогическая наука ориентирует взрослых на формирование у детей элементарных знаний о мире финансов и экономики уже в старшем возрасте. Я же начала свою работу в средней группе, разработав вводный курс по формированию основ финансовой грамотности.

Именно в дошкольном возрасте у ребёнка формируется способность к аналитико-синтетической деятельности, начинают закладываться основы логического мышления, ребёнок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения в мире экономических ценностей, свои способы действий и приобретает жизненный опыт.

За основу я взяла образовательную программу «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» разработанная в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития.

Занятия организовываются в занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в РФ», а также «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Программа составлена в соответствии с принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования-ФГОС (полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития, учёт индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьёй и др.) И направлена на достижение следующих целей:

- формирование первичных экономических представлений и компетенций.

(Компетентность-это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющим выносить объективные суждения и принимать точные решения)

- развитие экономического мышления дошкольников;

- воспитание социально-личностных качеств ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно—эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Предлагаю Вам познакомиться с содержанием базового модуля программы «Финансовая азбука».

Раздел «Потребности» -способствует формированию первоначальных представлений о потребностях:

-знакомит детей с многообразием потребностей человека;

-формирует представления об ограниченности возможностей;

-учит определять разницу между «хочу» и «надо»

В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности.

Раздел «Труд» -способствует формированию первоначальных представлений о труде:

-расширяет представления детей о труде взрослых;

-знакомит детей с многообразием профессий человека;

-способствует воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.

В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека.

Раздел «Товар» -способствует формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров:

-знакомит детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа»;

-учит определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

-объясняет роль торговли в удовлетворении потребностей человека;

-объясняет, от чего зависит цена товара;

-воспитывает понимание того, что в любой товар вложен труд человека и к нему надо относиться бережно.

В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

- сравнивать цены на товар, объяснять разницу; выбирать товар в соответствии с ценой и качеством.

Раздел «Деньги» - способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления:

-знакомит детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»;

-учит находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;

-помогает детям осознать детям необходимости труда для получения денег;

-способствует развитию умения детей пользоваться деньгами;

-формирует разумное отношение к расходованию денег.

В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

-сравнивать цены на товар, объяснять разницу;

-учиться пользоваться и разумно расходовать деньги.

Раздел «Семейный бюджет» -способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике:

-знакомит детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой;

-учит ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;

-формирует первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;

-формирует представление о расходах семьи и способов их удовлетворения.

В результате, ребёнок умеет объяснять структуру семейного бюджета:

-размышляет о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии;

-понимает потребности и возможности семьи;

-учится экономить и сберегать средства семейного бюджета.

Очень хочется, чтобы родители с пониманием отнеслись к данному курсу обучения, чтобы сформировать первоначальные экономические представления у детей, которые способствуют эффективному развитию и воспитанию личности будущего гражданина, ответственного и успешного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как воспитать грамотного пешехода?»

Уважаемые родители! Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Поэтому, нужно своевременно обучать их умению ориентироваться в дорожной сит...

Консультация для родителей по воспитанию «Грамотного пешехода»

Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности....

Консультация для родителей: "Воспитание финансовой грамотности у дошкольников"

Советы родителям по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников...

Консультация для родителей по финансовой грамотности.

Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах. ...

Консультация для родителей "Формирование финансовой грамотности"

Инофрмация для родителей о формирование основ финансового мышления дошкольников...

Консультация для родителей "Основы финансовой грамотности"

На сегодняшний день необходимость приобщения детей к  финансовой культуре отмечается как педагогами, так и руководством практически всех стран мира как важная цель современного образования. Тем н...