Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
консультация (младшая группа)
Формирование навыка самостоятельно одеваться
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 41.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и КГН
Формирование навыка самостоятельно одеваться
Нанизывание крупных шаров на шнурок с деревянным наконечником
Цель: продолжать развивать умение хватать предметы щепотью, продолжать развивать согласованность работы обеих рук.
Словарь: бусы, шнурки; нанизываю, протягиваю.
Оснащение: белый поднос, белая салатница с крупными деревянными бусинами, имеющими сквозные отверстия, пластмассовый шнурок, прикрепленный на деревянную иголку.
Ход игры:
Предложите ребенку сделать бусы для... Покажите, как правильно нужно нанизывать бусы на шнурок: возьмите крупную бусину тремя пальцами; проденьте шнурок в отверстие; протяните его тремя пальцами левой руки; правой протяните их до узелка на конце шнурка.
Предложите ребенку собрать остальные бусины на шнурок. Когда работа будет завершена, свяжите концы шнурка, наденьте бусы на себя или ребенка. Полюбуйтесь в зеркало на себя в бусах, снимите бусы, развяжите шнурок. Снимите бусины по одной, складывая их в салатницу.
Предложите ребенку собрать бусы еще раз и надеть их (Оле, Коле...)
Подбери к шнурку бусину
Цель: продолжать развивать умение действовать пальцами - хватать щепотью; нанизывать бусины на шнурок; соотносить цвет бусины и шнурка.
Оснащение: прозрачный поднос, прозрачная креманка с бусинами основных цветов (синий, красный, желтый), изготовленные из старых фломастеров цилиндров, не больше 1 см; шнурки этих же цветов.
Ход игры:
Предложите ребенку поиграть с бусинами.
Покажите как надо надевать бусины на шнурок:
возьмите шнурок двумя пальцами ведущей руки;
бусины возьмите двумя пальцами левой руки;
вставьте наконечник шнурка в отверстие бусины;
протолкните наконечник в отверстие: возьмите его указательным и большим пальцами;
протяните кончик шнурка вперед, через бусину.
Предложите ребенку продолжить игру самостоятельно.
Формирование умения надевать штанишки
Копилка
Цель: совершенствует «пинцетный (щипковый) захват»; продолжает развивать зрительно-двигательную координацию; складывать мелкие монетки в узкое отверстие копилки.
Оснащение: поднос, копилка, маленькая салатница с набором мелких монет.
Ход игры
Покажите ребенку, как нужно взять монетку:
опустите монетку в копилку, предложите послушать как она гремит, опускаясь на дно; предложите ребенку собрать все монетки в копилку.
Когда все монетки будут собраны, предложите ребенку потрясти ее и послушать, как гремят в ней монетки.
Формирование умения застегивать «молнию»
Что лежит в кошельке?
Цель: складывать пальцы определенным образом, удобным для захватывания язычка «молнии»;
расстегивать и застегивать застежки «молния», кнопка;
развивать память (класть вещи на свои места).
Оснащение: прозрачная косметичка, два кошелька с разными видами застежек («молния», кнопка); в каждом кошельке лежит мелкий предмет.
Расположение предметов: два кошелька с мелкими предметами, лежащими в них; кошельки лежат в косметичке.
Ход игры:
Предложите ребенку поиграть.
Покажите, как играть с кошельками:
возьми косметичку за верхний угол; потяни язычок влево до упора;
достаньте из косметички кошелек с застежкой кнопкой;
возьмите пальцами ремешок с кнопкой;
сожмите пальцы и потяните ремешок вверх; откройте кошелек;
достаньте находящийся в нем предмет;
попросите ребенка назвать его, положите предмет перед ребенком;
застегните кошелек; положите кошелек справа от себя;
правой рукой вытащите из косметички второй кошелек - с застежкой «молния».
Откройте его так же, как открывали косметичку.
Когда ребенок справится с заданием, предложите положить оба кошелька в косметичку и закрыть ее.
Что забыла надеть Маня?
Цель: застёгивать «молнию» на кофточке куклы, закрепить алгоритм одевания, развивать память и воображение, совершенствует мыслительные процессы - анализ и синтез.
Оснащение: одетая кукла, кофта с застёжкой « молнией ».
Ход игры:
Прочитайте рифмовку:
Куколка замёрзла!
Холодно играть.
Надо нашей Мане
Кофту быстро дать.
Предложите ребёнку помочь кукле.
Спросите, что нужно сделать, чтобы Маня согрелась? Выслушайте ответ ребёнка.
Предложите надеть кукле тёплую вязаную кофточку.
Когда ребёнок наденет кукле кофту, обратите его внимание на то, что «молния» не застёгнута. Попросите ребёнка застегнуть застёжку «молнию».
Если у ребёнка не получится, вспомните вместе с ним, как застёгивать «молнию».
Давайте ребёнку поручения, которые будут пошаговыми (маленькими, поэтапными), как описано во 2-м этапе.
Двери закрываются
Цель: совершенствовать навык застегивания и расстёгивания застёжки «молнии»; совершенствует координацию мелкой моторики пальцев обеих рук.
Словарь: понимать и называть части машины: «двери», «кабина»; использовать в активном словаре глаголы настоящего и прошедшего времени «расстёгиваю - расстегнул», «открываю - открыл».
Оснащение: автобус, сделанный из плотной ткани, в автобусе три двери, состоящие из двух половинок, соединяющихся между собой застёжкой «молнией».
Ход игры:
Покажите ребёнку автобус. Рассмотрите и назовите все его части.
Прочитайте рифмовку, выполняя действия по её содержанию.
На слово «закрываются» застегните «молнии» пришитые к дверям автобуса. Расстегните «молнии» на слова: «Он на остановке стоит».
Прочитайте рифмовку:
Автобус отправляется
-Двери закрываются.
На остановке он стоит,
Входите все –
Проход открыт.
Если у вас есть желание, а у ребёнка - потребность, сшейте другие виды транспорта - легковой автомобиль, грузовую машину. Мы надеемся, что ваши фантазия и желание научить ребёнка всё делать самому, безграничны.
Бабочки
Цель: совершенствовать умение застёгивать различные виды застёжек: «молния», пуговицы, липучка; подбирать по цвету насекомое к пуговице.
Словарь: понимать, знать, называть насекомых, обозначать их существительными « бабочка», «стрекоза», «гусеница».
Оснащение: коврик с пришитыми к нему пуговицами основных цветов, липучкой, половинкой разъёмной «молнии»; бабочки, сделанные из ткани основных цветов, с прорезанными в них петлями; стрекоза с пришитой второй частью «молнии»; гусеница с пришитой к ней второй частью липучки.
Ход игры:
Рассмотрите с ребёнком насекомых. Назовите их.
Прочитайте рифмовку:
На полянке
В жаркий день
Ползали букашки,
На солнышке лежали,
В шезлонге загорали!
Расскажите ребёнку небольшую историю: «насекомые ползали по полянке, загорали на солнышке, но вдруг начался дождь. Все быстро улетели, уползли, убежали с полянки, спрятались кто куда. Но вот дождь закончился, и снова выглянуло солнышко. Оно позвало насекомых снова на полянку, но они забыли к ней дорогу». Предложите «насекомым» помочь вернутся на «полянку» и найти на ней своё место.
Формирование умения застегивать липучки на ботинках
Пристегни лисе хвостик
Цель: совершенствование умения застегивать липучку;
закреплять знание частей тела лисы;
продолжать развивать ориентировку в пространстве (сзади).
Оснащение: лиса, вырезанная из плотной ткани, с пришитой сзади первой половины липучки; хвост с пришитой второй половиной липучки.
Ход игры:
Прочтите рифмовку:
Лисонька-плутовка
Зайку догоняла!
Зайку догоняла -
Хвостик потеряла!
Хвост пушистый , рыжий,
Посмотри, какой!
А лисичка плачет:
Ой, ой, ой!
Как же без хвоста я
Прибегу домой!
Предложите ребенку рассмотреть лису без хвоста и назвать все части тела лисы, сказать и показать чего же у лисы не хватает?
Предложите помочь горю лисы - вернуть ее замечательный пушистый, рыжий хвост.
Попросите ребенка прикрепить хвост при помощи застежки-липучки.
Ежик с фруктами
Цель: закреплять умение застегивать застежки липучки, прикреплять фрукты на спину ежику;
ориентироваться в пространстве - сверху; закреплять название фруктов; сочувствовать и помогать нуждающимся в помощи.
Оснащение: вырезанный из плотной ткани еж с пришитыми на спине липучками (две сверху, одна внизу); игрушечная корзина с фруктами, также вырезанными из плотной ткани соответствующего цвета, и с пришитыми к ним вторыми половинками липучки.
Ход игры:
Рифмовка:
Быстро, быстро
Ой, ой!
Колючий еж спешил домой.
Топал он, пыхтел, бежал,
Фрукты где-то потерял.
На пеньке наш еж сидит,
Призадумался, грустит:
Что я деткам принесу?
Потерял я все в лесу!
Предложите помочь ежику и дать ему фрукты для его малышей. Ребенок должен назвать каждый фрукт, определить и назвать то место, на которое он будет его прикреплять. Не забывайте хвалить ребенка и восхищаться его добротой!
Формирование умения застегивать пуговицы
Сушим белье
Цель: брать предмет «пинцентным захватыванием»;
продолжает развивать силу пальцев;
открывать прищепку, прикреплять с её помощью «бельё к верёвке».
Словарь: понимать и употреблять существительные единственного и множественного числа «прищепка - прищепки»; глаголы настоящего времени изъявительного наклонения: «открываю», «закрываю», «развешиваю», «сушу».
Оснащение: три верёвки, подставка для прищепок, 10 прищепок, корзина для кукольного белья, кукольное бельё, носовые платки.
Расположение предметов: прикрепите три верёвки на разной высоте (в три уровня для детей разного роста). Верёвка должна находиться на уровне глаз ребёнка. Прищепки висят на подставке.
Ход игры:
Предложите ребёнку поиграть. Прочтите рифмовку и попросите ребёнка выполнять действия в соответствии с текстом.
Мамочку я обожаю
И всегда ей помогаю.
Вот бельё я постираю,
А потом прополощу.
На верёвочку повешу
И прищепкой прикреплю!
Возьмите из бельевой корзины носовой платок. Перекиньте его через верёвку. Покажите ребёнку, как нужно держать прищепку:
возьмите прищепку большим и указательным пальцами;
сожмите пальцы и скажите, что прищепка «открыта»;
поднесите открытую прищепку к платочку, наденьте её на него;
разожмите пальцы и скажите, что прищепка «закрыта».
Разложи пуговицы
Цель:продолжает совершенствовать соотносящие движения;
умение брать предметы «пинцетным захватыванием» (двумя пальцами - большим и указательным);
различать и обозначать словом величину предмета (большая, маленькая пуговица).
Словарь: понимать и употреблять уменьшительно - ласкательные формы существительных «пуговица - пуговка»; глаголы настоящего и прошедшего времени «взял», «опустил», «упала».
Оснащение: четыре большие и четыре маленькие пуговки одного цвета; две воронки, сделанные из пластиковых бутылок для питьевой воды (пятилитровой и полулитровой).
Расположение предметов: поднос, справа пиала (или маленькая миска) с пуговицами; слева две воронки.
Ход игры:
Поставьте поднос на стол и предложите ребёнку поиграть.
Сядьте справа от ребёнка и покажите ребёнку, как играть:
возьмите большую пуговицу, поднесите её к воронке с маленьким отверстием;
постарайтесь протолкнуть в маленькое отверстие большую пуговицу - пуговица не проходит;
поднесите большую пуговицу к воронке с большим отверстием вложите в него пуговицу - она провалится в воронку;
теперь возьмите маленькую пуговку и вложите в воронку с маленьким отверстием - она провалится.
Предложите ребёнку продолжать игру и разложить оставшиеся пуговки в воронки. Когда все пуговицы будут разложены, обратите внимание ребёнка на то, что пиала пустая.
Поднимите воронки по очереди, сложите пуговицы обратно в пиалу. Обратите внимание ребёнка на то, что пиала стала полной.
Игру можно повторить по желанию ребёнка.
Усложнение: смените воронки (из пластика другого качества, цвета); смените пуговицы (другого цвета).
С какого дерева упал листок?
Цель: застёгивать маленькие пуговки; группировать листья по цвету - жёлтые, красные.
Словарь: понимать, употреблять в активной речи существительные единственного и множественного числа: «лист - листья», «ветка - ветки»; глаголы настоящего и прошедшего времени: «висит», «упал».
Оснащение: фланелеграф; два дерева с пришитыми на ветках пуговицами, соответствующими цвету листочка, висящего на нём (на первом дереве жёлтый лист, на втором - красный лист); красные и жёлтые листочки с прорезанными на них петлями, лежащие в корзинке.
Ход игры:
Прочитайте рифмовку:
Дует, дует ветер,
Дует - задувает.
С дерева листочки
Весело бросает.
Скажите, что дереву скучно стоять с одним листочком. Предложите ребёнку стать волшебником и подарить каждому дереву свои листочки (дереву с жёлтыми листочками жёлтые листочки, а дереву с красными - красные листочки).
Когда работа будет завершена, полюбуйтесь красотой осеннего парка. Поблагодарите малыша за радость, полученную вами от рассматривания деревьев с разноцветными осенними листочками.
Игру можно проводить несколько раз, добавляя другие деревья или кусты в вашем парке (на фланелеграфе).
Формирование умения завязывать первый узел
Завяжи шнурки на ботинках
Цель: учить детей завязывать первый узел.
Оснащение: кукла в ботинках с развязанными шнурками.
Ход игры: Покажите ребёнку куклу. Прочтите рифмовку:
Как у куклы - крошки
На ногах сапожки,
В сапожках шнурочки.
Кто завяжет дочке
Эти вот шнурочки?
Может, мама?
Нет, нет, я!
Это ж доченька моя!
Ах, шнурочки! Ох, шнурочки!
Завязать бы узелочки!
Предложите ребёнку завязать шнурки на ботинках у куклы. Вспомните вместе с ребёнком, как нужно завязывать первый узелок на шнурке. Продолжите начатую ребёнком работу и завяжите бантики на шнурках.
Когда шнурки будут завязаны, возьмите куклу с собой на прогулку. Не забывайте хвалить и поощрять ребёнка.
Подчеркните значимость выполненного ребёнком действия (если бы он не завязал шнурок на ботинке куклы, она могла бы на него наступить и упасть. А падать всегда больно.) Навык считается сформированным тогда, когда ребёнок легко сможет завязывать узел на любом шнурке: на дидактическом пособии; на любом виде обуви; без помощи взрослого.
Завяжем кукле бант
Цель: закрепит умение завязывать узел, сопереживать другим людям, радоваться вместе с ними.
Словарь: понимать и употреблять в активной речи существительные «завязываю»; прилагательные, обозначающие цвет банта.
Оснащение: кукла с длинными волосами, шкатулка с набором лент основных цветов (красный, синий, жёлтый).
Ход игры: Попросите ребёнка принести куклу - дочку. Обратите внимание ребёнка на причёску куклы.
Прочтите рифмовку:
Мама дочку одевала,
Мама песню напевала:
Вот завяжем бантик
И пойдём гулять.
Будет этот бантик
Как звезда сиять.
Все увидят бантик,
Скажут: «Вот дела!
Где же бант красивый
Девочка взяла?»
Попросите ребёнка помочь вам завязать кукле бант. Предложите ему открыть шкатулку и выбрать понравившийся бант. Спросите ребёнка: «Какого цвета ленту ты выбрал?»
Ребёнок должен самостоятельно завязывать узел на ленте. Заплетите кукле косичку, а ребёнок завяжет узел на ленте. Вы продолжите работу и завяжете бант.
Не забывайте хвалить ребёнка и восхищаться результатом совместной работы.
Игру можно проводить несколько раз, меняя банты на другие (по качеству, ширине, фактуре).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....
Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Тема «Что такое мелкая моторика» « Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...
Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика?» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые ребенок должен усвоить. А для этого нужно позаботиться о с...
Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».
Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....