Методика заучивание стихотворений.
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.
В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.
Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью.
Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.
Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.
На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения, установка на запоминание, мотивации (для чего нужно?).
Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы.
В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности.
Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет.
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:
1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
2. Учить детей читать стихи выразительно.
Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму.
Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену.
Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения.
Методические требования к заучиванию стихов.
● Не рекомендуется заучивать стихи хором. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
● Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
● Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии.
● Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
Методика заучивания стихов
■ Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.
■ Затем проводится словарная работа, т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.
■ Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.
■ Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросит произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.
■ Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.
Игровые приемы, помогающие лучшему запоминанию
● выполнение игровых действий с предметами во время чтения;
● договаривание детьми слов, которые рифмуются;
● чтение стихов-диалогов по ролям;
● драматизация;
● рассказывание стихотворения по-разному (весело, грустно, скучно, как робот, радостно)
На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации.
Литература: Алексеева М.М., Яшина Б.И.
«Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»
МАДОУ д/с «Алёнка» г. Советский»
«Методика заучивания стихотворений в младшей группе»
Подготовили: Руди Н.А., воспитатель
Богданова О.А., учитель-логопед
адрес электронной почты
контактный телефон
3-25-07
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультаия для воспитателей на тему" Методика заучивания стихотворения с детьми дошкольного возраста"
1. Подбор стихотворений для заучивания 2.Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений 3.Структура занятий 4.Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах...
Методика заучивания стихотворений
Задачи при заучивании стихотворений•Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;•Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов;•Обеспечить запоминание;•Научить выразит...
Методика заучивания стихотворений
методика заучивания стихотворений...
Методика заучивания стихотворений
ЗНАЧЕНИЕ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА•Эффективное средство умственного и эстетического воспитания;•Важное средство овладения выразительной речью;•Поэтичность обеспечивает эмоци...
МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ
Современная программа «Детство» в соответствии с ФГОС предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями в образовательных ситуациях и вне их (во время игр, театрализованн...
Методика заучивания стихотворений
методические рекомендации для педагогов ДОУ...
Методика заучивания стихотворений.
Часто родители сетуют, что у детей плохая память. Эту проблему поможет нам решить заучивание стихотворений. Заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и воспитательным момент...