Экологическое воспитание дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Субботина Анна Петровна

Воспитание подрастающего поколения, его обучение – эти вопросы не могут не волновать каждого взрослого, а особенно тех, кто ответственен за детей, их судьбу, начиная с дошкольного возраста. В современном мире особую актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Глобальные климатические изменения, уменьшение запасов питьевой воды, истощение природных ресурсов, угроза истребления множества видов растений и животных и многие другие экологические проблемы, связанные с потребительским отношением природных ресурсов приводят к проблеме отчуждения человека от природы, его низкого уровня формирования экологической культуры. Под экологической культурой понимается наследуемый и формируемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Помните, что для понимания природы недостаточно только одних знаний. Здесь требуется еще одно особое чувство — чувство природы. Только вкладывая свою душу, можно научить детей уважать ее и заботиться о ней. Природа Вас ждет, она Вам рада!

 Играем вместе с детьми «Что было бы, если из леса исчезли…» Предлагаем убрать из леса насекомых. Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. «Какого растения не стало?» На столик выставляется четыре или пять растений. Ребенок их запоминает. Предлагаем детям закрыть глазки и убираем одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе. «Где что зреет?» Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями. Ход игры: на стол выкладываем две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня, на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Задаём вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» ребёнок исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка. «Цветочный магазин» Можно поиграть с ребенком в магазин. Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Ход игры: Ребенок приходит в магазин, где представлен большой выбор цветов. Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Выбирает понравившиеся лепестки, называет их цвет, и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Ребенок самостоятельно из цветов составляет три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

Воспитание подрастающего поколения, его обучение – эти вопросы не могут не волновать каждого взрослого, а особенно тех, кто ответственен за детей, их судьбу, начиная с дошкольного возраста. В современном мире особую актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Глобальные климатические изменения, уменьшение запасов питьевой воды, истощение природных ресурсов, угроза истребления множества видов растений и животных и многие другие экологические проблемы, связанные с потребительским отношением природных ресурсов приводят к проблеме отчуждения человека от природы, его низкого уровня формирования экологической культуры. Под экологической культурой понимается наследуемый и формируемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Помните, что для понимания природы недостаточно только одних знаний. Здесь требуется еще одно особое чувство — чувство природы. Только вкладывая свою душу, можно научить детей уважать ее и заботиться о ней. Природа Вас ждет, она Вам рада!

 Играем вместе с детьми «Что было бы, если из леса исчезли…» Предлагаем убрать из леса насекомых. Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. «Какого растения не стало?» На столик выставляется четыре или пять растений. Ребенок их запоминает. Предлагаем детям закрыть глазки и убираем одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе. «Где что зреет?» Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями. Ход игры: на стол выкладываем две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня, на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Задаём вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» ребёнок исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка. «Цветочный магазин» Можно поиграть с ребенком в магазин. Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Ход игры: Ребенок приходит в магазин, где представлен большой выбор цветов. Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Выбирает понравившиеся лепестки, называет их цвет, и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Ребенок самостоятельно из цветов составляет три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...