"Детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка"
консультация (старшая группа)

Малышева Наталья Евгеньевна

В консультации описывается краткий психологический анализ детского рисунка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что означают детские рисунки?813.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»

Подготовила: педагог-психолог Малышева Н. Еhttps://ja-rastu.ru/uploads/posts/2014-08/1408098250_5-1.jpg

Все дети без исключения любят рисовать. Обычно, дети рисуют то, что видят вокруг себя. Поэтому любой детский рисунок можно считать проективным, то есть отражающим внутренний мир ребенка.

Через рисунок, ребенок выражает себя. Понаблюдайте за тем, насколько ваш ребенок увлечен во время рисования. Всем своим существом он уходит в то, что делает. Вся его творческая энергия направлена на лист бумаги. Попробуйте позвать его в этот момент, и вы поймете, чем ребенок отличается от взрослого. Он так увлечен, что вырвать его из-за какой-то мелочи (обеда, например), бывает довольно трудно. В процессе рисования у ребенка, зачастую, нет нужды в совершенных красках, карандашах или игрушках. Он творит из всего, что есть у него под рукой. Сгодятся даже ваши обои в спальне! Он творит! Он выражает свое творческое начало, и на определенном этапе, ему не важно, кто оценит его труд. Важно помочь раскрыться ему еще больше, еще эмоциональнее выражать себя на листке бумаги. Если ребенок освоит в детском возрасте вкус творчества, вкус к сосредоточению, то эти умения помогут ему и во взрослой жизни.https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/4421565/pub_60911483ea434d12df22b3c0_6091154ba5f87026b1894ef0/scale_1200

Давайте попробуем немного разобраться, что означают детские рисунки.

Итак, ваш ребенок нарисовал рисунок. Сосредоточьтесь на сюжете. Дети рисуют то, что их волнует. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если ребенок рисует героев своих любимых книг или фильмов — замечательно. Это его первое предпочтение, привязанность. Такие дети легко увлекаемы, и это можно использовать в обучении.

Если в рисунках много животных — это может говорить о чувствительности и ранимости. Дети часто отождествляют себя со зверями. По тому, какое настроение у животного на картинке, можно судить о душевном комфорте малыша. Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.https://data.whicdn.com/images/202319304/original.jpg

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней. 

Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь - таким образом, мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина.

Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом. Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться». Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами. 

Важно!

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

https://sch26.kirovedu.ru/wp-content/uploads/sites/90/2019/03/happy20kids20panorama-1400x550.jpg

 О чем расскажет лист бумаги?

Современный метод психодиагностики по рисунку основан на работах известного русского ученого И. Сеченова, который изучая  психомоторные связи в организме. Он считал, что всякое представление, возникающее в психике, любая ассоциация, связанная с этим представлением, заканчивается движением. Так, мышцы руки через движение « запечатлевают» на листе бумаги отношение рисующего к себе и к окружающему миру, его психическое и физическое состояние

Если  вы хотите побольше узнать о своем ребенке, о его подсознательных потребностях, состоянии здоровья, настроении, взаимоотношениях  с людьми и самых скрытых желаниях?

Тогда предложите ему нарисовать клоуна.

Вам предлагается тест « Клоунада» Лилиан Бонс – известного американского исследовательницы и автора концепции цветолечения.

Веселый клоун будоражит воображение ребенка, напоминает о цирке, о празднике, вызывая счастливую улыбку. Забыть его трудно, а представить очень легко.

  Начинаем рисовать!

Дайте ребенку лист бумаги, карандаши, фломастеры или краски. Почти все дети очень любят рисовать, поэтому малыш с удовольствием откликнется на вашу просьбу. Обязательно попросите раскрасить клоуна. Когда рисунок будет полностью готов, поблагодарите ребенка и похвалите его работу. В удобный момент можете приступить к толкованию

Ключ к толкованию

Итак, клоун перед вами. Помните, что ребенок рисуя его, подсознательно изображает себя. Давайте проанализируем этот рисунок

Обратите внимание на то, как рисунок расположен относительно центра листа:

  • рисунок расположенный в центре,- признак нормальной, возможно, эгоцентричной личности, чувствующей себя в  безопасности;
  • когда ребенок рисует в верхней части листа, это указывает на высокий уровень его ожиданий, иногда – на нереальный уровень оптимизма или завышенную самооценку;
  • если рисунок расположен в нижней части страницы, у ребенка заниженная самооценка, он чувствует себя незащищенным;
  • изображение на краю листа – признак неуверенности в себе, потребности в одобрении, поддержке, а также стремления избегать нового опыта.

           Теперь давайте проанализируем отдельные части тела вашего клоуна.

  • Голова - это символ интеллектуальной сферы. Ее размер говорит о том, что движет действиями ребенка - разум ( при большой голове) или эмоции ( при маленькой).
  • Лицо - это символ общения. Обычно ребенок, имеющий проблемы в общении, рисует черты лица нечетко, не рисует их вовсе, зачеркивает лицо либо изображает его в последнюю очередь. Если же все детали прорисованы хорошо, это знак высокой заинтересованности ребенка в самом себе. Если у клоуна красивые глаза и длинные ресницы – это указывает на эстетические наклонности рисовальщика. Большие глаза укажут на счастливого и веселого человека; если они малы, то, возможно, ребенок испытывает чувство тревоги. Отсутствие глаз у клоуна скажет о том, что художник не хочет видеть правду.
  • Клоун с открытым ртом будет соответствовать агрессивному, если еще и прорисованы зубы - очень агрессивному.
  • Нос клоуна символизирует избранный путь в жизни. Небольшой нос скажет о том, что художник не нацелен на удачу, а большой – что ничего не дается ему просто так, приходится каждый раз затрачивать много сил. Маленькие ноздри клоуна укажут на чувство одиночества, крупные же ноздри будут характерны для натуры ловкой, великого комбинатора.
  • Руки клоуна - это символ активности и общения. Если они расставлены в стороны - это признак общительности рисующего, если прижаты к телу, находятся в карманах или за спиной – ребенок замкнут в себе. Если пальцы на руках клоуна четко прорисованы – у ребенка есть способности к управлению и преобразованиям. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – признак агрессии. Тело без рук означает пассивность.
  • Ноги клоуна - символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию. Если клоун не стоит на опоре или у него нет стоп, ребенок не уверен в себе. Возможно, он растет идеалистом, которому нелегко спускаться на землю

Посмотрите, как раскрашен рисунок. Обратите особое  внимание  на следующие цвета:

  • Избыток черного цвета символизирует агрессию, причиной которой могут быть неуверенность в себе, склонность к депрессии;
  • Красный цвет означает активность, смелость, открытость, иногда вспыльчивость;
  • Коричневый указывает на нездоровье;
  • Зеленый цвет предпочитают те, кто боится чужого влияния, ищет способы самоутверждения;
  • Синий  говорит о склонности к меланхолии, необходимости чаще отдыхать, о том, что ребенку не хватает уверенности в себе и для него очень важно благожелательное отношение окружающих;
  • Оранжевый – любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей;
  • Желтый означает спокойствие, любопытство, смелость, легкую приспособляемость, общительность и умение получать удовольствие от возможности нравиться и привлекать к себе людей Желтый и фиолетовый – самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия..
  • Серый цвет не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия. Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций.
  • Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.

Характер по рисунку:

  • Гиперактивные дети все рисуют в движении, даже статичные детали как бы «пляшут» на листе бумаги. Рисунок не симметричный, в нем трудно провести хотя бы одну прямую линию.
  • Персонажи агрессивных детей имеют большие зачерненные, заштрихованные руки и большой открытый рот. Рисунки изобилуют множеством острых углов, цвета их темные или очень яркие.
  •  На рисунках тревожных детей много затемненных участков или же, наоборот, эти рисунки почти прозрачны. Эти дети часто стирают или заштриховывают только что нарисованное. А себя изображают слишком маленькими.
  • Аутичные дети рисуют не торопясь, тщательно прорисовывают детали. Даже когда рисунок готов, они продолжают заштриховывать его. Тематика, чаще всего, однообразна. Ребенок рисует то, что уже умеет изображать.

Для того, чтобы избежать многих негативных всплесков или заторможенности в своем ребенке Вы, родители, должны быть очень внимательны к эмоциональному состоянию ребенка А рисование помогает лучше всяких нотаций, выговоров в решении любой проблемы

Любите  ребенка и больше  давайте  ему рисовать!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект практикума с родителями «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»

Привлечение внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка,особенностей восприятия им окружающего....

детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка

Цель. Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.Проведение практикума.Предложить ...

Методическая разработка "Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка"

Все дети любят рисовать, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают!...

Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка

Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка...

консультация для родителей "Детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка!"

Любой детский рисунок можно считать, как говорят психологи, проективным, то есть отражающим внутренний мир и переживания ребенка....