Статья "Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях"
статья (младшая группа)

О важности  стимулирования детских пальцев и ладоней;  о методах развития мелкой моторики у детей (с примерами работ игрушек); о  забытых значениях русских слов в потешках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях»

Часть 1.  О важности стимулирования пальцев рук.

    На руках, кистях и пальцах расположено множество чувствительных рецепторов, нервных окончаний. Это биологически активные точки, связанные с внутренними органами.

   Из истории: Изначально  жесты  были  средством общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. А потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движения рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/images/2015/12/image002_8.jpg

   Кисти человеческих рук оснащены большим количеством мышц, как крупных, так и мелких. Крупные мышцы мы тренируем каждый раз, как совершаем любые движения кистями и пальцами. А вот мелкие мышцы «отдыхают» и не развиваются до тех пор, пока мы не начнем делать мелкие и точные манипуляции.

https://cont.ws/uploads/pic/2020/12/image%20%2815%29.png

Дайте младенцу монетку — он зажмет ее в ладони, как бы интересна она ему ни была. А вот четырех-пятилетний ребенок уже сможет взять ее пальцами и осторожно осмотреть. В этом простом различии и заключается действие развитой мелкой моторики.

Итак, мелкая моторика — это степень развития мелких мышц кистей рук, которые используются при точных и мелких движениях. Тогда зачем ее развивать?

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

  Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Способы развития мелкой моторики

Чтобы улучшать мелкую моторику, не нужно выполнять утомительные тренировки и скучные занятия — все упражнения проходят в легкой игровой и развлекательной форме, которая поможет скрасить досуг ребенка:

Массаж

Массаж можно практиковать для развития моторики как самых маленьких ребят, так и уже подросших школьников. Желательно массировать и разминать руки перед тем, как приступать к основным упражнениям.

Разминка ладоней и кистей может проводиться без помощи посторонних предметов, для этого нужно просто помассировать, потереть и пощипать ладошки и загибать пальчики малыша. При этом можно рассказывать различные стишки или просто проговаривать все действия. Со временем ребенок научится делать такую разминку без посторонней помощи.

Также Вы можете использовать подручные средства: карандаши, мячики, маленькие твердые игрушки. Предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальчиками и фиксировать в определенных положениях. Можно соорудить импровизированные «бассейны»: емкости с песком, крупой, крышками или маленькими мячиками. В этой бассейн малыш должен опускать руки и водить ими, перебирать элементы наполнителя пальчиками, перемешивать содержимое.

Пальчиковые игры

Подобные игры заключаются в том, чтобы ребенок изобразил при помощи кистей рук и пальцев определенные предметы, тем самым развивая координацию движений.

Игры-шнуровки / игрушки на липучках / на прищепках

Можно приобрести/изготовить развивашки с элементами застежек: молнии, липучки, пуговицы, заклепки, шнурки (см. примеры игр). Работая с такими игрушками ребенок не только разовьет мелкую моторику, но и быстрее научится одеваться.

Пальчиковые краски

Маленьким детям тяжело рисовать при помощи кисточек, но это не повод отложить рисование. Пусть малыш сначала сделает отпечатки своих пальчиков и ладошек. Далее научите его рисовать линии и круги. С детьми 3-4 лет уже можно начинать рисовать животных, дома, машины. Постепенно пальчиковые краски стоит заменить на обычные, а пальчики на кисточки.

Помогаем маме и развиваемся

Поработать над улучшением координации мелких и точных движений рук можно в процессе занятий повседневными делами. Попробуйте занять своего озорника — вручите ему банку гречки, риса, пшена или любой другой крупы и попросите перебрать зерна, разложить ложки, посолить салат.

В итоге Вы получаете вагон плюсов: ребенок занят делом и не мешает готовить, крупы перебраны и очищены, очередная тренировка над моторикой малыша проведена.

Часть 2.   А вам дети задают вопросы, на которые вы не можете ответить? 

Например, не все знают,что такое «ладушки» и почему в детской потешке они пили бражку?!

-Ладушки, ладушки! Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели

Шу-у-у! Полетели!

На головку сели!

Ладушки запели!

   Вас не удивляет, что бабушка ладушкам бражку наливает? Тогда узнайте, что ладушки это не ладони. В старорусском языке ладонь именовалась ДЛАНЬЮ. А слово ЛАДОНЬ появится в русском языке не ранее 18 века. Странно? Еще бы, ведь игра в ладушки была на Руси задолго до привычных ныне ладоней.

А вот прочитайте это:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Ну а этот  пальчик  - я!

Вместе  - дружная семья!

Ладушки это пальцы на руке, от них и ладонь названа. Мы кушаем пальцами и пьем с помощью их. А как попили и поели, то полетели хлопать в ладошки, а затем вверх к голове, то есть крестимся, благодаря хозяйку хлопками, а Бога за милость к семье. Хлопать нужно от души, что бы ладошки покраснели. Так активизируется процесс пищеварения.

https://cont.ws/uploads/pic/2020/12/image%20%2814%29.png

Вот так на Руси детей приучали к порядку. А насчет сладкой бражки? Так это простокваша с медом.

Берите на вооружение и хлопайте в ладошки после еды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сенсорного восприятия и развитие мелкой моторики рук детей в домашних условиях.

Сенсорное развитие вашего ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.С ...

Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики рук ребёнка в домашних условиях"

"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЁНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"...

Буклет «Практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук детей с использованием нетрадиционного материала в домашних условиях»

В буклете представлены игры, которые помогут развивать у ребёнка мелкую моторику рук, нетребующие дополнительных затрат....

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей в домашних условиях"

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? ...

Рамятка для родителей "Развитие мелкой моторики у детей в домашних условиях"

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематичекие упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на ...

статья "Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях"

В статье приводится обоснование важности развития нервных окончаний пальцев, важность  пальчиковой гимнастики и люых игр на развитие мелкой моторики пальцев....

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в домашних условиях»

На мастер-классе предложены рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей дома, с помощью подручных материалов....