Советы психолога: "Как быть, когда ребенок отказывается что-то делать?"
статья
Как быть, когда ребенок отказывается что-то делать?
Письмо родителя, поступившее на психологическую почту МДОУ «Детский сад № 81»:
«Я всегда помогаю своему ребенку что-то сделать. Так поступают хорошие матери. Мой сын очень любит собирать модели различной техники и я всегда помогаю ему. Мы очень любим это совместное время. Я говорю, какую деталь брать следующей и как прикреплять ее, а он собирает сам. Однако других увлечений у него нет, больше ничего не хочет делать, говорит, что у него не получится. Что делать? Как помочь ребенку поверить в себя?»
Представьте себе, что ваш ребенок нашел себе новое увлечение, делает все сам, но не совсем так, как надо. Кусочки мозаики не вставляются, вываливаются, да и цветочек получается совсем не так, как на картинке нарисовано. Конечно же, вам очень захочется вмешаться в этот процесс, показать, научить, помочь. И вы стараетесь помочь, но вдруг услышите: «Не надо, я сам!». Малыш при этом может рассердиться, расстроиться или растеряться. Все эти реакции разные, но показывают они одно: вашему ребенку не по нраву такое обращение.
Вспомните себя в детском возрасте. У вас тоже не сразу все получалось. И те дела, что сейчас кажутся совсем простыми, когда-то вызывали серьезные трудности.
Представьте себе годовалого малыша, который только учится ходить. Вот он отцепился от вашей руки и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд собой. Мало кому из родителей придет в голову сказать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!» или «Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройдись еще раз, и чтобы все было правильно!»
Комично? Нелепо? Но также нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку (ребенку или взрослому), который учится что-либо делать сам.
Но как же научить, если не указывать на ошибки?
Знание ошибок, безусловно, очень полезно и даже необходимо, но указывать на них нужно с большой осторожностью. Не стоит замечать каждую ошибку. Лучше их обсудить потом, в спокойно обстановке, а не в тот момент, когда малыш увлечен делом. Любые замечания нужно делать на фоне общего одобрения. И в этом искусстве нам стоит поучиться у наших детей. Спросите себя, знает ли порой ребенок о своих ошибках? Согласитесь, часто знает – так же, как ощущает нетвердость своих шагов годовалый малыш. Но вот только ребенок к этим ошибкам относится гораздо более терпимо, чем мы, взрослые.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи! Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»
|
Но что делать, если ребенок столкнулся с серьезной трудностью, с которой не может справиться самостоятельно? Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе!» Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в мир новых умений, знаний и увлечений. Важно разграничить, просит ли ребенок о помощи, может ли выполнить свое дело самостоятельно.
Правило «Давай вместе!» опирается на фундаментальный закон психологии, открытым еще Л.С. Выготским, он назвал его «зоной ближайшего развития». Известно, что в каждом возрасте для ребенка доступно ограниченное количество возможных для него дел, с которыми он в состоянии справиться самостоятельно. За пределами этого круга – дела, которые пока доступны для ребенка только при помощи взрослого или недоступные вообще.
Представьте себе два круга, один внутри другого. Маленький круг будет обозначать те дела, которые ребенок может выполнить сам. А большой – те, с которыми он может справиться с помощью, а за пределами кругов – дела, которые пока не доступны ребенку ни самостоятельно, ни с помощью. Таким образом, Л.С Выготский показал, что по мере развития ребенка, круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые ранее он мог выполнять только с помощью взрослого, но постепенно овладевает ими самостоятельно. Зона дел «вместе» - золотой актив ребенка, его потенциал будущего развития.
Помните о главном правиле:
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publikatsii.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Как быть, когда ребенок отказывается что-то делать?
Письмо родителя, поступившее на психологическую почту МДОУ «Детский сад № 81»:
«Я всегда помогаю своему ребенку что-то сделать. Так поступают хорошие матери. Мой сын очень любит собирать модели различной техники и я всегда помогаю ему. Мы очень любим это совместное время. Я говорю, какую деталь брать следующей и как прикреплять ее, а он собирает сам. Однако других увлечений у него нет, больше ничего не хочет делать, говорит, что у него не получится. Что делать? Как помочь ребенку поверить в себя?»
Представьте себе, что ваш ребенок нашел себе новое увлечение, делает все сам, но не совсем так, как надо. Кусочки мозаики не вставляются, вываливаются, да и цветочек получается совсем не так, как на картинке нарисовано. Конечно же, вам очень захочется вмешаться в этот процесс, показать, научить, помочь. И вы стараетесь помочь, но вдруг услышите: «Не надо, я сам!». Малыш при этом может рассердиться, расстроиться или растеряться. Все эти реакции разные, но показывают они одно: вашему ребенку не по нраву такое обращение.
Вспомните себя в детском возрасте. У вас тоже не сразу все получалось. И те дела, что сейчас кажутся совсем простыми, когда-то вызывали серьезные трудности.
Представьте себе годовалого малыша, который только учится ходить. Вот он отцепился от вашей руки и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд собой. Мало кому из родителей придет в голову сказать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!» или «Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройдись еще раз, и чтобы все было правильно!»
Комично? Нелепо? Но также нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку (ребенку или взрослому), который учится что-либо делать сам.
Но как же научить, если не указывать на ошибки?
Знание ошибок, безусловно, очень полезно и даже необходимо, но указывать на них нужно с большой осторожностью. Не стоит замечать каждую ошибку. Лучше их обсудить потом, в спокойно обстановке, а не в тот момент, когда малыш увлечен делом. Любые замечания нужно делать на фоне общего одобрения. И в этом искусстве нам стоит поучиться у наших детей. Спросите себя, знает ли порой ребенок о своих ошибках? Согласитесь, часто знает – так же, как ощущает нетвердость своих шагов годовалый малыш. Но вот только ребенок к этим ошибкам относится гораздо более терпимо, чем мы, взрослые.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи! Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!» |
Но что делать, если ребенок столкнулся с серьезной трудностью, с которой не может справиться самостоятельно? Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе!» Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в мир новых умений, знаний и увлечений. Важно разграничить, просит ли ребенок о помощи, может ли выполнить свое дело самостоятельно.
Правило «Давай вместе!» опирается на фундаментальный закон психологии, открытым еще Л.С. Выготским, он назвал его «зоной ближайшего развития». Известно, что в каждом возрасте для ребенка доступно ограниченное количество возможных для него дел, с которыми он в состоянии справиться самостоятельно. За пределами этого круга – дела, которые пока доступны для ребенка только при помощи взрослого или недоступные вообще.
Представьте себе два круга, один внутри другого. Маленький круг будет обозначать те дела, которые ребенок может выполнить сам. А большой – те, с которыми он может справиться с помощью, а за пределами кругов – дела, которые пока не доступны ребенку ни самостоятельно, ни с помощью. Таким образом, Л.С Выготский показал, что по мере развития ребенка, круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые ранее он мог выполнять только с помощью взрослого, но постепенно овладевает ими самостоятельно. Зона дел «вместе» - золотой актив ребенка, его потенциал будущего развития.
Помните о главном правиле:
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! |
Подготовила педагог-психолог Гужова Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям «Что делать, когда ребенок злится?»
Очень мало на свете родителей, которые так или иначе не сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг: &la...
Советы психолога в общении с ребенком
Информация для родителей и педагогов...
Советы психолога "Что нельзя запрещать ребенку?"
Запреты должны присутствовать в жизни ребенка, но в умеренном количестве. В этой статье Вы найдете ответы на вопрос, каких запретов не должно быть....
Советы психолога "Как отучить своего ребенка кусаться".
Представляю Вашему вниманию материал для родителей "Как отучить ребенка кусаться"....
Советы психолога. Что делать, если ребенок закатывает истерики.
Детские истерики — это серьезная проблема в жизни почти каждого родителя. Редко, когда ребенок очень спокойно на все реагирует и никогда не истерит. Очень часто детская истерика может вызвать у ...
Психолог советует Что делать, если ребенок отказывается от еды
Предлагаем Вам подсказки на каждый день. Данные рекомендации позволят выйти из различных сложных ситуаций, наладить контакт с ребенком и сохранить психическое здоровье всем членам ...
Советы психолога Как перевоспитать избалованного ребенка
Советы психологаКак перевоспитать избалованного ребенка- Отнеситесь к этому процессу серьезно, не бросайте попытки перевоспитать ребенка на полпути, проявите твердость характера. Будьте уравновешенны ...