РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
консультация (младшая группа)

Лоскутникова Вера Жамсарановна

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее самостоятельно научиться пить, есть, одеваться, умываться и т. д. Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, неспособным самостоятельно решать проблемы. И напротив, нам хочется видеть своих детей успешными, целеустремленными, трудолюбивыми и жизнерадостными.

Начиная с раннего возраста, дети стремятся к независимости. Они хотят повторять за нами, чувствовать себя полноценными участниками жизни, учиться навыкам самообслуживания. Даём ли мы им возможность проявить себя и помочь в выполнении бытовых задач?

Конечно, проще сделать самим — одеть, накормить, убрать. А малыш в это время скучает, ищет, чем бы себя занять. Хотя натягивание носка, намазывание бутерброда или подметание пола — такие полезные упражнения. Сделав их частью ежедневной жизни, мы помогаем развитию детской инициативы и самостоятельности.

Мы подстраиваемся под детей и организовываем наше домашнее пространство для них. Мы как бы говорим: «Малыш, этот дом такой же твой, как и наш. Он должен быть удобен тебе так же, как и нам».

Помните, какой стульчик и кроватка полюбились Машеньке из сказки про трёх медведей больше остальных? Да, самые маленькие. Так и мы, поставив низкие столы и полки, подставку в ванную комнату, прибив крючки на уровне ребёнка, положив маленькие тряпочки, показываем, что подготовили дом для него. И что он может чувствовать себя полноценным участником ежедневных дел, ощущать свою значимость в этом доме и в этом мире.

Чтобы ребенок мог самостоятельно вешать и брать свою верхнюю одежду, выделите ему  вешалку, соответствующую его росту. Нужно позаботиться и о месте, где хранится одежда и предметы туалета.

Для носовых платков, носков отводят индивидуальную полку или место на полке в нижней части шкафа.

Укладываясь в постель, ребенок должен привыкнуть аккуратно, складывать одежду в определенное место. Лучше если это будет стул соответствующего размера.

Для того, чтобы ребенок самостоятельно брал и клал на место пижаму, оно должно быть постоянным.

Самостоятельность детей в одевании и раздевании зависит от того, каковы сами предметы туалета. Начинать учить снимать  и надевать одежду лучше с майки, трусов, шапки, то есть с одежды, не требующей застегивания. Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких),  шнурование ботинок. Необходимо следить, чтобы шнурки на ботинках, сапожках были с твердыми наконечниками, а обувь, особенно зимняя, легко надевалась и снималась.

Обучая ребенка  правильно умываться, на первых этапах можно показать и объяснить самые простые действия (засучить рукава, смочить руки водой, потереть ладони).

Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования — учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем.

Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться.

Взрослые ломают голову — чем занять ребёнка в течение дня? Как организовать его деятельность, чтобы было интересно и полезно? Полки ломятся от развивающих книг, игрушек, но сын или дочь ходят за родителями хвостиком?

Дело в том, что именно мамины бытовые дела больше всего привлекают маленького человека. Ему нужны занятия, где можно почувствовать себя взрослым, повторить за мамой, почувствовать радость от того, что ему доверяют.

Большинство взрослых удивляются, поняв, что можно просто дать ребёнку распылитель с водой и предложить полить цветы или помыть зеркало. Детей очень увлекают простые дела — например, порезать овощи и сложить их в миску.

Как организовать рабочее место для ребёнка, пока родители занимаются бытовыми делами? Снова простой совет — делайте всё вместе.

Загружаете посудомоечную или стиральную машины — пусть малыш подаёт вещи или посуду. Готовите — попросите сына или дочь почистить капусту, чеснок, порезать отварной картофель безопасным ножом. Так кухня становится для детей развивающим пространством. Да, порой после совместного приготовления еды нужно заново убирать, но к этому опять же, можно привлечь малыша.

Мы постоянно куда-то торопимся: быстрее приготовить завтрак, помыть посуду и куда-то бежать, «развивать ребёнка». А можно никуда не торопиться, а приготовить завтрак вместе. Съест он его с большим аппетитом, ведь сделал сам. И помоет посуду двухлетка уже самостоятельно. Сделать кухню доступной для детей не сложно. Зато, создав на ней подходящую среду, мы с пользой и комфортом проведём время всей семьёй.

Разрешить себе не торопиться, а просто наслаждаться совместной жизнью и деятельностью с этим удивительным маленьким человеком — разве это не здорово?

Например, помочь маме донести покупки из магазина в небольшом мешке или разобрать сумку с продуктами, вместе передвинуть стол.

И так ли нужны покупные пособия для развития мелкой моторики? Может лучше пустить детей на кухню и вместе приготовить салат? Предложить ребёнку порвать зелень в суп или помочь перебрать коробку с пуговицами — годится любая повседневная задача.

А сколько радости получит маленький человек и какое важное знание о себе приобретёт: «Я могу это сделать! Я могу помогать! Меня признают и ценят!»

Казалось бы, проще всё делать самим — одеть, накормить, быстро собрать игрушки. Но в действительности, что мы получаем через год, два, три? Маму, которая по-прежнему всё делает сама и безумно устаёт. Ребёнка, которому нечем себя занять и уже нет желания проявлять свою инициативу.

Посвятив сегодня время тому, чтобы научить сына или дочь одеваться и есть самим, наводить порядок, организовывать своё время, мы облегчим жизнь всей семье в будущем.

Упражнения практической жизни нужны каждому ребёнку. Применяя их, мы не только способствуем его всестороннему развитию, но и помогаем поверить в себя и использовать навыки самообслуживания в будущем.

Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), скорости запоминания,  семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Давайте положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: Роль семьи в формировании навыков самообслуживания.

Роль семьи в формировании навыков самообслуживания...

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее н...

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуал...

Консультация «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, напр...

12.04.2024. Роль семьи в формировании навыков самообслуживания.

Самообслуживание играет важную роль  в развитии ребёнка, потому что  способствует его движению к самостоятельностии и  независимости.Формирование навыков самообслуживания у детей необхо...

Консультация "РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ"

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ...