Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Семья - одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_semeynyhtsennostey.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста (ясли - это серьезно)
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение - семья, друзья.
Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.
Семья - одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.
Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качества » семьи (ее состава, ценностных ориентации, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей и т.д.) и ее возможностей в решении задачи воспитании ребенка как будущего семьянина. Осознание родителями необходимости решения этой задачи уже на ступени дошкольного детства может быть действенным побудителем для позитивных изменений в собственной семье, гуманизации внутрисемейных взаимодействий, нормализации уклада жизни, обогащения воспитательной деятельности, самовоспитания и самообразования и т.д.
Семья и детский сад характеризуются специфическими возможностями в формировании у дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для дифференциации приоритетных сфер их влияния в этом процессе.
Семья Детский сад
Определяет степень богатства, насыщенности поверхностного уровня «образа семьи» (накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми); Организует обогащение, уточнение, обобщение, корректировку представлений детей о семье, семейном укладе; формирование ценностных ориентации, организацию деятельности детей, дающей выражение чувств детей к родителям, другим членам семьи; косвенное воздействие на содержание детского «образа семьи» через повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Таким образом, семья в большей степени влияет на поверхностный уровень «образа семьи», а детский сад - на ядерный.
Кризисные явления в современной семье (падение брачности; рост разводов, количества неполных, материнских, альтернативных семей; снижение рождаемости; деформации в сфере супружеских, детско-родительских отношений, воспитании детей и т.д.) актуализировали проблему подготовки будущего семьянина. Поиск эффективных путей воспитания будущего семьянина следует начинать с дошкольного возраста, когда у ребенка стихийно складывается «образ семьи», с постижения которого начинается социальная ориентация ребенка в общественно-историческом опыте.
Изучая педагогическую публицистику и анализируя практическую работу в дошкольном учреждении, я выделила для себя проблему – недостаточное формирование семейных ценностей. Зачастую воспитание детей молодыми родителями ориентировано на раннее развитие, достижение успехов уже в детском саду. К детям предъявляются довольно высокие требования, повышается учебная нагрузка, а тепла и ласки дети получают все меньше. В связи с этим, у дошкольников начинает формироваться представление о семье, как об очень требовательном сообществе. Высокообразованные родители обрушивают на детей массу воспитательных воздействий, надеясь подготовить ребенка к взрослой жизни наилучшим образом. При этом упускается огромный пласт воспитательной работы – воспитание семейных чувств, понимание ценности родственных связей. Именно поэтому, на мой взгляд, существует настоятельная необходимость формировать у детей начала семейных ценностей. Казалось бы - в чем проблема? Ведь дети и так любят своих родителей - какими бы они не были. Однако не в любой семье родные люди умеют проявлять свои чувства, доброту, любовь, заботу. Я считаю, что этому можно и нужно научить ребенка в детском саду.
Говоря о формировании семейных ценностей, как уже было сказано выше, надо начинать работу с корректировки родительских установок. Ведь именно у родителей ребенок учится проявлять свои чувства, свои привязанности. В семье он видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Поэтому воспитательная система должна охватывать в первую очередь родителей, предлагая такие формы работы, которые в наибольшей степени заинтересуют взрослых.
Поиск новых форм и методов работы должен опираться на объективный анализ ситуации. Поэтому мы использовали различные источники информации, чтобы выяснить – какие мероприятия наиболее интересны родителям, в какой форме лучше их проводить, что они хотят получить в детском саду для своих ребятишек.
Социальный портрет семьи – это основа для разработки дальнейших планов. Без учета особенностей социального статуса невозможно выбрать по-настоящему актуальные направления в работе. Поэтому в детском саду было проведено социологическое исследование по выявлению социального портрета семьи.
Таким образом, в работе с семьей мы выделили сильные стороны, на которые можно опереться:
• образованность;
• материальная стабильность и обеспеченность, как возможность удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
• наличие обоих родителей;
А также отметили для себя «слабые» стороны:
- первый и единственный ребенок в семье, и соответственно - отсутствие родительского опыта.
Особого внимания требует наличие такой категории родителей, как малообеспеченные, неработающие, пьющие - такие семьи нельзя игнорировать, работая лишь с благополучными.
В работе я использовала как традиционные формы и методы работы с родителями, так и нетрадиционные:
- посещение семей воспитанников на дому;
- родительские собрания;
- консультации;
- выставки детских работ;
- Дни добрых дел;
- Дни открытых дверей;
- работа с родительским комитетом группы;
- семейные вечера в группе с детьми и родителями;
- презентации семейного опыта воспитания;
- выпуски групповых газет и журналов;
- семейные альбомы;
- фотовыставки.
Я убеждена, что социально-педагогическая деятельность детского сада должна строиться на союзе педагогов и родителей. На их взаимопонимании и доверии, которые возможны лишь в том случае, если педагог исключает из работы с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия педагога с родителями в контексте социально-педагогической работы должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники и что он не может обойтись без их совета и помощи.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание "Будем знакомы" я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра "Давайте познакомимся ", объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. А в дружественной и открытой атмосфере уже не составило труда рассказать об основных потребностях и возможностях детей раннего возраста.
Очень важно предоставить родителям возможность обменяться своими мыслями, сомнениями, опытом. Для этого одно из собраний было проведено в виде презентаций семейного опыта. Желающие семьи заранее подготовили компьютерные презентации с демонстрацией своих достижений в семейном воспитании. Для этого им пришлось заново осмыслить свои подходы, найти им обоснование, аргументировать целесообразность своих подходов к воспитанию, обучению, развитию малыша. Семейный опыт родителей вызвал живой отклик среди присутствующих, ведь все чувствуют себя на равных, никто не довлеет своим профессионализмом, можно свободно спорить, спрашивать, вместе размышлять.
Семейные вечера с участием детей и родителей – это неформальное, «живое общение» детей и взрослых. Заранее придумываем интересные дела, занятия, подбираем музыку, игрушки-забавы и развлечения. Ребятишки и взрослые вместе играют, поют, танцуют. Все это создает единое сообщество детей и взрослых. Вчера наполнены положительными эмоциями, как для малышей, так и для их родителей. А мне, как педагогу, очень важны наблюдения - таким образом выявляются проблемные точки, те моменты, которые требуют педагогической коррекции.
С сентября этого года мы попробовали наладить сетевое взаимодействие, проведя совместные мероприятия с различными организациями и учреждениями. Так, например, ко Дню старшего поколения был проведен концерт на базе библиотеки «Мир семьи» В нем приняли участие дошкольники из нашего садика – вокальная группа «Веселые нотки».
Развивая идею сетевого взаимодействия, мы планируем широкое привлечение педагогов, детей разных возрастных категорий. Концерт к Дню Матери, выставки-конкурсы детских рисунков, праздники – все эти мероприятия могут объединить не только детей и родителей, но и представителей общественности, сделав образование по-настоящему открытым.
В результате реализуемых мероприятий повысился уровень воспитательно-образовательной компетентности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Это проявляется в неподдельном интересе к событиям в группе, родители сами предлагают свою помощь, стало легче найти общий язык в каких-то вопросах.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями, так как организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста"
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропоганду семейного образа жизни. В дошкольном детстве закладываются основы формирования...
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста.
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста»
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признани...
Проект "Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста"
Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально – исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это можно с полным правом...
Консультация для родителей на тему: Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста (ясли - это серьезно).
Консультация для родителей на тему: Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста (ясли - это серьезно)....
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста...
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»
Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...