Как на примере отрицательного героя помочь ребёнку адаптироваться в реальной жизни
консультация
Предварительный просмотр:
Зачем нужны отрицательные герои на детских праздниках?
«Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский.
Все мы, педагоги дошкольных учреждений ,готовимся к утренникам в детском саду: учим с детьми стихи, песни, танцы, хороводы, пишем сценарии утренников. Возник вопрос от родителей - зачем вводить в сценарий отрицательных персонажей: Бабу Ягу, Кощея, Лешего и т.д.? Захотелось разъяснить родителям - а действительно, для чего нужны все эти отрицательные герои, и как справиться с детским страхом перед ними. В детском саду, мы - ,педагоги и родители ,все вместе, воспитываем детей. А как сказал Сухомлинский: «Воспитание детей надо начинать именно с родителей». Поэтому именно родителям надо четко объяснить, что то с чем их дети встретятся на наших занятиях, какие знания получат – они понесут во взрослую жизнь, а она, к сожалению, не будет только ровной и гладкой.
В жизни мы тоже встречаемся с хорошим и плохим. Конечно, многих родителей тревожит этот вопрос, им кажется что дети очень пугаются злого персонажа .Но ,с точки зрения психологии ,на таких персонажей мы проецируем агрессивные переживания детей и здесь уже всё зависит от каждого конкретного ребёнка
Каждый родитель, старается оградить своего ребенка от ситуаций, которые могли бы причинить вред несформировавшейся психике ребенка. Хотелось бы, чтобы мир, в глазах крохи, как можно дольше был полон чудес, радости и добра.
Но возможно ли это? Ведь, в каждой сказке, в каждом представлении мы можем встретить героя, которого автор наделил отрицательными, негативными качествами. И в глазах своего чада родители часто видят страх или даже панику.
В первую очередь, нужно сказать, что страх – это не враг для малыша, а даже его дар. Психологи успокаивают и уверяют, что детские страхи – это естественно. Они не несут никакой угрозы для малышей. Более того существует норма детских фобий для каждого возрастного периода ребенка. С 4 – 5 лет бояться сказочного(театрализованного) или мультипликационного героя считается нормальным.
Важно понимать, что и Кощей Бессмертный, и злая Баба Яга, и другие отрицательные персонажи пришли в наши сказки не случайно. Они не стремятся навредить или разрушить, их злоба скорее созидательная, чем всеразрушающая. Ведь своими пакостями и преградами, которые они создают главным героям, на пути к цели, мы (зрители или читатели) можем понять, что положительные персонажи действительно достойны своего «счастливого конца». Благодаря им главный герой становится сильнее, выносливее, мудрее.
Вся мировая классика зиждется на борьбе и противостоянии главного герои и внешних или внутренних факторов: борьба героя и антигероя (злодея), героя и социума, героя и обстоятельств, а также борьба героя со своим внутренним миром, то есть с самим собой. Опуская элемент противостояния положительного персонажа с кем-либо или с чем-либо, мы теряем основной педагогический элемент, а значит и основную педагогическую функцию. Проще говоря, пропадает воспитательный элемент, и любая сказка становится бесцельной для главного героя и слушателя или зрителя.
Задача героев показать маленькому человеку, что мир вокруг него несовершенен. Всё имеет свои грани добра и зла, оттенки, неправильные формы и ему придется столкнуться как с добром, так и со злом. Также задачей представления показать близость этого мира, мира, который он мог видеть или слышать от родителей или воспитателей. И попытаться заложить фундамент морали и нравственности в шаткие умы подрастающего поколения.
Злая ведьма или Бармалей являют собой некую проекцию и олицетворяю ту несправедливость, злобу, агрессию, с которой придется столкнуться в будущей взрослой жизни и к чему нужно быть готовым.
Так же «неправильные» герои нужны для, так называемого, контраста. Как и взрослые люди, дети не любят нравоучений и рассказов о том, «как надо» (Будь хорошим мальчиком/девочкой; веди себя хорошо; будь умницей). Именно по этой причине, нередко, главные герои становятся слишком «приторными», то есть слишком хорошими. Такие герои, в лучшем случае, будут вызывать у ребенка равнодушие, а в худшем раздражение. В таких ситуациях очень хорошо срабатывает контр - пример.
Уместным будет вспомнить герои сказок А.С.Пушкина, так как его театрализованные представления не редки на детских утренниках. Жадность, которая поселилась в образе старухи, которая никак не могла удовлетворить свои желания, в «Сказка о рыбаке и рыбке» возвратилась к тому, с чего начала. Ее поступки ассоциируется у детей с жадностью и ненасытностью. Что в будущем поможет правильно сформировать потребности ребенка. Ценить то, что у тебя уже есть и стремиться к большему, только своими силами.
Малышу гораздо легче разобраться, что такое «хорошо», когда существует пример «плохо». Легче определить хорошие поступки, когда существует яркий пример плохих. Будь то сказка или представление все это дает крохе возможность посмотреть на героя, который совершает эти плохие, или, возможно, откровенно глупые поступки, и посмотреть, что за ними последует. А видит он, что жадный - остался ни с чем, а зло- потерпело поражение.
Педагогика, как наука не терпит нравоучения и поучение в лоб. Ребенок с помощью наводящих на правильную мысль вопросов, искусственно созданный ситуаций, логических цепочек и заданий должен сам найти для себя, тот самый единственно правильный ответ. И на основе своего личного опыта самостоятельно для себя решить, какой путь для него верный, а какой ложный.
Также, нужно сказать, что негативные персонажи, в большинстве своем, имеют и положительные стороны. Нередко в сказке мы можем встретить Злую Королеву, которая сжалилась над принцессой или в последний момент помиловала невинного. Это дает ребенку повод думать, что все в этом мире способно на хорошие поступки. И даже самый ужасный и злой однажды станет добрым и милым. Это дает возможность видеть в персонажах, а значит в будущем и людях, что-то хорошее. И понимать, что бы ты не сделал никогда не поздно исправить ошибки и встать на праведный путь.
Это и есть основополагающие причины появления отрицательных героев на детский утренниках.
Основная цель родителя подготовить малыша к встрече с этим и научить давать злу отпор. Ребенок с уверенностью должен отвечать: «Добро всегда побеждает зло». Именно так выглядит ответ психологически здорового ребенка.
Очень важно, чтобы в момент «знакомства с миром» малыш сумел встретиться с различными сложностями этого самого мира и смог самостоятельно или с небольшой помощью родителей справиться с ними.
Но что же делать, когда страх перед злом никак не хочет покидать малышку? Во-первых, окажите поддержку ребенку словами: «Я с тобой», «Вместе мы справимся», «Все будет хорошо, мама/папа с тобой». Так вы дадите понять ребенку, что он не один в своей беде. Научите малыша выражать свои эмоции и проявлять здоровую агрессию, а также защищать и отстаивать свои границы словами: «Я чувствую…» «Мне кажется…», «Со мной так нельзя…»
Бывают ситуации, когда ребенок негативно реагирует на какого-то конкретного персонажа. Так случается, когда родители стремясь подчинить ребенка своей воле запугивая «страшными» персонажами. Словами «Будешь себя плохо вести отдам тебя Бабе Яге». В таких ситуациях у ребенка формируется негативное отношение к персонажу не на основании поступков или действий, а из-за боязни скорого осуществления родительских угроз. В таких случаях родители должны понимать, что со временем страх пройдет и на его место может прийти тотальное безразличие к опасностям, а также недоверие к словам родителей.
Помните, что в любой ситуации с ребенком единственно правильным решением, в первую очередь, будет поговорить с малышом. Именно с «разговора по душам» начинается лечение в семье. Правильно подобранные слова помогут избежать большинства проблем, с которыми может столкнуться ребенок в любом возрасте.
Разумеется, если панические атаки или приступы агрессии не покидают ребенка длительное время стоит обратиться к специалисту, а именно к детскому психологу.
Герои бывают разные: положительные, нейтральные или отрицательные. Последние введены в сюжет с целью помочь, а не навредить. Так что не будьте к ним слишком строги. Нейтральные для выполнения какой-либо педагогической задачи, направленной на определенную цель. А первые, менее эффективные, на показ правильного или идеального варианта поведения, который, к сожаления, редко когда работает на достижение педагогического результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как помочь ребёнку адаптироваться к школе"
Советы родителям будущих первоклассников....
Консультация для родителей: "Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду"
Материал содержит описание некоторых несложных правил поведения, соблюдение которых поможет Вашему ребёнку пройти процесс адаптации к дошкольному учреждению наименее болезненно....
Консультация «Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду?»
На детской площадке есть много способов отвлечь ребенка. На прогулке дети учатся взаимодействовать друг с другом. А задачей воспитателя является помочь им установить дружелюбные отношения в коллективе...
Консультация «Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду?»
Неотъемлемой частью адаптационного периода для детей раннего возраста является прогулка.На детской площадке есть много способов отвлечь ребенка. На прогулке дети учатся взаимодействовать друг с другом...
Шпаргалка для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду»
Материал по успешной адаптации детей к детскому саду....
Консультация - памятка для родителей "Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду"
Подготовка ребёнка к детскому саду имеет очень важное значение как для ребёнка, так и для родителей и воспитателей. Как помочь малышу успешно пройти адаптационный период?...
" Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду"
Помощь родителям и советы психолога....