Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через экодизайн
статья (подготовительная группа)
Экодизайн - это современное направление в дизайне, которое интегрирует в себе две совершенно разных сферы: экология и дизайн, нацеленное на вторичную переработку уже использованных продуктов дизайна. Экодизайн способствует формированию рационального экологического сознания дошкольников, развивают фантазию, творческие способности, художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ekodizayn.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через экодизайн
Экодизайн - это современное направление в дизайне, которое интегрирует в себе две совершенно разных сферы: экология и дизайн, нацеленное на вторичную переработку уже использованных продуктов дизайна. Экодизайн способствует формированию рационального экологического сознания дошкольников, развивают фантазию, творческие способности, художественный вкус.
В современных условиях экологическое образование тесно связывается с развитием личности ребенка, его деятельности. В дошкольном возрасте ребенок, наблюдая за природой, выполняя аппликацию, конструирование с использованием природного и бросового материала знакомится с природой, овладевает знаниями о мире природы. Все это способствует формированию у детей правильного отношения к природе, привлекает их к природоохранной деятельности.
Загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами актуальная проблема для всего мира. Раньше природа самостоятельно справлялась с переработкой отходов, но теперь появились новые материалы, которые не могут перерабатываться самой природой и объём отходов стал намного больше. Для того чтобы обратить внимание населения на проблему загрязнения нужно уже сейчас проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения.
Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание педагогов. Сегодня экологическое воспитание почти важнейшая сторона нашей жизни. Поэтому особое внимание следует уделять формированию экологической культуры, то есть достижению определенного уровня экологических знаний, умений, убеждений, готовности к деятельности.
Так что же такое экология? Интенсивная деятельность человечества по созданию комфортных условий существования уже привела к нарушению экологических связей, исчерпанию природных ресурсов, загрязнению окружающей среды. Экология – наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.
Путь для привлечения воспитанников и их родителей к проблеме экологического воспитания лежит через воспитание к творчеству. Современные изменения в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Привлечение воспитанников к творчеству является одним из путей удовлетворения их личных потребностей, обеспечения развития индивидуальных способностей, расширения объема знаний, решения проблем общения с ровесниками, содержательной и здоровой организации свободного времени, которых требует современное общество.
В наше время стало актуальным направление в дизайне, нацеленное на вторичную переработку уже использованных продуктов дизайна. Такое направление именуется «экодизайн».
Дети от рождения подготовлены к занятиям дизайном – они лишены присущей взрослым скованности. Целью обучения «экодизайну» является не простое овладение элементами проектирования, а высвобождение спрятанных в ребенке возможностей, сила которых в обычных условиях остается незадействованной. При этом воспитанник легко и естественно социализируется, осваивает принципы добра, человечности, разумного отношения к миру природы и окружающей искусственной среды. Одновременно он учится очень дефицитному в нашем мире умению самостоятельно ставить и решать задачи.
Процесс вторичного использования отходов легкой промышленности и природных материалов дает детям знания об основах экологических законов жизни. Известный американский эколог Барри Коммонер сформулировал 4 закона: «Все связано со всем», «Природа знает лучше», «Все надо куда-то девать», «За все надо платить». Знание этих законов позволяет ребенку научиться жить в гармонии с окружающей средой, испытывать радость творчества, пробуждает и развивает детскую фантазию.
Занимаясь «экодизайном» необходимо хорошо знать свойства и возможности материала, который выбран в переработку, а также про его взаимодействие с другими материалами. Для исследования выбираются такие доступные подручные материалы, как бумага, картон, ткань, нитки, пенопласт, полиэтилен, проволока, пластик. «Экодизайн» предусматривает использование и природного материала. С прогулки дети часто приносят жёлуди, шишки, ветки, красивые камушки, ракушки. Дети рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире. При этом происходит расширение знаний детей об использовании природного материала для создания художественных произведений, о вторичном использовании отходов легкой промышленности для создания сувениров, о свойствах различных материалов в изготовлении поделок, внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, а именно, технологии эстетико-экологического воспитания.
В практической деятельности дети выполняют упражнения с этими материалами от простых к более сложным. Они имеют возможность смастерить немало изящных и полезных поделок из остатков пряжи, ниток, лоскутов ткани, картона, цветной бумаги, пластиковых изделий, шишек, листьев. Даря вторую жизнь различным материалам, дети испытывают радость творчества. Очень важно, что при этом идет воспитание осознанного отношения детей к природе и выработка практических навыков правильного, бережного природоиспользования. В процессе изготовления изделий у детей происходит развитие интереса к окружающему миру, развиваются творческие способности, художественный вкус, фантазия, образное мышление, внимание, моторные навыки. Если ребенок систематически занимается изготовлением поделок, у него приобретается уверенность, точность, пальцы становятся гибкими и ловкими. А это тоже важно для ребенка. Происходит подготовка рук к письму, к учебной деятельности в школе.
Каждый ребенок от природы очень любознателен и наделен богатой фантазией! Если предоставить ребенку всё необходимое для творчества- нужные инструменты и материалы, ребенок сам и с помощью взрослых будет творить. Материалами, которые подлежат утилизации, может обеспечивать как воспитатель, так дети и их родители. Это очень простое дело, поскольку вещи, которые давно вышли из употребления, существуют в каждом доме и постоянно прибывают с ростом благосостояния семьи (например, обертки и упаковка).
Для безопасной трудовой деятельности детей не стоит забывать и о безопасных методах и приемах выполнения работы, инструктажах при работе с ножницами, клеем, пластилине, природном материале.
Экологическая деятельность дошкольников направлена на овладение конкретными практическими умениями. Если ребенок сам участвует в работе, у него формируется активное экологическое сознание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Опыт работы...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Консультация " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Автором представлена консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность....
Консультация по теме: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
ull;«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги з...
Проект по экологии на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений"
Данный материал проекта по экологии подойдет для педагогов дошкольного образования, для детей дошкольного возраста...