Для вас, Родители!
консультация

Шкрабалюк Юлия Юрьевна

Советы родителям для правильного развития речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,

нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Вот несколько важных советов для правильного развития речи ребенка:

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».



Предварительный просмотр:

Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет).

Одной из главных задач обучения ребенка является развитие активной и пассивной речи у него.

Обучение ребенка (2 г.) направленно на активизацию словаря и овладение фразовой речью. По звуко-слоговой структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из повторяющихся слогов типа ля-ля, дя-дя, та-та, на-на, бо-бо и т. д. ;звукоподражания: аф-аф, би-би и т. д. ; двусложные слова с открытыми слогами типа Ната, вата, Вова, Нина, вода, рука, нога, коза, была, иди, гулять, большой и т. д. ;трехсложные слова с открытыми согами: молоко, машина, корова, собака, ходила, гуляла и т. д.

Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети учатся обращаться с просьбой («Дай то-то»; «Тетя дай то-то», затем с предложением сотрудничества («Давай играть») и, наконец, с сообщением («Мишка. Мишка плачет») и вопросом («Где ля-ля?»).

Развитие речи ребенка происходит в процессе ознакомления его с предметами и явлениями окружающего мира.

Приемы обучения детей раннего возраста:

Показ предмета (игрушки) и его называние.

Используется внезапное появление и быстрое исчезновение предмета. Берутся игрушки (мяч, мишка, кошка, кукла, машина, зайка и т. д.). Взрослый достает игрушку из-за ширмы (из коробки) и быстро прячет ее обратно.

С целью развития речи в момент появления игрушки взрослый каждый раз называет ее, привлекая к ней внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется несколько раз. Важно, в момент зрительного сосредоточения, задержать игрушку над ширмой, дать ее ребенку в руки, погладить ее рукой ребенка, покачать, позвенеть и т. д.

Необходимо использовать звучащие игрушки (погремушка, бубен, дудочка). Следует подавать звучащий сигнал с разных сторон, следя при этом за реакцией ребенка.

Вызванные ответные реакции: улыбка, протягивание руки, вокализация и т. д. свидетельствуют об установлении контакта с ребенком и появлении эмоциональной формы общения (т. е. предпосылок к пониманию речи).

Рассматривание предмета.

Берутся знакомые игрушки после усвоения их названий. Взрослый обращает внимание на их признаки, выделение части из целого и т. д. Надо научить понимать, что признаки, свойственные одному предмету,могут быть и у лругих предметов: «Мяч большой, мишка большой, стол большой», «Глаза есть у мишки, зайца, кошки, утки» и т. д. В силу того, что для детей раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, им лучше называть группу предметов не обобщающим словом (овощи, фрукты, а вопросом,содержащим в себе обозначение действия: «Что мы надеваем?»; «Что растет в огороде?»; «Кто летает?».

Необходимо обращать внимание ребенка на наличие связей и отношений между предметами: «Карандаш, бумага нужны, чтобы рисовать.»

Показ действий с предметами и их называние.

В основе овладения детьми действиями с предметами лежит подражание взрослым.Сначала необходимо совместно выполнять действия: показав действия, взрослый берет руки ребенка в свои и ведет в нужном для совершения действия направлении (подталкивает мяч, надевает кольцо на пирамидку, вставляет грибок в отверстие и т. д.). Ребенок усваивает, что с каждым предметом можно выполнять ряд действий в определенной последовательности (куклу качать, кормить, одевать, гулять и т. д.). Постепенно переходят к отраженному выполнению действий ребенком по показу взрослого, самостоятельному выполнению действий по словесной инструкции и в свободной деятельности.

Затем ребенок должен научиться понимать, что действие, выполняемое с одним предметом может выполняться и с другим («Сними кольцо с пирамидки, верхний кубик – с постройки, платье с куклы, шапку – с себя» и т. д.)

В процессе выполнения действий взрослый поглаживает руку ребенка; вызывает ответную улыбку; хлопает в ладоши; гладит по голове, отмечая успех; хмурит брови; употребляет слова с мимикой («хорошо», «очень хорошо», «правильно», «так», «еще» и т. д. в сочетании с улыбкой, кивком головы или «плохо», «нет», «так нельзя», «не так» и т. д.).

Выполнение поручений детьми;

Показ картинок с изображением отдельных предметов;

Показ картинок с изображением простого сюжета;

Показ предметов в квартире и за ее пределами;

Наблюдение за живыми объектами и т. д.

Свидетельством понимания воспринятой речи будет появление ответной реакции (мимики, указательного жеста, взгляда, выполнения действия). Следует активно побуждать ребенка отвечать словами. Для этого необходимо использовать приемы, способствующие актуализации его речи (в их основе подражание речи взрослых):

- внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождаемое сначала называнием, а затем –вопросами: кто это? Что это? Кто спрятался?

- просьба, предложение произнести слово;

- совместное проговаривание слова;

- отраженное произнесение слова;

- самостоятельное произнесение слова;

- договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово;

- ответы на конкретные вопросы: кто это? Что это? Что делает? Какой предмет по величине (по форме, цвету);

- предъявление речевого образца: в ходе овладения детьми действиями взрослый должен постоянно предоставлять им образцы речевых высказываний («Будем играть. Будем снимать колечки. Это колечко сниму я, а это – Саша. Это – я, а это – Саша».) и так до конца занятия. Постепенно включаются слова, обозначающие цвет и величину колец («Я снимаю маленькое колечко, и Саша снимает маленькое колечко. Я надеваю красное кольцо, и Саша надевает красное кольцо». И т. д.

Надо не только комментировать свои действия и действия детей, но и задавать вопросы, побуждающие детей к ответам. Комментируя действия ребенка, взрослый должен называть его собственное имя, т. к. местоимение (ты, он) еще не осознается.

Следует пользоваться уже развернутым описанием: «Вот зайка! Мягкий зайка, пушистый! Вот какой хороший (белый, серый) зайка! Я поглажу зайку. Спинку поглажу. Головку поглажу. И ухо поглажу. Зайка мягкий, пушистый! Теперь Саша погладит зайку. Погладь спинку».

Разговаривать с детьми надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их паузой.

Необходимо побуждать детей к активной речи. Часто, умея произносить слова, они не используют их в общении. Активизация речи достигается путем включения вопросов, ответы на которые первоначально ребенок может заимствовать из только что прослушанного образца речи взрослого («Найди большое кольцо. «Какое ты нашел кольцо?»- «Большое».) Это пример отраженной речи.

Развивая речь ребенка необходимо разграничивать два типа задания:

1. Задания, направленные на развитие пассивной речи, - показ предмета, манипулирование с ним. Взрослый; «Это мяч… Покажи мяч…Дай мяч… Принеси мяч…Найди мяч… Возьми мяч…»

2. Задания, направленные на развитие активной речи, - обучение называнию предметов и действий с ними.Взрослый: «Кто это?» - «Киса». – «Скажи: Киса». – «Киса». – «Как кричит киса?» - «Мяу».Или: «Как мяукает киса (кошка?» - «Мяу».

Не надо ждать, что ребенок сразу же повторит сказанное взрослым. Это придет постепенно. Дети не могут сразу правильно воспроизвести звуковой и слоговой состав слова. На первых порах этого и не нужно требовать. Иначе у ребенка может появиться негативное отношение к речи, что удлинит сроки появления активной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...