«Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать»
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 « Василёк» Старооскольского городского округа
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
« Что такое мелкая моторика и почему
важно её развивать»
Воспитатели:
Данилова Л.Д.,
Голобородько А.С.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первого языка, с помощью которого изъяснялись люди. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она ещё долгое время была связана с жестикуляционной речью
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно.
Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколения люди выполняли всё более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Академик Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение , так как они несут в речевой центр , в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Она является собственно её частью. Передняя центральная извилина мозга-это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль, что тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой опыт: просили ребёнка показать один пальчик, два пальчика( сделай вот так , показывали, как надо сделать) Дети, которым удавалось повторить изолированные движения пальцами впоследствии хорошо говорили. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.
Как мы видим, функция руки и речь развиваются параллельно. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинает развиваться речь. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми шести-семи месяцев. В этот период полезно делать массаж пальцев, кисти руки ребёнка. С десятимесячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие( бусы, нанизанные на нить).
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:
игры: мозаика, конструкторы, пирамидки, шнуровка ,счётные палочки;
предметная деятельность: бумага, пластилин, глина;
кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный;
графические упражнения: штриховка, соединение по точкам, дорисовка картинки, продолжение ряда;
пальчиковая гимнастика:( специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплексе);
игры с пальчиками с речевым сопровождением;
самомассаж кистей и пальцев рук ( поглаживание, разминание);
игры с пальчиками с использованием разнообразного материала(бросового, природного, хозяйственно-бытового);
самомассаж кистей и пальцев с использованием нетрадиционного материала(орехи, каштаны, карандаши, щётки, пуговицы ).
игровые упражнения: ( рисуем пальчиками, волшебные превращения верёвочки, пальчики-фокусники, забавные узелки)
Общедоступным средством для развития движений пальцев являются пальчиковые игры. История их существования исчисляется столетиями. Эти игры , очень эмоциональные, можно их проводить в семье, в детском саду.
Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
« Пальчиковые игры» как бы отображают объективную реальность окружающего мира-предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе( ветер, дождь, падающие листья). В ходе « пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
« Пальчиковые игры»- это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Начинать нужно с эмоционально-положительных игр и потешек , с помощью которых устанавливается ясный контакт с малышом. Сошлёмся на пример известной «сороки-воровки» , которая кашку варила, деток кормила… Ведь не раз мы с вами убеждались, с каким интересом реагирует ребёнок, когда кто-либо из нас ,загибая детские пальчики, приговаривает эти строки. Затем нужно вызвать у ребёнка непроизвольное желание подражать действиям взрослого. По мере роста малыша и овладения им первыми играми-потешками ему даются все более усложняющиеся игры. В эти играх должны учавствовать все пять пальчиков и желательно ладошки, на поверхности которых находится много нервных окончаний. Некоторые игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям учиться ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», и т.д. При этом объём движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребёнка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и соответственно речевой деятельности.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Занятия должны приносить ребёнку радость , ни в коей мере нельзя допускать скуки и переутомления.
Таким образом, родители и педагоги, которые с раннего возраста уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое мелкая моторика и как её развивать
Из статьи Вы узнаете, какие задания, упражнения, игры , пальчиковые разминки, помогут ребенку усовершенствовать свои навыки....
Что такое мелкая моторика и как ее развивать.
Этот материал предназначен родителям. В нем дано краткое понятие "мелкая моторика" и рекомендации по ее развитию. Иллюстрации взяты в поисковой системе Яндекс....
Что такое мелкая моторика и как её развивать
Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики детей: игры, упражнения. ...
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и зачем её развивать".
Предлагаю рекомендацию для родителей по теме:" Что такое мелкая моторика и зачем её развивать". Данная информация будет полезна для родителей детей дошкольного возраста....
Анкета для родителей "Что такое мелкая моторика и как её развивать?"
Уважаемые родители!Мелкая мотрика-это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность рукик письму, работа речевых мыслительных центров головн...
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и как её развивать"
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание вашего малыша. Доказ...
"Что такое мелкая моторика и зачем её развивать"
Консультация для родителей....