Родительское собрание "Развитие речи детей третьего года жизни».
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей третьего года жизни».
Цель: Познакомить родителей: с особенностями развития речи детей младшего возраста; с системой работы в ДОУ по созданию развивающей речевой среды.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития;
- познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
- воспитывать культуру общения;
- вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Форма проведения: игра - путешествие
Участники: родители, воспитатель.
Место проведения: актовый зал.
Организационный этап: оформление выставок: «Что читаем» (детская художественная литература), методическая литература по теме родительского собрания; изготовление памятки для родителей (приложение 1).
Ход мероприятия
(Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставками и садятся на стулья).
Воспитатель: Добрый вечер! Я рада встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.
СЛАЙД 1.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
СЛАЙД 2. Тема нашей встречи «Развитие речи детей младшего возраста».
Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.
СЛАЙД 3. А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
СЛАЙД 4.
Речь – форма общения.
Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми, а также с детьми.
Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях как по развитию речи, так и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
В речевом развитии детей происходят значительные изменения. В этом возрасте ребенок понимает пространственные предлоги (на, под, рядом, сзади) ; составляет короткие рассказы по картинке или о знакомых событиях. Говорит предложениями из 2-3 слов, называет предметы на простых картинках, может использовать свое имя, когда говорит о себе, употреблять прилагательные и местоимения. При этом происходит совершенствование качества речи - произношения, построения, осмысления. Ребенок называет своих друзей по имени. У него появляется много вопросов «кто? », «где? », «куда? », он может выразить свои чувства словами. Словарный запас в этом возрасте существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Речь ребенка по своей форме уже начинает приближаться к речи взрослого. Он уже знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе, и не только различает предметы, но и называет их цвет, форму, размер, ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях. К концу третьего года ребенок начинает употреблять сложные предложения, задает вопросы «почему? », «когда? », может объяснить два противоположных ощущения (холодно - жарко) и находит к словам противоположные значения (большой-маленький, низкий-высокий, холодный-горячий (теплый, мокрый - сухой)
СЛАЙД 5. А сейчас предлагаю вам путешествие в страну РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СЛАЙД 6. Итак, наша первая станция называется «Творческая»
Подберите эпитеты к словам: (раздать родителям листочки со словами)
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
-луна (яркая, растущая и т.д.)
СЛАЙД 7. Следующая наша станция «Сказочная»
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть, что мы недавно и сделали.
А теперь отгадайте что эта за сказка:
СЛАЙД 8. Я решил путешествовать по свету и не знал , что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал , все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось , что в мире живут ещё и злые , жестокие , хитрые. И каждому хочется меня съесть… (Колобок)
СЛАЙД 9. Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я , маленькая , серенькая , могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (Репка)
СЛАЙД 10. Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (Теремок)
СЛАЙД 11. Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! (Курочка Ряба)
СЛАЙД 12, 13. Следующая станция «Пальчиковая»
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
СЛАЙД 14.
Массаж.
Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2)потереть ладони, похлопать.
Пальчиковые игры
Мыли мылом ушки, мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!
Наварили каши, помешали ложкой.
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!
Строили ладошки домик для матрешки.
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!
Прилегли ладошки отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки.
СЛАЙД 15. Следующая станция «Игровая»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
СЛАЙД 16. Речевая игра «Вьюга»
Я показываю картинку, на которой изображена вьюга. А сейчас представили, что мы дети.
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.
СЛАЙД 17. Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
СЛАЙД 18. Чистоговорки.
Жу-жу-жу- за партой я сижу
Жу-жу-жу- под зонтиком хожу
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Жу-жу-жу- я с ребятами дружу
СЛАЙД 19. Итог родительского собрания:
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…
СЛАЙД 20. Рефлексия:
Перед вами смайлики. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, выберите смайлик «улыбка». Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, выберите смайлик «грусть»
СЛАЙД 21. Подведение итогов собрания
- Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ними, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
- Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой.
- Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.
- Принимать активное участие в работе детского сада.
СЛАЙД 22. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каковы особенности развития речи детей третьего года жизни"
Характеристика особенностей речи детей третьего года жизни , рекомендации родителям по развитию речи детей....
"Развитие речи детей третьего года жизни"
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.Развитие речи - самое важное приобретение ребенка в дошкольном детстве и самым тесным образом...
Развитие речи детей третьего года жизни
Уважаеые коллеги. предлагаю вам консультацию по развитию речи детей третьего года жизни...
Консультация для родителей "Особенности развития речи детей третьего года жизни"
Консультация для родителей...