Рекомендации родителям по проведению пальчиковых игр
консультация (средняя группа)

Исламова Елена Алексеевна

Данные рекомендации позволят научить родителей проводить с детьми пальчиковые игры в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_po_provedeniyu_palchikovyh_igr.docx136.08 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по проведению пальчиковых игрhttps://pdnr.ru/lektsianew/baza25/7883668761419.files/image007.jpg

Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
    Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.


Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения пальчиковых игр

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка  к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

 Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Несколько пальчиковых игр для детей среднего возраста

                                       Котята.
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
 Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).https://3.bp.blogspot.com/-HxzR_EQjnSE/X0W5tmga6CI/AAAAAAACWUw/xjafdTmwzskz7W-DyIcXsn0fcSLjtTaHACLcBGAsYHQ/s1600/Raskraska-Koshechka-Dlia-Detei-Raspechatat-831.jpg

У Оленя.

У оленя (изображаем рога, приставив к голове руки с растопыренными пальцами)

Дом (соединяем под углом кончики пальцев на ладонях, изображая крышу над головой)
Большой (разводим руки в стороны, показывая какой большой у него дом)
Он глядит в свое окно. (держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке)
Зайка по лесу бежит 
(пальцами изображаем бегущего зайца)
В дверь к нему стучит:
-Тук-тук, дверь открой, 
(изображаем стук в дверь)
Там в лесу 
(показываем через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака)
Охотник (показываем, как охотник целится из ружья)

Злой (корчим страшную рожицу)
— Поскорее забегай, (имитируем открывание двери)
Лапку мне давай. 
(жмем малышу руку)

Перчатка.
Весёлая мышка перчатку нашла,

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив,
 Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала.
 Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба дала покусать,
 Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила (отшлёпала) всех
Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать.
 Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)

У Оленя.
У оленя (изображаем рога, приставив к голове руки с растопыренными пальцами)

Дом (соединяем под углом кончики пальцев на ладонях, изображая крышу над головой)
Большой (разводим руки в стороны, показывая какой большой у него дом)
Он глядит в свое окно. (держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке)
Зайка по лесу бежит 
(пальцами изображаем бегущего зайца)
В дверь к нему стучит:
-Тук-тук, дверь открой, 
(изображаем стук в дверь)
Там в лесу 
(показываем через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака)
Охотник (показываем, как охотник целится из ружья)

Злой (корчим страшную рожицу)
— Поскорее забегай, (имитируем открывание двери)
Лапку мне давай. 
(жмем малышу руку)

 Алые цветки.
Наши алые цветки, распускают лепестки. (Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно ракрывайте пальцы.)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивайте кисти рук)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)
Тихо засыпают, головой качают. («Цветок» снова покачивается на ветру)
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту за воспитателем)

Перчатка.
Весёлая мышка перчатку нашла,

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив,
 Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала.
 Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба дала покусать,
 Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила (отшлёпала) всех
Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать.
 Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Котята.
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
 Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Кролик.
Маленький кролик с большими ушами, Кисти прижать к голове, как ушки.
Розовым носом, Указательными пальцами дотронуться до носа.
Смешными усами Указательные пальцы прижаты к губам.
Норку глубокую роет себе сильными лапками в мягкой земле. Роем норку (колени).
Чистит он шёрстку себе «Чистим шёрстку».
Или спит. Руки складываем, кладём под щёку.
Кролик ушами всегда шевелит. Шевелим «ушами».
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов.
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки

Черепашка.
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт, Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне, Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт. «Черепашка» ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить, Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить Отрицательный жест головой.

 Детки.
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные…
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по их проведению. Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.

Пальчиковые игры и упражнения - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой гимнастики" стимулирует разви...