Консультации для родителей
консультация
Консультации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_vozrastnyh_krizisov_rebenka.doc | 44 КБ |
kak_nauchitsya_ponimat_svoego_rebenka_ot_rozhdenii_ya_do_3.doc | 73 КБ |
konsultatsiya_kovid.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
6 возрастных кризисов ребенка. Консультация
Если Ваш ребенок стал вести себя совершенно непривычным образом, часто капризничать, ссориться со сверстниками и/или взрослыми, отдаляться от Вас и вообще стал «каким-то не таким», то это совершенно не означает, что он Вас не любит, попал в плохую компанию или недостаточно воспитан. Возможно, он просто достиг ступени в своем развитии называемой возрастным кризисом. Психологи выделяют 6 таких кризисов, которые последовательно возникают от самого рождения и до совершеннолетия. Особенности каждого из них мы и рассмотрим в данной статье.
Что такое возрастной кризис?
Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений, например, малыш научился ходить, ребенок старшего дошкольного возраста уже может произвольно запоминать нужную информацию и т.д. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.). А вот с кризисными периодами все обстоит совсем иначе.
В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них. Выделяются 6 кризисов детского возраста:
- Кризис новорожденности
- Одного года (младенчества)
- 3-х лет (раннего детства)
- 7-ми лет (детства)
- 13-ти лет (подростковый)
- 17-ти лет (юности)
Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 или 13 день рождения. Он может начаться чуть раньше или чуть позже – за/через полгода или даже год до/после указанного возраста.
Кризис новорожденности
Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т.д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.
В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т.е. мамой и папой.
Кризис одного года
Кризис младенчества связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить, дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.
В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.
Кризис трех лет
Кризис раннего детства является одним из самых сложных возрастных кризисов. В это время ребенок становится трудновоспитуемым, зачастую с ним очень сложно находить общий язык. Малыш стремится противопоставить себя взрослым, показать, что он самостоятельный человек, отдельный от матери. Наиболее часто при этом можно наблюдать следующие проявления:
- Негативизм. Все поведение малыша полностью идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок будет отказываться что-то выполнять не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит от взрослого.
- Своеволие. Стремление к самостоятельности здесь очень выражено, часто можно услышать от малыша фразу «Я сам!». При этом он будет очень обижаться и даже может проявлять агрессию, если не давать ему этой самостоятельности.
- Строптивость. Ребенок отвергает сложившийся ранее образ жизни, все установленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять и т.д. в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик и пр.
- Упрямство. Если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание.
- Обесценивание. В этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно.
- Деспотизм. Малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики.
- Протест-бунт. Практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.
Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания («это приходил бабайка и съел все конфеты»), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.
Стремление подавить этот кризис не даст результатов. Чтобы справиться с этими проявлениями, взрослый должен быть очень терпеливым и проявить хитрость и смекалку. Например, зная, что ребенок воспротивиться сну, предложить ему делать все, что угодно, только не ложиться и не закрывать глаза. Также не рекомендуется подтверждать истерику (давать то, ради чего она была вызвана), иначе она станет естественным способом добиться желаемого.
Кризис семи лет
В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.
Как правило, все эти проявления проходят, когда малыш поступает в школу и начинает осваивать новые виды деятельности. Помочь справиться с ними также могут значимые взрослые, не относящиеся к семье (учитель, друзья родителей и др.). Это связано с тем, что в этот период оценки посторонних людей являются важными и необходимыми ребенку для формирования самооценки и представления о себе.
Кризис 13-ти лет
Подростковый кризис является вторым по яркости и во многом схож с кризисом 3-х лет. Он связан с гормональными изменениями в организме ребенка и с переходом на новую ступень развития (переходную между ребенком и взрослым) и характеризуется следующими проявлениями:
- Эмоциональная неустойчивость. Связано это в большей степени с изменением гормонального фона и сбоем некоторых систем организма. У подростков часто меняется настроение от повышенного до подавленного, им трудно контролировать свои чувства и эмоции.
- Чувство взрослости, стремление казаться взрослым. Подросток не хочет называться и выглядеть ребенком. Своим поведением, манерой одеваться и т.д. он стремиться показать, что уже взрослый.
- Стремление к эмансипации. Ребенок этого возраста активно стремиться отделить себя от родителей: проявляет максимум независимости, тщательно скрывает свою личную жизнь и переживания и пр.
- Конфликты с родителями. Подросток считает, что его не понимают, очень бурно реагируют на любые проявления опеки и заботы со стороны родителей, а также на их критику, запреты и пр. Это приводит к частым конфликтам между поколениями.
- Стремление к общению со сверстниками. Если еще ранее ребенок стремился в большей степени общаться со взрослыми и ориентировался на них, то теперь сверстники и дети чуть старшего возраста становятся для него авторитетами. Появляется активный интерес к лицам противоположного пола.
Также в этот период можно наблюдать чрезмерный интерес к собственной внешности, частую смену имиджа и интересов, трудность в общении и ухудшение школьной успеваемости. Подросток ищет себя в этом мире, стремится заявить о себе как о взрослом. Родителям рекомендуется давать своим детям больше свободы, признавать их самостоятельность и право на личную жизнь, относиться к ним как к равным.
Кризис 17-ти лет
Как правило, возникает на пороге новой жизни, т.е. в преддверии окончания школы. Кризисные проявления связаны с осознанием своей ответственности за будущий выбор. В этом возрасте могут возникать всевозможные страхи (новой жизни, перед поступлением в ВУЗ, перед армией и т.д.), повышенная тревожность, нервозность.
Во время кризиса юности очень важна поддержка семьи. Родители должны участвовать в жизни отрока, но предоставлять ему самостоятельность, особенно в выборе своего будущего. Также значительную помощь окажет работа с юношей/девушкой по приобретению уверенности в себе.
Возрастной кризис – явление неизбежное в нормальном развитии ребенка. В эти сложные для него периоды родителям нужно набраться терпения и постараться оказать своим детям максимум помощи и поддержки. Вспомните себя в этом возрасте. Наверняка, Вы тоже испытывали нечто подобное. Войдите в положение ребенка и вместе с ним справьтесь с кризисными проявлениями.
Предварительный просмотр:
Как научиться понимать своего ребенка от рождениия до 3 –х лет. (консультация психолога)
Понять без слов (как общаться с детьми от 0 до 3 лет)
Наверное, каждой молодой мамочке знакомо состояние паники, когда ребенок разражается плачем, не спит или не ест без видимой причины. Как же сложно бывает понять свое маленькое чудо до тех пор, пока оно не научилось говорить!
В возрасте от ноля до двух лет детский плач может означать все, что угодно. Может, малышу холодно. Может, жарко. Может, он голоден, или болен, или устал, или… сколько же таких «или» проносится в голове молодой обеспокоенной мамочки, пока она пытается убаюкать и утешить своего кричащего малыша.
Как же понять, в чем дело? И как научиться правильно распознавать детские сигналы?
Зачем нам нужны дети?
Возможно, вам покажется, что это глупый вопрос. И все же! Для того чтобы начать понимать своего ребенка, вам необходимо понять себя. Перед тем, как приступить к изучению своего чада, спросите себя: почему я хотел(а) ребенка?
Да, мотивация родителей очень важна и для понимания самих себя, и для дальнейшего понимания своего чада. Итак, чем вы руководствовались, когда собрались завести детей? Вариантов может быть масса, так что хорошенько подумайте и выберите наиболее близкий вам ответ:
□ Мы завели (или собираемся завести) ребенка потому, что после заключения брака это естественный и логичный поворот событий.
□ Мои родители давно настаивают на этом, ну и я согласился/лась.
□ В моем возрасте пора бы обзавестись потомством, биологические часы-то тикают.
□ Так хочется дать ребенку все то, чего не было у меня (образование, любовь, заботу, хорошую жизнь)!
□ Ребенок нужен, чтобы укрепить наши отношения с партнером/партнершей. Ребенок свяжет нас навсегда!
□ Без ребенка женщина неполноценна. Да и к тому же что это за семья, если в ней нет детей?
На самом деле все приведенные выше причины не совсем психологически корректны. Все они говорят о наличии у вас каких-либо страхов, будь то страх не угодить родителям или страх «опоздать», пропустить детородный период. Страх отступить от общепринятых стандартов или страх общественного мнения… Маленький ребенок остро чувствует любые родительские страхи и, разумеется, реагирует на них.
Но не стоит сильно переживать по этому поводу. Ведь если у вас есть какие-то страхи – это еще отнюдь не говорит, что вы плохой родитель! Теперь, когда вы знаете о них, вы сможете измениться: отпустить свои старые тревоги и стать гораздо спокойнее и уравновешеннее. А это непосредственно повлияет на вашего ребенка. Помните – новорожденный полностью зависит от взрослых. Связь между малышом и родителями в этот период очень велика. Во время родов ребенок отрывается от матери физически, но биологически он будет с ней связан до трехлетнего возраста. Следовательно, самый простой способ добиться от ребенка спокойствия, гармоничного развития – это в первую очередь самому быть спокойным и гармонично развивающимся родителем.
Да, да, не удивляйтесь! Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос физически, интеллектуально и духовно, вам придется «расти» вместе с ним. Начать можно прямо сегодня. И лучше всего первым делом скорректировать свою родительскую мотивацию. Зачем же все-таки вам ребенок? Что он должен привнести в вашу жизнь?
Ответ прост: через ребенка человек еще глубже познает себя. А познав себя, учится принимать и любить себя таким, какой он есть. Психологи давно доказали, что процесс воспитания на самом деле является обоюдным. В то время, как вы пытаетесь научить свою кроху сидеть, стоять, произносить первые слова и т.д., ваша кроха многому учит вас. А потому очень важно быть восприимчивым к этим ценным урокам!
Проведем маленький тест. Ответьте на вопрос (долго не думайте, скажите первое, что вам придет в голову): рождение ребенка – это…
Какой ответ промелькнул у вас в голове первым? «Чудо», «проблема», «радость», «необходимость»? Так вот, первое и лучшее, что вы можете сделать во время ожидания малыша – это скорректировать собственный настрой. Особенно если у вас в подсознании сидели мысли о том, что рождение и воспитание ребенка – это тяжкий труд, большая проблема и т.д. Может быть, вам кажется, что настроиться на худшее – это реалистичный взгляд на вещи? Но мы пожинаем только то, что посеяли. И если вы живете, ждете и воспитываете ребенка с такими установками, ваш малыш просто обязан будет оправдывать ваши худшие ожидания, ведь он является вашей частичкой и полностью от вас зависит.
Правило № 1
Самый простой способ с легкостью зачать, выносить, родить и вырастить ребенка – это настроиться на лучшее и получать максимум удовольствия от каждого нового жизненного этапа.
Ребенок – это в первую очередь радость. Если вы будете в это верить и это понимать, то это обязательно поймет и почувствует и ваш малыш. Даже если он еще не родился.
Взаимопонимание строго по графику
Первые месяцы и даже годы своей жизни ребенок мало что может вам поведать. В его распоряжении буквально одно, зато очень выразительное слово: «Аа-аа!», которым он пользуется для коммуникации с окружающим миром. Как же понять, что обозначает этот зов в разных контекстах?
К счастью для молодых и неопытных мамочек, первые месяцы и даже годы своего существования ребенок живет по четкому графику. И этот график малыш устанавливает для себя сам. Маленький организм, несмотря на свою хрупкость и отсутствие жизненного опыта, от природы прекрасно организован. Ребенок сам знает, когда ему спать, а когда просыпаться, когда есть и когда менять пеленки. И будьте уверены – он без промедления вас об этом оповестит.
А потому, чтобы понять, чего хочет от вас плачущий младенец, зачастую достаточно бывает просто посмотреть на часы. Обычно даже самые неопытные матери легко могут понять, когда наступает время кормить ребенка, когда укладывать спать, а когда менять ему пеленки.
Чуть сложнее дело обстоит с плохим самочувствием и заболеваниями. Ведь если малыш захворал, он не сможет подробно описать свои симптомы и пожаловаться на то, что конкретно у него болит. Однако даже в этом случае разгадать причину детского плача – задача вполне посильная. Для этого можно пойти методом исключения.
Обратите внимание на температуру воздуха: возможно, ребенок плачет только потому, что в помещении слишком холодно или жарко. Если причина не в этом, нужно проверить самочувствие малыша.
Одна из наиболее распространенных причин детского недомогания – кишечные колики. Они могут появиться, например, вследствие того, что ребенка перекормили. Если ваш малыш плачет без особых на то причин, попробуйте аккуратно помассировать ему животик легкими круговыми движениями вокруг пупка по часовой стрелке. Чтобы отошли газы, опытные мамы советуют согнуть ножки ребенка в коленях и прижать к животу. Не менее действенным методом может стать укропная вода. И не забывайте после кормления ставить младенца «столбиком», прижимая к своему плечу. Вертикальное положение способствует выходу лишнего воздуха, который малыш заглатывает при сосании.
Еще один распространенный недуг – больные уши. Для того чтобы проверить, беспокоит ли ребенка боль в ушах, осторожно нажмите на козелок. Если крик усилится, значит, малыша действительно беспокоит именно боль в ушах.
Также причиной детского плача могут стать прорезающиеся зубки. Впрочем, этот процесс вы распознаете с легкостью. Во-первых, он тоже происходит строго по графику и начинается, как правило, когда малышу исполняется полгодика. Во-вторых, прорезывание зубов часто сопровождается обильным слюноотделением, расстройством желудка и даже повышением температуры. Словом, даже если это ваш первый ребенок, вы легко поймете, что у вашего крохи начала формироваться голливудская улыбка.
Однако если вы перебрали все возможные альтернативы, а вашему малышу от принятых мер не полегчало и плакать он не перестал, стоит обратиться к врачу.
Правило № 2
Паника вовсе не признак заботы о ребенке. Если вы действительно хотите малышу добра, научитесь ясно, трезво мыслить даже в нестандартных и критических ситуациях.
Ребенок очень рано начинает узнавать, что такое любовь… или отсутствие любви. Поразительно! Но даже грудничок, не понимающий пока ни слова, прекрасно чувствует, счастливы его родители или нет, спокойны или раздражены, находятся в гармоничных отношениях или в ссоре.
Маленькие дети обладают поразительной чувствительностью. Вот почему так важна «погода в доме». Не думайте, что, раз ребенок пока не говорит и не понимает ваших слов, вы можете ругаться при нем, употреблять крепкие выражения. Дело в том, что, даже если малыш не понимает точного содержания слов, он с легкостью улавливает их эмоциональную окраску и чутко реагирует на нее.
Если ваш ребенок плаксив или плохо спит, задайтесь вопросом: может, этому способствует накаленная атмосфера в вашей семье? Даже если вы не бьете посуду и не орете друг на друга в присутствии малыша, он все равно может чувствовать неладное. Например, когда мама переживает или папа раздражен (даже если они очень стараются сдерживаться).
Кстати, многие ошибочно полагают, что, если создать видимость гармоничной и благополучной семьи, дети не пострадают. Увы…
Правило № 3
Ребенка невозможно обмануть. Он чрезвычайно чувствителен к родительским эмоциям и легко раскусит даже самую изощренную актерскую игру.
Если мать и отец едва выносят друг друга, но притворяются, что все чудесно, малыш обязательно поймет, что к чему…
Как же быть в этой ситуации?
Перестаньте имитировать гармоничные отношения, начните их создавать таковыми на самом деле. Вспомните, что вы – взрослые, а значит, можете решить любые вопросы. Было бы желание. Сядьте, наконец, за стол переговоров и постарайтесь решить свои разногласия. Ключ к успеху – отсутствие взаимных обвинений. Будьте искренни, но при этом не сваливайте вину друг на друга. Например, вместо того чтобы говорить: «Ты не помогаешь мне по дому/мало зарабатываешь/не уделяешь мне внимания», лучше сказать: «Когда ты отказался/лась мне помочь, меня это обидело. Я почувствовал(а) себя одиноко/беспомощно. Давай договоримся на будущее…» И так далее.
Еще одна распространенная ошибка – «запойное» погружение женщины в свое материнство. Большинство из нас уверено, что ребенку, особенно маленькому и беспомощному, нужно посвящать себя целиком и полностью. Однако, превращаясь в одержимого фанатика, вы ничуть не облегчаете жизнь вашего малыша. Конечно, если вы увлечены выполнением материнских обязанностей – это прекрасно. Но если вы при этом начали оттеснять отца и воспринимать своего мужа как ненужный элемент – это уже серьезная семейная дисгармония. Парадоксально, но факт: одержимые мамочки, посвящающие все свое время и силы младенцу, как правило, в результате получают плаксивого, болезненного и нервного ребенка.
Почему так происходит? Малыш эмоционально очень сильно связан со своей матерью, и если чувствует ее подсознательное желание проводить с ним как можно больше времени, всеми доступными способами будет удовлетворять это ее желание. Часто просыпаться по ночам, плакать каждый раз, когда мать обращает внимание на мужа, и вообще не отпускать от себя маму ни на шаг. Как правило, беспокойные дети бывают у тех родителей, чьи отношения далеки от абсолютной любви и взаимопонимания.
Сергей, 27 лет: «С тех пор как у нас появился ребенок, жена скачет вокруг него двадцать четыре часа в сутки. На меня она вообще перестала обращать внимание. Сексуальная жизнь давно прекратилась, ведь дочка постоянно просыпается посреди ночи. Каждый раз, когда я пытаюсь поговорить с женой об этом, она отвечает, что я эгоист и неблагодарная скотина. А когда я хочу помочь ей в уходе за ребенком, постоянно пилит меня за то, что я якобы все делаю неправильно.
Поразительно, но лучший способ вырастить спокойного и беспроблемного малыша – это не превращать материнство в навязчивую идею! Да, это важная часть вашей жизни. Но это далеко не единственное, что в ней есть! Расслабьтесь наконец! Если уход за ребенком отнимает у вас массу сил и времени, переложите часть своих обязанностей на сильные плечи вашего мужа. Мужчине немного сложнее осознать свое отцовство. И это нормально, ведь вы готовились к материнству девять месяцев, а ваш супруг только что получил на руки кричащий маленький кулечек. Конечно, он растерян и ему потребуется какое-то время, чтобы начать ориентироваться в ситуации. Помогите ему! А для этого доверьте мужу ребенка. Пусть сам поменяет подгузники, пусть погуляет с ним, почитает на ночь книжку (даже если вашему малышу всего месяц от роду, уже очень полезно читать сказки перед сном). А когда ваш муж справится, обязательно похвалите его. Скажите ему, что он хороший отец, поблагодарите за помощь. Ведь мужчины при всей своей брутальности в глубине души могут испытывать неуверенность. Отцовство – новый для них опыт. И они не уверены в том, что справятся.
Словом, маленький ребенок может как разрушить вашу семью, так и сплотить ее. Для того чтобы ваша семья стала более прочной, просто не обделяйте любовью друг друга. Потому что взаимопонимание с ребенком крайне сложно без взаимопонимания между его родителями.
Несмотря на то что на дворе XXI век, некоторые родители до сих пор подходят к вопросам воспитания несколько пуритански. Например, считают непристойным обниматься и целоваться в присутствии малыша. На самом деле, как справедливо утверждает народная мудрость, лучшее, что может сделать для своих детей отец – это любить их мать! А потому не стесняйтесь выражать свою любовь и ребенку, и друг другу. Если малыш увидит, что родители обнимаются, вместе сидят, нежно держатся за руки во время прогулки – это его только успокоит. Он почувствует атмосферу любви и гармонии. Таким образом, вы заложите ему первые и очень важные представления о том, что такое любовь.
Тактильный язык
Пока малыш не понимает слов, он особенно чувствителен к родительским прикосновениям. А это значит, что заложить прочный фундамент взаимопонимания между вами и вашим ребенком вы можете уже сейчас с помощью волшебного языка отцовской и материнской ласки.
Один известный психолог однажды пошутил, что, когда ребенок появляется на свет и издает свой первый крик, на самом деле это крик ужаса. Увы, в этой шутке есть доля правды. Некоторые даже называют это «критическим актом рождения». Да, да, не удивляйтесь. Оказывается, наш первый кризис случается еще в возрасте новорожденности. Процесс родов – это стресс не только для организма матери, но и для организма ребенка. Представьте: девять месяцев малыш жил мирно и спокойно в надежном убежище с идеальными условиями для существования. И вот вдруг он отделился от мамы и попал в большой мир, где постоянно меняется освещенность, температура, где приходится привыкать к новому типу дыхания и питания и т.д. Для беспомощного новорожденного это настоящий стресс.
Вот почему очень важно с первых же дней жизни малыша установить с ним тактильный контакт. Не попадайтесь на удочку устаревших мифов о том, что ласка делает ребенка капризным, слабым и инфантильным. Все с точностью до наоборот! Ребенок обязательно будет стремиться получить материнское тепло и ласку. И если он не получит ее легким естественным путем, то будет вынужден громко и настойчиво требовать, чтобы его взяли наконец на руки.
А потому не жалейте времени на то, чтобы покачать малыша на ручках, погладить по головке, поцеловать в пухлые щечки и т.д. Эти нехитрые действия скажут крохе, что он любим и дорог. Ребенок почувствует себя в безопасности, будет расти спокойным, довольным и жизнерадостным. Так что порой плач малыша следует понимать и переводить как: «Эй, кто-нибудь, возьмите меня уже наконец на ручки!»
Правило № 4
Тактильный контакт – отличный способ установить психологическую связь с ребенком, который пока не понимает слов.
Кстати, многие матери боятся и не хотят давать своего ребенка на руки другим людям, например бабушкам, дедушкам, подругам и сестрам. Им кажется, что тактильное общение их крохи с другими, «посторонними», людьми может напугать малыша. На самом деле в этом нет ничего плохого. Напротив, ребенок, который с младенчества привыкает к общению с самыми разными людьми, с возрастом быстрее адаптируется в незнакомой среде и меньше цепляется за мамину юбку.
Чего хотят дети?
Да, да! Не смейтесь, но у малышей тоже есть свои потребности! Кстати, не менее серьезные, чем у взрослых. Вот только рассказать о них кроха пока не может. Но, к счастью, рассказать об этих первых потребностях можем мы! Все, что вам останется, – ориентироваться на возраст своего ребенка и собственную интуицию.
Одна из любопытных особенностей новорожденного – поистине безграничные возможности усвоения нового. Маленький ребенок каждый день открывает для себя что-то новое.
Правило № 5
Помните: ваша задача – помочь малышу познать этот мир во всем его многообразии, а не навязывать ему свою модель мировосприятия.
Наряду с базовыми физиологическими потребностями у малыша возникают и другие нужды:
□ потребность в получении впечатлений;
□ потребность в движении;
□ потребность в общении со взрослыми.
В первый месяц жизни все окружающие раздражители малыш переживает исключительно как субъективные состояния. Но уже в возрасте месяц-полтора малыш начинает реагировать на появление взрослого. Если ваш ребенок начал улыбаться, задерживать взгляд на лице мамы или папы, вскидывать ручки и быстро двигать ножками, а также издавать громкие радостные звуки, значит, достигнута новая ступень в развитии маленького человечка, называемая психологами «комплекс оживления».
Если говорить по-научному, то «комплекс оживления – это специфический акт поведения младенца в отношении взрослого, выраженный бурной эмоционально-двигательной реакцией».
В переводе же с языка детского на язык родительский «комплекс оживления» означает, что ваш малыш сменил статус новорожденного на гордый и почетный статус младенца. И теперь у него появилась его первая социальная потребность: потребность в познании и в эмоциональном общении со взрослыми. Теперь малыша вполне можно считать социальным существом!
Кстати, общение ребенка с родителями проходит несколько стадий. На первой стадии ребенок жаждет общаться просто ради самого общения. Уже в четыре-пять месяцев малыш начинает различать людей по принципу «свои – чужие» и реагировать всеми доступными экспрессивыми действиями, например улыбкой или движением ручек и ножек.
Кроха по-прежнему не владеет речью, но вам стоит как можно чаще с ним говорить. Дело в том, что малыш начинает воспринимать звуки еще в материнской утробе. Он привыкает слышать стук маминого сердца и прекрасно слышит ее голос и окружающие звуки. Вот почему всем беременным женщинам так настоятельно рекомендуют сохранять спокойствие во время беременности! Ведь если мамино сердце бьется ровно и спокойно, малыш тоже спокоен и чувствует себя в безопасности.
В младенческом же возрасте ребенок уже активно обращает внимание на взрослую речь. А потому вы вполне можете начинать беседовать со своим малышом о чем-нибудь приятном. Постепенно он начнет все лучше и лучше понимать ваши слова. Сначала младенец ответит вам так называемым гулением, затем начнет лепетать.
Постепенно ваше с ребенком общение выйдет на новый уровень. От непосредственного общения вы перейдете к общению по поводу предметов. Как понять, что ваш малыш уже дозрел до этого? Очень просто! Обратите внимание на его движения. Изначально ребенок двигается хаотично, беспорядочно размахивая ручками и случайно задевая висящие погремушки. Но со временем движения будут становиться все более и более целенаправленными. Скоро вы заметите, что ваш малыш сознательно тянется ручками к игрушке, а затем он сможет захватывать и удерживать их. После того как ребенок научится ощупывать различные предметы, у него появится новая забава: манипулирование. Именно это и должно стать для вас сигналом, что пора переходить на новый уровень общения с малышом.
Теперь с вашей помощью младенец будет постигать функциональное назначение предметов. Демонстрируйте своему малышу предмет со всех сторон, показывайте, что с ним можно делать, для чего использовать и как играть. При этом не скупитесь на комментарии!
Когда моему крестнику было полгодика, я подарила ему разноцветную юлу. Однако вместо того, чтобы играть с ней как положено, малыш предпочитал поднимать ее своими маленькими ручонками и метать, словно бейсбольный мяч. Затем он бурными криками требовал, чтобы ему вернули игрушку, и все повторялось сначала. Если ваш ребенок тоже любит развлекаться таким образом – не удивляйтесь и не пугайтесь. Это отнюдь не склонность к вандализму. Просто малыш начал познавать окружающий мир всеми доступными ему способами. А потому он может пробовать предметы на зуб, швырять их и т.д. В этом нет ничего страшного. Так что не стоит препятствовать маленькому исследователю (просто проследите, чтобы ребенок не тащил в рот предметы, поднятые с пола).
Параллельно начните показывать и рассказывать малышу, как еще можно играть с той или иной игрушкой, например с юлой. Постепенно малышу надоест швыряться предметами, и он захочет играть в них как полагается. Мой крестник, например, довольно скоро стал настоящим чемпионом по вращению юлы. В таких совместных играх есть двойная польза! Во-первых, малыш учится обращаться с разными предметами, а во-вторых, учится общаться с вами, потихоньку усваивая и запоминая самые простые слова.
К своему первому дню рождения кроха уже, скорее всего, будет не только понимать десять-двадцать произносимых вами слов, но и сам сможет сказать пару первых слов в ответ!
С тех пор как ребенок впервые садится, весь мир в буквальном смысле слова предстает для него под совершенно иным углом. А уж когда он начинает ходить и обретает свободу передвижения… Представляете, как расширяются горизонты крохи? Теперь он знает, что мир огромен и в нем масса всего интересного и неисследованного. Очень часто на этом этапе малыш начисто забывает про некогда любимые игрушки и начинает страстно исследовать «взрослые» предметы, например пульты от телевизора, мобильные телефоны и т.д.
Увы, пока кроха не в состоянии понять всех тонкостей эксплуатации бытовой техники, а потому играть с вашим мобильником и прочими вещами он может привычным для него способом: крутить в руках, жать на все подряд кнопки, бросать через всю комнату, бить об стену и т.д.
Данный период даже назвали «кризисом одного года». Ведь именно на данном этапе своего развития малыш начинает демонстрировать свои первые акты протеста, например, когда у него отбирают пульт от телевизора или когда ему отказываются отдать на растерзание мобильный телефон. Малыш может плакать, кричать и бурно возмущаться. Впрочем, это не причина для беспокойства. Его яростные протесты следует понимать как первую попытку обособиться от взрослых и отвоевать свое личное пространство. Это абсолютно естественный этап развития.
А чтобы пережить его как можно спокойнее и безболезненнее, для начала – не злоупотребляйте запретами. Признайте, что ваш ребенок стал гораздо более самостоятельным. Предложите ему новые формы сотрудничества, для чего научитесь переключать внимание малыша. Как только он начинает буйствовать из-за того, что у него отобрали папины часы, вручите ему игрушку или поднесите к окну. Моя знакомая Жанна нашла безупречный способ быстро успокоить свою дочь. Как только девочка начинает плакать из-за того, что ей чего-то не позволяют, Жанна тут же подносит ее к зеркалу. Как истинная женщина, малышка моментально успокаивается, и вид собственного отражения неизменно поднимает ей настроение, заставляя забыть обо всем на свете.
Кстати, на этом этапе маленький человечек активно развивает свой пассивный словарь. Это может стать неприятной неожиданностью для тех родителей, которые привыкли реагировать на разбитый телефон крепкими словечками и выражениями. Имейте в виду, ваше чадо сейчас запоминает буквально все, что слышит! Конечно, ребенок пока не понимает значения произносимых слов и до поры до времени не будет их использовать. Но тем не менее он старательно мотает все услышанное на ус.
Правило № 6
Слова, произнесенные эмоционально и выразительно, ребенок запоминает очень быстро и очень надолго.
А ведь большинство бранных и нецензурных слов мы произносим громко и с чувством. Неудивительно, что малыш из вашей длинной речи легко выхватит и запомнит именно нецензурные слова, ведь мы невольно делаем на них акцент. Так что заведите привычку выбирать выражения.
Помните, сейчас ваш ребенок невероятными темпами набирает опыт и становится все более сознательным. Возможно, внешне для вас он все тот же несмышленый малыш, но на деле он уже многое понимает. Теперь, когда ребенок бросается игрушками, он делает это уже не просто ради самого действия, а ради какого-то конкретного результата. Например, кидая книгу или пульт от телевизора, ребенок ждет, что она с шумом упадет (и даже с особым наслаждением произносит: «Бах!»). То есть он уже помнит, какой звук получается, когда кинуть книгу. Более того, его память уже сейчас хранит сотни образов, а работающие согласованно органы чувств обеспечивают малышу анализ событий…
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей в условиях сохранения рисков распространения COVID-19
Основные правила профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
ПРАВИЛО 1. ЧАСТО МОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ
Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства.
Гигиена рук - это важная мера профилактики распространения коронавирусной инфекции. Мытье с мылом удаляет вирусы. Если нет возможности помыть руки с мылом, пользуйтесь спиртсодержащими или дезинфицирующими салфетками.
Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев, гаджетов и др.) удаляет вирусы.
ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ
Вирусы передаются от больного человека к здоровому воздушно - капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1,5 метра друг от друга.
Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Коронавирус, как и другие респираторные заболевания, распространяется этими путями.
Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания.
При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать.
Избегая излишних поездок и посещений многолюдных мест, можно уменьшить риск заболевания.
ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.
ПРАВИЛО 4. ЗАЩИЩАЙТЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ МАСКИ
Среди прочих средств, профилактики особое место занимает ношение масок, благодаря которым ограничивается распространение вируса.
Медицинские маски для защиты органов дыхания используют:
- при посещении мест массового скопления людей, поездках в общественном транспорте в период роста заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями;
- при уходе за больными острыми респираторными вирусными инфекциями;
- при общении с лицами с признаками острой респираторной вирусной инфекции;
- при рисках инфицирования другими инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем.
КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ МАСКУ?
Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску - непринципиально.
Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:
- маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
- старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;
- влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
- не используйте вторично одноразовую маску;
- использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.
При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки.
Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, магазине, аптеке, а также при уходе за больным. Вместе с тем, медики напоминают, что эта одиночная мера не обеспечивает полной защиты от заболевания. Кроме ношения маски необходимо соблюдать другие профилактические меры.
ПРАВИЛО 5. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?
Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу.
Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости.
КАКОВЫ СИМПТОМЫ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
Симптомы COVID-19: высокая температура тела, озноб, головная боль, слабость, заложенность носа, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах, конъюнктивит. В некоторых случаях могут быть симптомы желудочно-кишечных расстройств: тошнота, рвота, диарея.
КАКОВЫ ОСЛОЖНЕНИЯ
Среди осложнений лидирует вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких. Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?
Вызовите врача.
Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного.
Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями.
Часто проветривайте помещение.
Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами.
Часто мойте руки с мылом.
Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.). Ухаживать за больным должен только один член семьи.
Соблюдайте правила профилактики COVID-19 и будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...