Консультация для родителей "Искусство Оригами и его роль в развитии дошкольника"
консультация (подготовительная группа)
ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в развитии пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе, а также для решения психологических проблем личности дошкольника. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе обучения искусству оригами. Особое внимание надо обратить на то, что занятия оригами в первую очередь направлены на развитие тонкой моторики, а тесная связь работы пальцев рук и развития умственных способностей и речи хорошо известна и описана в педагогической и медицинской литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 735.66 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ИСКУССТВО ОРИГАМИ
И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
Воспитатель Кыкина Е.Н.
МБДОУ ДС №56 «Северяночка»
г. Нижневартовск, 2021г.
Консультация для родителей
«Искусство Оригами и его роль в развитии дошкольника»
Немного из истории…
Искусство Орига́ми — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги, без применения ножниц.
О происхождения оригами сложилось множество версий. Но в основном все сходятся к тому, что это искусство развивалось в Японии. Оригами стало значительной частью японских церемоний. Самураи обменивались подарками, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб и представляли жениха и невесту.
Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005). Традиции складывания из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали среди прочего в Китае, Корее, Германии и Испании.
Оригами и развитие дошкольника…
В начале XIX века Фридрих Фрёбель сделал огромный вклад в развитие складывания из бумаги, предложив это занятие в качестве обучающего в детских садах для развития детской моторики.
Оригами — это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой-либо одной. Именно поэтому складывание способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий головного мозга. Это является благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий.
Медики утверждают, что занятия оригами влияют на психическое состояние ребенка, приводя его в здоровое равновесие; у детей снижается тревожность, что позволяет им легче адаптироваться к различным сложным ситуациям.
Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т. д), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д. Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка.
Оригами – очень полезный процесс для растущего детского организма, для гармоничного формирования личности, и вместе с этим, увлекательное занятие.
Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению, а именно:
- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
- сделать рывок в развитии речи; улучшить произношение и обогатить лексику;
- стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.
- позволяет детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные способности. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса
- играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве; Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д)., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов; Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
- способствует концентрации внимания и усидчивости, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей
Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в развитии пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе, а также для решения психологических проблем личности дошкольника. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе обучения искусству оригами. Особое внимание надо обратить на то, что занятия оригами в первую очередь направлены на развитие тонкой моторики, а тесная связь работы пальцев рук и развития умственных способностей и речи хорошо известна и описана в педагогической и медицинской литературе.
Рекомендации для новичков…
Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребёнку повторять ваши действия с бумагой. · Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него слишком многого. · Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребёнка на то, что в следующий раз всё получится гораздо лучше. Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придёт вам на помощь. Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности.
Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами, преобразует одну форму в другую. У детей формируются понятия «сторона», «угол», «вершина» и др.
Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, взрослый должен освоить основы техники складывания бумаги, познакомиться с условными обозначениями, основными приемами складывания и базовыми формами, которыми пользуются оригамисты всего мира, овладеть складыванием классических моделей. Умение складывать базовые формы позволит быстрее ориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования.
Чтобы заинтересовать детей, начать нужно с самого простого, чтобы пониманию ребенка было доступно то, что он делает и технически выполнимо.
Перед очередным занятием необходимо приготовить образцы фигурок в 2-х экземплярах (один – в собранном виде, с дорисовкой и другой – в развернутом).
Начинать обучение складыванию нужно с рассматривания образца, дальнейшего показа приемов складывания по пунктам, затем складывание выполняется поэтапно: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго приема – выполнение детьми и т. д. Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.
Когда дети освоят некоторые приемы и терминологию, складывать можно по поэтапному словесному указанию взрослого. В дальнейшем дети могут выполнять складывание по пооперационным картам-схемам самостоятельно. С готовыми поделками можно поиграть, подарить их или разыграть сценки из любимых сказок.
Оригинальность композиций достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, выполненные в технике оригами, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Помните, что занятие не должно длиться более 30 минут.
При появлении усталости используйте потешку, сопровождая её пальчиковой гимнастикой:
Наши пальцы не ленились, над фигуркою трудились.
Уголочки загибали и немножечко устали.
Мы легонько их стряхнём, снова складывать начнём.
При соблюдении этих несложных условий занятия оригами доставят радость вам и вашему ребёнку, а также помогут вырасти ему уверенным в себе человеком, шагающим по жизни с гордо поднятой головой, легко преодолевающим любые препятствия. Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Тема: "Народная игрушка и ее роль в развитии дошкольника"
Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера... Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки... Дымковские и каргопольские, архангельские и филим...
Консультация "Выразительное чтение и его роль в развитии речи дошкольников".
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии дошкольников"
Автором представлен материал по нетрадиционному рисованию....
Консультация для родителей:Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников».
В народе есть такая притча: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные ...
Консультация для родителей: "Дидактическая игра и ее роль в развитии дошкольников"
Виды игр и их значение в развитии дошкольника...
Консультация для педагогов "Нетрадиционные техники рисования их роль в развитии дошкольников в"
Данная презентация поможет педагогам проводить занятия более интересными способами....
Консультация для родителей «Искусство Оригами и его роль в развитии дошкольника»
Консультация для родителей«Искусство Оригами и его роль в развитии дошкольника»...