Игры для развития тактильного восприятия
консультация

Гречухина Татьяна Николаевна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_taktilnyh_igr_i_uprazhneniy.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития тактильного восприятия

Выполнила учитель-дефектолог Гречухина Т. Н.

  1. Игры с песком.
  2. Игры с крупами и макаронами.
  3. Рисование пальчиками.
  4. Рисование на теле кисточками или пальцами.
  5. Игры с тактильными стимуляциями.
  6. Массаж, поглаживания разными способами.
  7. «Тактильное домино».

Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые: например, справа- наждачная бумага, с лева- глянцевая поверхность; с права- бархатная бумага, с лева- мех; с права- ребристая поверхность «В клеточку», с лева- гладкая и т.д. Варианты усложнения:

- сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами;

- затем, отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами;

- произвольно, только левой или только правой рукой;

- фактура поверхности должна отличаться не значительно.

Хорошо, если материалы для игры сделать вместе с ребенком.

  1. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку предметы и материалы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.д.). После предложите ему пощупать предметы в слепую обеими руками, потом одной рукой и найти такой же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем- другой.
  2. «Ощупывание и распознания предметов». Положите в не прозрачный мешочек различные не большие предметы: ключи, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок на ощупь должен угадать какой предмет лежит в мешке. Варианты условия заданий:

- ребенок должен на ощупывать предметы двумя руками одновременно;

- ребенок должен ощупывать предметы каждой рукой по очереди;

- после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других во втором мешочке, сначала одной, а потом другой рукой.

  1. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на                                         спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т. д). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом на левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти.

При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и на руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.

  1. «Игры с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длинны (2-7 см), толщины и фактуры. Пусть он закрытыми глазами разберет на однородные кучки.
  2.  «Ощупывание фигурок». Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, квадрат, треугольник и т.д.) и величины (большой, маленький). Нарисуйте такие же на листе бумаги. Попросите ребенка:

- на ощупь опознать фигуру, и не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой;

- закрытыми глазами на ощупь фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных;

- одной рукой ощущать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

  1. «Вспомни предмет». Нужно прикасаться к руке ребенка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем все, что найдется в вашем арсенале. А потом прикасаться снова, но только закрытыми глазами. Ребенок должен вспомнить свое ощущения и назвать этот предмет.
  2.  «Волшебные шарики». Плотные воздушные шарики (или резиновые перчатки) наполнить фасолью, горохом, гречкой, макаронами с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицами, монетами, бусинами, водой, крахмалом, мукой, манкой, тестом для лепки (вода+   мука+ соль). Ребенку интересно щупать их, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.
  3.  Игры с водой:

-разливать воду по разным емкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная;

- используя игрушечную посуду, можно устроить «чаепитие» или «званный ужин». Ребенок будет сам «накладывать еду» или разливать по чашкам «чай»;

- поиграть с губкой, выжимать ее, потереть мягкой стороной губки и жесткой, сравнить ощущения.

  1. Мыльные игры:

«Танцы пузырей». Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать у вас на руках.

«Король мыльных пузырей». Смочите мыльным раствором клеенку, расстеленную на столе и руки. На «мыльной» клеенке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь, он не лопнет. Если после первого выдутого пузыря трубочку обмакнуть от коктейля повторно опустить в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри по меньше. Таким образом можно сделать много пузырей- матрешек.

  1. «Узнай фигуру» На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые и тонкие), палочки Кьюзенера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показывать ребенку любую фигуру, делать и просить ребенка нащупать в мешочке и достать такую же.

Для малышей можно сначала ввести понятия «такую же». Показать одну деталь Лего, потом вторую и сказать, что это такая же. Затем попросить отобрать из двух предложенных такую же, как у Вас на столе (в руке).

  1. «Узнай предмет на ощупь».  На столе раскладываем или расставляем различные:

- овощи (огурец, помидор, лук, морковь, баклажан, перец);

- посуду (ложки большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце);

- одежду (майка, футболка, платье, юбка, шорты);

- игрушки

А теперь предложите ребенку закрыть глаза и попытаться определить, что это за предмет.

Усложнение задачи:

- выбрать предметы только определенной формы (круглые, квадратные и т. д)

- выбрать предметы определенного размера (большие, маленькие);

- выбрать предметы по свойствам материалов: только пластмассовые предметы (или металлические, стеклянные, бумажные, из ткани).

Можно поиграть с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определенными свойствами.

  1. «Найди пару». Необходимо найти больше пар образцов, разных на ощупь. Вот перечень того, что можно использовать для игр (Материалы, разные на ощупь):
  • Ткани (какие есть):

- хлопок

- синтетические ткани

- фетр

- вельвет (крупный, мелкий)

- бархат и велюр

- кожа

- гладкая ткань (например, подкладочная)

- флис

- грубая ткань (например, мебельная для обивки)

- любая «колючая» ткань

- ткань с паетками

- шелк и атлас

- мех

- ткань с рельефом

- ткань ворсистая как овечка.

  • Пуговицы различной формы и размеров.
  • Липучки с обеих сторон.
  • Бархатная и фактурная бумага.
  • Вата или ватные диски.
  • Нитки или пряжа.
  • Клеенка и полиэтиленовый пакет.
  • Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазине).
  • Кусочек резинового коврика.
  • Мочалка.
  • Губка.
  • Косточки от персиков, от абрикосов.

Играть можно несколькими способами:

- просим ребенка (малыша- с открытыми глазами, школьника- с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

- берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

Что бы игра не надоела, ее можно усложнят, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая с выпуклым рисунком и т. п.

Образцы можно оставить ка есть, а можно к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....

Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....

Сенсорное развитие детей.Игры на развитие тактильного восприятия.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об ...

Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия

Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эторазвитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития ...

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...