необходимость артикуляционной гимнастики
консультация (старшая группа)

Мельникова Юлия Александровна

Консультация для родителей о необходимости артикуляционной гимнастике в работе с детьми с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Необходимость артикуляционной гимнастики для успешной постановки звука

Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми; правильно произносить большинство звуков сразу  не умеет. Это так называемый возрастной период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам.

Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности усвоения материала, учета возрастных особенностей.

При постановке любого звука работа начинается с воспроизведения отдельных элементов артикуляции данного звука.

Из акта звукопроизношения выделяются отдельные, самые нужные и важные элементы, которые поэтапно обрабатываются. Одновременно на этих упражнениях развиваются соответствующие группы речевых мышц. После этого следует синтез этих элементов в целое, т.е. получение нужной артикуляции и воспроизведение звука.

В подготовительных упражнениях, развивая органы артикуляции (особенно язык) и вырабатывая определенный напор выдыхаемой струи воздуха, мы тем самым создаем предпосылки для успешной постановки соответствующего звука.

Подготовительные упражнения предусматривают несколько отличное, по сравнению с нормальным произношением, положение органов артикуляции.

Отрабатываются те упражнения, которые нужны для постановки данного звука.

Статистические подготовительные упражнения.

  1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.

  1. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в этом положении 10-15 секунд.

  1. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.

  1. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать 15 секунд.

  1. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Каждое из перечисленных упражнений выполнять медленно по 8-10 раз.

Динамические подготовительные упражнения.

  1. Часики. Высунуть узкий язык тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15-20 раз.

  1. Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком, щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку (10-15 раз).

  1. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуть попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводить под счет логопеда (10-15 раз).

  1. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта (15 раз).

  1. Змейка. Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать его узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед, убрать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе (15 раз).

  1. Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу (10 раз).

  1. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта (15 раз).

  1. Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттянуть вниз челюсть (15 раз).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость Артикуляционной гимнастики!

Консультация для родителей....

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

"Для чего необходима артикуляционная гимнастика".

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями з...

Необходимость артикуляционной гимнастики при нарушениях звукопроизношения у детей.

Необходимость артикуляционной гимнастики при нарушениях звукопроизношения у детей.Четкое и правильное произношение различных звуков происходит благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе...

"Для чего необходима артикуляционная гимнастика"

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей ...