Воспитание самостоятельности малыша
консультация (младшая группа)
Самостоятельность это не только бытовые навыки, это уверенность в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №42 Приморского района Санкт – Петербурга
Консультация для родителей
«Воспитание самостоятельности малыша»
Подготовила:
Кулебякина Елена Алексеевна
Санкт-Петербург
2021
Консультация для родителей
«Воспитание самостоятельности малыша»
Самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учёба.
Все родители хотят воспитать своего малыша, умеющим принимать самостоятельные решения, делать правильный выбор в решение той или задачи, уметь отвечать за свои поступки и т.д.
Очень важно знать, что самостоятельность ребенка надо воспитывать, как можно раньше, в раннем возрасте.
Воспитание самостоятельности - работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию.
Воспитание самостоятельности – это формирование у ребенка той мысли, что для него - как и для всех в доме - существуют определенные правила и он должен этим правилам соответствовать. Родитель, поначалу обеспечивавший сто процентов жизнедеятельности малыша, должен постепенно, шаг за шагом, начинать дозировать свою помощь ребенку.
Маленький ребенок - существо активное, он в этом возрасте постоянно нацелен на действие, созидание, помощь взрослым, от него то и дело слышишь: "Я сам!" Такой порыв к самостоятельности - свойство возраста, потом это уйдет. Излишняя родительская осторожность, опасения, что малыш что-нибудь испортит, а чаще всего просто ваше нетерпение, вечная спешка мешают ребенку проявить себя. Не делайте за ребенка то, что он может уже сделать сам!
Чем больше ребёнок что-то делает сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой.
Самостоятельность нужна ещё и для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением. Ребёнку требуются усилия, чтобы достигнуть какого-то результата, например, застегнуть пуговицы
Навыки самостоятельности в самообслуживании, очень важный и необходимый момент, в период адаптации к детскому саду. У ребенка имеющего навыки самообслуживания, легче проходит адаптация к условиям ДОУ.
Где-то в начале второго года жизни многие дети уже не хотят просто сидеть за столом и открывать рот. А что это такое у мамы в руках? - и маленькие ручки тянутся за ложкой. Пусть в рот на сей раз ничего не попало - радуйтесь порыву! А как только вы - спокойно, ненавязчиво, не раздражаясь на падающую на стол кашу, - покажете, как держать ложку правильно, и у него со временем начнет получаться доносить ее до рта полной, - так человеку и самому станет интересно, и аппетит появится. Упустишь тут момент, облегчишь себе задачу - и ребенок очень быстро привыкнет к тому, что его постоянно кормят взрослые.
Конечно понятно, что в два года ребенок еще не может снимать через голову одежду или натягивать тугие колготки. Но одеть штанишки, и застегнуть липучки на кроссовках (одетых при этом на "правильные" ноги!), он вполне способен. Важным моментом воспитания самостоятельности ребенка становится его ответственность за самое ценное для него - игрушки. Ребенок должен понять, что порядок в игрушках - это его вклад в общий порядок в доме.
У детей раннего возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению: как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены. Необходимо создавать установку у ребенка на все предстоящие режимные процессы: «Сейчас Наташенька будет кушать», «Мишенька пойдет спать» и т.д. Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящий процесс (в то время как молчаливое действие обычно пугает его). Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений.
- Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. Если же он обращается за помощью слишком часто - придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.
- Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него не получилось, - особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.
- Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордый тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама "наделась" - имеет полное право надеть на прогулку не обыденную серую шапочку, а розовую с бантиком и кататься с горки не десять минут, а пятнадцать.
- Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами - располагаться на доступном для него уровне.
- Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте. Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: "Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?", "Может, нам стол на кухне переставить сюда - что ты об этом думаешь?".
И не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: "Ребенок подобен бумажному змею - он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке".
Для того чтобы самостоятельность ребёнка развивалась благополучно, нужна уверенность родителей в силах ребёнка и стремление сделать его более самостоятельным и сильным.
Литература: Е.Филоненко «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности» Российская газета – Неделя №185 (5009)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание – ток-шоу «Мой самостоятельный малыш»
Кризис – это важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень. С одной стороны, кризисы являются движущей силой развития, этапом смены ведущей де...
Консультация «Воспитание самостоятельности у малышей»
Как воспитать самостоятельность у малышей...
Памятка для родителей "Развиваем самостоятельность малыша"
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается....
Дистанционное обучение."Развиваем самостоятельность малыша".
Консультация для родителей. Советы,которые помогут родителям научить малыша необходимым навыкам ....
Родительского собрание – ток-шоу «Мой самостоятельный малыш»
Цель: расширять представления родителей об особенностях возраста трёх лет (кризис 3-х лет).Задачи:Ø привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-х летним реб...
Конспект родительского собрания – ток-шоу «Мой самостоятельный малыш»
Конспект родительского собрания – ток-шоу «Мой самостоятельный малыш»...
Воспитание самостоятельности малыша 1+
Когда ребёнок становится самостоятельным? Когда он начинает брать ответственность за свои поступки? Когда начинает верить в свои силы? Тогда, когда есть любящие взрослые, которые дают возможност...