Памятка для родителей "Патологические привычки детей дошкольного возраста"
консультация
В памятке представлена информация для родителей о патологических привычках детей-дошкольников, даны рекомендации о том, что необходимо предпринимать родителям в подобных случаях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patologicheskie_privychki_u_detey.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Патологические привычки у детей дошкольного возраста
Наиболее распространенными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание предметов, сосание пальца, грызение ногтей, онанизм (мастурбация).
В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать их природу.
Как говорят медики и психологи, патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким людям) и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим действиям.
Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у малыша усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку дошкольника, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у детей отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные действия (понимание патологических привычек как отрицательных у ребенка появляется лишь к концу дошкольного возраста). Наряду с общими чертами патологически привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.
Сосание предметов
Ребенок привязался к вещи в какой-то сложной для себя ситуации. Произошел перенос чувств ребенка на вещь, с которой он стал ощущать себя спокойнее (как с родным человеком, как с другом). Часто такое утешение ребенку приносит общество какой-нибудь (чаще всего мягкой) игрушки. Посасывая предмет, ребенок дает понять окружающим ее людям, что он испытывает чувство тревоги, беспокойства, ему нужна помощь и поддержка в новой ситуации пребывания в детском саду. Эта патологическая привычка, как и привычка сосать палец, говорит нам, взрослым, что ребенку трудно перейти на следующий этап развития.
Что нужно делать:
- наполнить жизнь ребенка в детском саду, узнать, чем он любит заниматься, во что играть;
- заинтересовать его новыми играми и увлечениями;
- присмотреться, с кем ребенок играет, для того чтобы помочь ему обрести настоящего друга;
- дома родителям необходимо проводить с ребенком как можно больше времени, обязательно разговаривать и играть в разнообразные игры. Когда мама и папа станут настоящими друзьями для ребенка, необходимость в «тряпочке-выручалочке», в суррогатном друге, постепенно отпадет сама собой.
Что делать нельзя:
- отбирать любимую вещь ребенка, к которой он привязан. Даже если вы победите, напряжение ребенка только усилится, и нет гарантии, что не появится сосание пальца, ковыряние кожи или другая патологическая привычка;
- наказывать и всячески стыдить ребенка за такую привязанность;
- говорить об этом суррогатном друге ребенка, то есть фиксировать словами, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями.
Сосание пальца
Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль.
Что нужно делать:
- необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем попробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие;
- установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном его успокоении и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем детстве;
- создать условия для разнообразия впечатлений малыша и использования при взаимодействии с ним подвижных, эмоционально насыщенных игр.
Что делать нельзя:
- всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание ребенка;
- излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.
Кусание или грызение ногтей (онихофагия)
Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения, и получает удовольствие. Если ребенок не выражает свои отрицательные чувства, они копятся и, не находя выхода, переполняют его. В этом случае грызение ногтей воспринимается как спасение. Грызение ногтей – легко возникающая привычка, носит непроизвольный, автоматизированный характер, избавиться от нее чрезвычайно трудно.
Что нужно делать:
- необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии, позволять ему свободно выражать свою агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь, например, специальную подушку, на которой ребенок может при необходимости выражать свои негативные чувства;
- не просто отказ от упреков, угроз и наказания, а понимание того, что происходит с ребенком, и переключение, отвлечение ребенка в момент грызения ногтей. Уменьшить чрезмерное требование к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Переключить пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда вы замечаете у своего ребенка эту привычку;
- необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который обычно примерно равен периоду его протекания.
Что делать нельзя:
- интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития;
- говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в его сознании эту привычку;
- всячески запрещать ребенку грызть ногти, наказывая его за эту патологическую привычку.
Онанизм (мастурбация)
У детей дошкольного возраста эта привычка является результатом фиксации игрового манипулирования частями тела и чаще всего не сопровождается сексуальным возбуждением. Возникновению мастурбации способствует повышенная общая возбудимость ребенка.
Мастурбация может привести к замкнутости ребенка, усилив его интроверсию (внутреннюю переработку чувств, переживаний). Мастурбация у необщительных детей является поводом для серьезной тревоги родителей. Отсутствие у таких детей откровенности с родителями не дает возможности отреагировать адекватным способом на свои чувства и переживания. Создание своего, воображаемого мира характерно для единственных, необщительных от природы (интровертированных) детей. Чаще мастурбация (онанизм) отмечается у девочек, предпочитающих мальчишеские игры девчоночьим занятиям, и у мальчиков с сильно выраженными мальчишескими чертами поведения. Предпосылкой возникновения онанизма может являться активный темперамент ребенка и соответствующая ему повышенная потребность в снятии напряжения. Такая же повышенная потребность может возникнуть у ребенка, нервно-соматически ослабленного, с повышенным уровнем возбудимости.
Что нужно делать:
- постарайтесь понять, что именно ваше поведение вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие и расслабление (излишняя строгость, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности, запреты, физические наказания и др.);
- научите своего ребенка разным способам получать удовольствие. Составьте для себя «меню удовольствия» («Я могу получить удовольствие от …») и для ребенка («Чем ты любишь заниматься, что тебе нравится …»). Чем больше вы вспомните вместе с ребенком тех приятных дел, которые ему нравятся, тем легче вам будет разнообразить способы получения удовольствия. Поделитесь с ребенком своими способами получения удовольствия из своего «меню». И пусть это будет, например, запутывание ниток рядом с мамой, которая получает удовольствие от вязания;
- отвлекайте ребенка более приятным и интересным занятием, расширив круг его интересов и общение со сверстниками. Повышайте активность в движениях, в способах выражения чувств и включите в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувств тела: купание, обливание, обтирание.
Что делать нельзя:
- усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом усиленное внимание при этом усиленное внимание к его половым органам. Чрезмерное ласкать и целовать ребенка в губы, качать на ноге, находиться в одной постели с ребенком, оставлять его надолго в постели без сна, надевать тесную одежду;
- наказывать ребенка за онанизм (мастурбация), тем более бить по рукам малыша полутора лет, который таким образом исследует свое тело. Шлепки и порка способствует приливу крови к половым органам ребенка, вызывая раздражение генитальной области;
- насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). Отдавать предпочтение в питании ребенка сладкой, экстрактивной и мясной пище.
В заключение отметим, что чем больше стремление родителей убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы-будь то сосание пальца, предметов, грызение ногтей или онанизм (мастурбация), тем меньше шансов устранить причину появления привычки. В профилактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимодействий, мягкое и ровное отношенное к ребенку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развитие творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка родителям «Правильное питание детей дошкольного возраста»
Вопросы питания детей дошкольного и школьного возраста очень важны. Как же должны питаться наши дети?...
Памятка для родителей "Закаливание детей дошкольного возраста"
Памятка для родителей...
Памятка "Основы музыкального развития детей дошкольного возраста"
Если у Вашего ребенка нет явно выраженных способностей к музыке, то не стоит отчаиваться, в данной памятке Вы найдете рекомендации как можно самим развить...
Памятка для родителей Закаливание детей дошкольного возраста: с чего начать, закаливание детей водой и воздухом для средней группы
Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей с...
Памятка по развитию речи детей дошкольного возраста
Памятка по развитию речи детей дошкольного возраста...
Памятка для родителей. "Безопасность детей дошкольного возраста дома"
Эта памятка родителям о безопасности детей дома поможет вам и вашим детям чувствовать себя в безопасности....
Патологические привычки детей дошкольного возраста.
Патологические привычки детей дошкольного возраста....