Родительское собрание во второй младшей группе
учебно-методический материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание во второй младшей группе
Тема: «Развитие речи у детей 3-4 лет»
Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи:
Познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития;
Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; воспитывать культуру общения;
Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Участники: родители, воспитатель, учитель - логопед.
Оборудование:
- Мяч;
- Пальчиковый театр;
- Сказки (книги);
- Мольберт;
- Яблоко для игры.
Подготовительный этап:
Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы и родители могли видеть друг друга. Заранее подготовлены ручки, чистые листы.
Ход родительского собрания:
Здравствуйте уважаемые родители. Тема нашего родительского собрания «Развитие речи у детей 3-4 лет»
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»
Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.
В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:
• Устную речь (говорение и слушание);
• Письменную речь (письмо и чтение).
Наше собрание посвящено развитию устной речи детей.
Речь - форма общения.
В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Выступление учителя – логопеда.
Игра-путешествие по стране «развитие речи»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.
Станция «Творческая»
Подберите эпитеты к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т. д.)
• Расширять и активизировать словарь мы должны на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов - у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества (цвет, форма, размер), особенности поверхности (пушистая, шероховатая).
• Обогатить словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.
Наша задача:
• совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Упражнение:
Жёлтое…. (солнце)
Пушистые…(котята)
Машина…какая? (большая)
• научить употреблять существительные с предлогами.
Упражнение:
Зайчик (под столом, над столом, на столе )
Ворона (над крышей, на крыши)
Мячик (под столом)
Поросенок (в коробке).
• Учим детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей
Упражнение:
Утка – утенок - утята.
Кошка – котенок - котята
Собака-щенок - щенята и т.д.
Связная речь:
Телефон. Разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.
Ситуация общения «Научи меня» персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом (…А меня научишь???)
Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил. У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать - это интересно и здорово! Еще один интересные способ развития речи - это сказка.
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
Станция «Сказочная»
- Загадайте загадки по сказкам. (Родителям предлагается отгадать загадки)
Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (Колобок)
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил. («Репка»)
Добрый доктор говорит:
- Побеждаем мы бронхит,
Корь, простуду и ангину,
Дифтерит и скарлатину,
И конечно, с Бармалеем
Тоже справиться сумеем! («Айболит»)
В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту. Разыграйте колобка, репку, теремок, и другие знакомые ребенку истории. Можно придумать с ребёнком свою сказку.
Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получит яблоко, продолжает сказку. (Родители придумывают и рассказывают сказку «Колобок»).
Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. » (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)
Апельсин.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)
А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (Провести с родителями артикуляционную гимнастику)
«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок - цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
Можно сделать массаж язычку:
• «покусываем язычок»,
• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)
Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «У-У-У… »; по сигналу: «сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу - «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкает.
Чистоговорки:
Вы можете, и дети тоже могут придумывать шутливые фразы:
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду". И многие другие чистоговорки.
В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком. Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.
• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
• Используйте игрушку для обучения предлогам. Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка? », используя предлоги.
• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
- Что это? (Кто это)
-Какого цвета?
- Что есть у зайки? (Что это у зайки)
- Как можно назвать зайку?
- Что можно с ним делать?
Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
Подведение итогов родительского собрания:
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…).
- Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ними, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
- Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и так далее.
- Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.
- Принимать активное участие в работе детского сада.
- Ведение родителями дневника развития речи своего ребёнка.
Памятка «Развития речи ребёнка»
- Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.
- Знакомьте детей с трудом взрослых: врача, шофёра, повара, лётчика. Расскажите о своей профессии.
- Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.
- Знакомьте детей с дикими и домашними животными, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.
- Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь; правильно называть их и знать, где они растут.
- В играх вместе с детьми подбирайте к существительным прилагательные (признаки), например, василёк – красивый, великолепный, полевой.
- Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул – стульчик, флаг – флажок.
- Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
- Учите отвечать на простейшие вопросы, рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое родительское собрание во второй младшей группе. «Успехи детей младшей группы».
Младший возраст – важней период в развитии вашего ребенка, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отно...
Родительское собрание во второй младшей группе «Гармонизация детско-родительских отношений»
Рекомендации для воспитателей и их родителей по преодолению кризиса 3-х лет....
Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе. Тема: «Успехи второй младшей группы»
Конспект данного родительского собрания направлен на подведение итогов совместной деятельности воспитателя, детей и родителей.Познакомить родителей с достижениями и успехами их детей за пройденный год...
Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе № 11 Тема: «Успехи второй младшей группы»
Подведение итогов образовательной деятельности.Познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей....
Итоговое родительское собрание во второй младшей группе Родительское собрание во 2 младшей группе № 10
Тема: «Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению"...
Протокол родительского собрания итогового родительского собрания во второй младшей группе: "Чему научились наши дети"
Итоговое родительское собрание итогового родительского собрания во второй младшей группе:"Чему научились наши дети"...
Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко» Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений» Форма собрания – круглый стол. Цель: обогащение родителей педагогическими знаниями. Задачи: вовлечь в обсуждение нюансов воспитания, вызвать жел
Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко»Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений»Форма собрания – круглый стол.Цель: обогащение родителей педаго...