Мои публикации
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации в средней группе
по ФЭМП «Счет до восьми. Число и цифра 8.
Подготовила воспитатель: Астафьева Е.В
Надым 2021
Тема: Счет до восьми. Число и цифра 8
Возрастная группа: средняя группа.
Цель:
1.Формировать представление о числе и цифре 8; умение считать до восьми, соотносить цифру 8 с количеством;
2. Формировать опыт целеполагания и закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3. Закреплять представление о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность.
Задачи:
1. Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
2. Актуализировать представление о пространственных геометрических фигурах.
3. Актуализировать представление о числе 7, умение считать в пределах 7.
4. Создать мотивационную ситуацию для введения числа 8, уточнить способ образования последующего числа из предыдущего (на примере образования числа 8 из числа 7);
5. Закреплять умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.
6. Создать мотивационную ситуацию для введения записи числа 8.
7. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
8. Формировать умение различать цифру 8.
9. Формировать опыт целеполагания и закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
10. Организовать активный отдых детей.
11. Закреплять умение считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством, умение видеть и продолжать закономерность.
12. Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Материалы к занятию.
Демонстрационный:
1.Куб
2.Пирамида
3.Карточки с числами 1,2,3,4,5,6,7,9,10.
Раздаточный:
1.8 квадратов
2.8 треугольников
3.карточки с точками
4.карточки с числом 8
5.круги двух цветов
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …..) | -Ребята, в чем вы сегодня пришли в детский сад? - А почему вы надели куртки, шапки? А для чего мы надеваем теплую одежду? Ребята, хоть на улице наступила весна и стало пригревать солнышко, еще рано снимать теплую одежду и шапки. Вот и наши куклы собрались на прогулку и просят повязать им шарфы. - Хотите помочь куклам? - Сможете? | постановка детской цели: Зачем? | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Вопросы: Хотите? Сможете? |
Актуализация знаний | Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; | Дети подходят к столу, где сидят куклы. - Сколько кукол просят о помощи? - Две. Сколько шарфов понадобится двум куклам? – Два. Воспитатель кладет на стол два шарфа – длинный и короткий, завязывает длинный шарф на шее у одной куклы. Второй шарф завязать не удается. - Никак не получается! Почему мы не можем завязать второй шарф? (Потому что шарф короткий). -Какой шарф нужен этой кукле? (Длинный.) Давайте выберем для второй куклы длинный шарф. | Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания | Мотивация к самостоятельной деятельности | Фиксирование в речи затруднения и его причины |
Затруднение в ситуации | Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; | Воспитатель берет короткий шарф и вместе с детьми подходит к соседнему столу, на котором находятся два шарфа: первый равен по длине короткому шарфу, а другой шарф – длиннее. - Давайте выберем длинный шарф. Обычно дети правильно выбирают длинный шарф, но кукла говорит, что шарфы одинаковые. -Давайте покажем кукле, что выбранный нами шарф длиннее. Возникает затруднение, так как дети не знают способа сравнения по длине. - Смогли мы показать кукле, что один шарф длиннее другого? - Как вы думаете, почему мы не смогли? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: мы не смогли объяснить, потому что не пока не умеем сравнивать предметы по длине. -Ребята, хотите узнать, как сравнить шарфы по длине? (Да, хотим) | Анализ детьми возникшей ситуации | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину | Выявление уровня затруднения |
Открытие нового знания (способа действия) | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; | Воспитатель помогает детям сформировать вопрос, после чего показывает и рассказывает, как сравнить шарфы по длине путем приложения и наложения: для того, чтобы сравнить шарфы по длине, можно приложить их друг к другу (или наложить) и выровнять два конца. Затем под его руководством дети сравнивают шарфы по длине путем приложения и наложения. Воспитатель фиксирует вывод: для того, чтобы сравнить шарфы (ленты, полоски) по длине, можно приложить их друг к другу (или наложить) и выровнять два конца. | Формирование опыта успешного преодоления затруднения | Умение определять способы и средства для достижения цели | Теперь вы знаете как? |
Включение нового знания в систему знаний и умений | Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами | Ребятки, вы, наверное, устали? Давайте проведем небольшую разминку. Игра «На прогулке». «Шаги». Воспитатель предлагает детям представить, что они тоже оделись, завязали шарфы и вышли гулять. Но на улице холодно, и ети быстро замерзли. Чтобы согреться, надо побегать и попрыгать. Дети ходят по группе. По команде «длинный» они делают большие (длинные) шаги, по команде «короткий» - короткие. Отдохнули? А теперь садимся за столы и поиграем в игры. Игра: «Ленточки для матрешек». На столе у вас лежат разноцветные «ленточки» и игрушечные матрешки. - Ребята, наши матрешки очень любят играть с разноцветными ленточками, но ветер разбросал их вокруг. Воспитатель предлагает собрать все «ленточки» (цветные палочки): сначала синего, затем оранжевого цвета. Дети составляют «ленточки» из палочек одинакового цвета, а затем сравнивают приемом наложения. Убеждаются, что синие «ленточки» одинаковые по длине, так как концы палочек совпали (одна «спряталась» под другой). Аналогично сравниваются оранжевые. Затем воспитатель предлагает сравнить между собой синюю и оранжевую «ленточки» и ответить на вопрос: «Какая из них длиннее, а какая короче?». Игра: «Чья дорожка длиннее?» Ребята, у вас на столах лежат матрешки, у одной на голове желтый платочек, а у другой голубой. Воспитатель предлагает детям сделать из деталей дорожку любой длины. Затем воспитатель просит сделать еще одну дорожку, которая должна быть длиннее, чем предыдущая. После выполнения задания предлагает детям на длинную дорожку поставить матрешку в желтом платочке, на короткую – матрешку в синем платочке. По какой дорожке идет матрешка в желтом платочке? По какой дорожке идет матрешка в синем платочке? Как проверить какая дорожка длиннее, какая короче? А может они равные по длине? Игра: «Собери карандаши». «Ребята, наши куклы очень любят рисовать. Они рисовали и разбросали карандаши. Воспитатель предлагает помочь куклам собрать карандаши. Только кукла Катя любит рисовать короткими карандашами, а кукла Маша длинными. Воспитатель предлагает каждого из вас по очереди подойти к столику, взять один карандаш и положить их в стаканчики – в синий стаканчик положить короткие карандаши, а в желтый стаканчик -длинные». | Практическое выполнение задания | Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Самоконтроль |
Осмысление | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь | Ребята, подойдите все ко мне. Скажите, пожалуйста, чем мы помогли куклам и матрешкам? Ответы детей. Молодцы, ребята, вы смогли помочь куклам завязать шарфы, помогли собрать ленточки и карандаши, потому что научились сравнивать по длине. | Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации в младшей группе
по ФЭМП «Длиннее, короче».
младшая группа
Подготовила воспитатель Астафьева Е.В.
Надым 2020
Тема: «Длиннее, короче».
Возрастная группа: младшая группа.
Цель: формировать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче.
Задачи:
1. сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения;
2. закрепить умение детей различать и называть цвета;
3.закрепить умение считать до двух, умение сравнивать предметы по свойствам, сравнивать группы предметов по количеству, используя числа.
4. развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь.
5.тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: 2 одинаковые по размеру куклы; 2 длинных и 2 коротких шарфа.
Раздаточный: палочки Кюизинера двух цветов (синий и оранжевый) по 2 штуки на каждого ребенка, две матрешки в платочках разного цвета, карандаши короткие и длинные, один стаканчик синего цвета, другой желтого.
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …..) | -Ребята, в чем вы сегодня пришли в детский сад? - А почему вы надели куртки, шапки? А для чего мы надеваем теплую одежду? Ребята, хоть на улице наступила весна и стало пригревать солнышко, еще рано снимать теплую одежду и шапки. Вот и наши куклы собрались на прогулку и просят повязать им шарфы. - Хотите помочь куклам? - Сможете? | постановка детской цели: Зачем? | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Вопросы: Хотите? Сможете? |
Актуализация знаний | Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; | Дети подходят к столу, где сидят куклы. - Сколько кукол просят о помощи? - Две. Сколько шарфов понадобится двум куклам? – Два. Воспитатель кладет на стол два шарфа – длинный и короткий, завязывает длинный шарф на шее у одной куклы. Второй шарф завязать не удается. - Никак не получается! Почему мы не можем завязать второй шарф? (Потому что шарф короткий). -Какой шарф нужен этой кукле? (Длинный.) Давайте выберем для второй куклы длинный шарф. | Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания | Мотивация к самостоятельной деятельности | Фиксирование в речи затруднения и его причины |
Затруднение в ситуации | Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; | Воспитатель берет короткий шарф и вместе с детьми подходит к соседнему столу, на котором находятся два шарфа: первый равен по длине короткому шарфу, а другой шарф – длиннее. - Давайте выберем длинный шарф. Обычно дети правильно выбирают длинный шарф, но кукла говорит, что шарфы одинаковые. -Давайте покажем кукле, что выбранный нами шарф длиннее. Возникает затруднение, так как дети не знают способа сравнения по длине. - Смогли мы показать кукле, что один шарф длиннее другого? - Как вы думаете, почему мы не смогли? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: мы не смогли объяснить, потому что не пока не умеем сравнивать предметы по длине. -Ребята, хотите узнать, как сравнить шарфы по длине? (Да, хотим) | Анализ детьми возникшей ситуации | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину | Выявление уровня затруднения |
Открытие нового знания (способа действия) | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; | Воспитатель помогает детям сформировать вопрос, после чего показывает и рассказывает, как сравнить шарфы по длине путем приложения и наложения: для того, чтобы сравнить шарфы по длине, можно приложить их друг к другу (или наложить) и выровнять два конца. Затем под его руководством дети сравнивают шарфы по длине путем приложения и наложения. Воспитатель фиксирует вывод: для того, чтобы сравнить шарфы (ленты, полоски) по длине, можно приложить их друг к другу (или наложить) и выровнять два конца. | Формирование опыта успешного преодоления затруднения | Умение определять способы и средства для достижения цели | Теперь вы знаете как? |
Включение нового знания в систему знаний и умений | Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами | Ребятки, вы, наверное, устали? Давайте проведем небольшую разминку. Игра «На прогулке». «Шаги». Воспитатель предлагает детям представить, что они тоже оделись, завязали шарфы и вышли гулять. Но на улице холодно, и ети быстро замерзли. Чтобы согреться, надо побегать и попрыгать. Дети ходят по группе. По команде «длинный» они делают большие (длинные) шаги, по команде «короткий» - короткие. Отдохнули? А теперь садимся за столы и поиграем в игры. Игра: «Ленточки для матрешек». На столе у вас лежат разноцветные «ленточки» и игрушечные матрешки. - Ребята, наши матрешки очень любят играть с разноцветными ленточками, но ветер разбросал их вокруг. Воспитатель предлагает собрать все «ленточки» (цветные палочки): сначала синего, затем оранжевого цвета. Дети составляют «ленточки» из палочек одинакового цвета, а затем сравнивают приемом наложения. Убеждаются, что синие «ленточки» одинаковые по длине, так как концы палочек совпали (одна «спряталась» под другой). Аналогично сравниваются оранжевые. Затем воспитатель предлагает сравнить между собой синюю и оранжевую «ленточки» и ответить на вопрос: «Какая из них длиннее, а какая короче?». Игра: «Чья дорожка длиннее?» Ребята, у вас на столах лежат матрешки, у одной на голове желтый платочек, а у другой голубой. Воспитатель предлагает детям сделать из деталей дорожку любой длины. Затем воспитатель просит сделать еще одну дорожку, которая должна быть длиннее, чем предыдущая. После выполнения задания предлагает детям на длинную дорожку поставить матрешку в желтом платочке, на короткую – матрешку в синем платочке. По какой дорожке идет матрешка в желтом платочке? По какой дорожке идет матрешка в синем платочке? Как проверить какая дорожка длиннее, какая короче? А может они равные по длине? Игра: «Собери карандаши». «Ребята, наши куклы очень любят рисовать. Они рисовали и разбросали карандаши. Воспитатель предлагает помочь куклам собрать карандаши. Только кукла Катя любит рисовать короткими карандашами, а кукла Маша длинными. Воспитатель предлагает каждого из вас по очереди подойти к столику, взять один карандаш и положить их в стаканчики – в синий стаканчик положить короткие карандаши, а в желтый стаканчик -длинные». | Практическое выполнение задания | Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Самоконтроль |
Осмысление | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь | Ребята, подойдите все ко мне. Скажите, пожалуйста, чем мы помогли куклам и матрешкам? Ответы детей. Молодцы, ребята, вы смогли помочь куклам завязать шарфы, помогли собрать ленточки и карандаши, потому что научились сравнивать по длине. | Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
Предварительный просмотр:
Драматизация сказки «Зимовье».
Конспект образовательной ситуации в средней группе
Подготовила воспитатель Астафьева Е.В.
Надым 2020.
Тема: Драматизация сказки «Зимовье».
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: дети средней группы
Цель: помочь Аленушке найти страницы для книги сказок.
Образовательные задачи.
- закрепить знания детей о русских народных сказках.
-развитие грамматического строя речи, закрепление предлогов за, около, между.
-расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.
-закрепление знания детей о жилищах животных, употребления в речи грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».
-закрепить умение драматизировать сказку.
Развивающие задачи.
- развивать умение отвечать на вопросы используя форму простого предложения или высказывания.
- развивать выразительную речь, память, внимание, вызывать интерес к рассказыванию сказок.
Воспитательные задачи.
-воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам.
-воспитывать любознательность, применять свои знания при решении проблемных ситуаций.
Оборудование:
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (3-4 мин.) | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …..) | Дети собираются около воспитателя. -Ребята, а у вас какое сегодня настроение? (ответы детей). Милые ребятки, мне нужна ваша помощь. Так как я заболела у меня не получается малышам показать сказку, а я им обещала. Поможете мне? (Ответы детей). А у вас получится? (ответы детей). Желаю вам удачи!
| постановка детской цели: Зачем? | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Вопросы: Хотите? Сможете? |
Актуализация знаний (5-6 мин.) | Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; | -Ребята, а какие вы знаете сказки? (ответы детей) -Какую мы с вами сказку сможем показать малышам? - А как вы думаете она им понравится? Загадки к сказке «Зимовье». -Копытом землю роет, мычаньем землю сотрясает(бык). -Шубу теплую надел, завитые рога будто два пирога (баран). -Спереди-пяточек, сзади-крючок (свинья). -Мохнатенький, усатенький, молоко любит, песенки поет (кот). Хвост расписной, сапоги со шпорами, красными узорами (петух). -В зайцах вкусных знает толк, злой, голодный, серый...(волк). -Дети находят иллюстрацию с изображением животных сказки «Зимовье». -А для чего себе звери строили «зимовье?» Игра «Кто за кем» -Ребята, разместите героев сказки в определенной последовательности. Назовите, кто за кем пришел строить «зимовье». Игра «Подбери признак к существительному» -Бык какой…? (ответы детей) -Баран какой…? (ответы детей) -Свинья какая…? (ответы детей) -Кот какой…? (ответы детей) -Петух какой…? (ответы детей) -Волк какой…? (ответы детей) Игра «Кто как голос подает» (бык, баран, свинья, кот, петух, волк).
| Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания | Мотивация к самостоятельной деятельности | Фиксирование в речи затруднения и его причины |
Затруднение в ситуации (3-4 мин) | Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; | Игра «Кто что делает». -Ребята, давайте с вами вспомним кто что делал в сказке «Зимовье»? -Бык бревна носил, да столбы тесал. -Баран щепу драл. -Свинья глину месила, кирпичи делала, печку клала. -Кот стены конопатил. -Петух крышу крыл. -А какие для вас сложные слова оказались? (ответы детей). - У вас возникли затруднения в значении этих слов? (ответы детей). -А как вы можете узнать, что обозначают эти трудные слова для вас? (ответы детей). | Анализ детьми возникшей ситуации | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину | Выявление уровня затруднения |
Открытие нового знания (способа действия) (6-8 мин.) | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; | -Ребята, а вам нужна моя помощь, что бы вы узнали, что означают эти слова? -Столбы тесать (выравнивать бревна) -Щепу драть (мелко колоть или стругать дерево на щепки) -Стены конопатить (затыкать щели в стенах). | Формирование опыта успешного преодоления затруднения | Умение определять способы и средства для достижения цели | Теперь вы знаете как? |
Включение нового знания в систему знаний и умений (5-6 мин) | Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами | -Ребята, вспомнили с вами героев сказки «Зимовье», узнали значение новых слов. Наступило время для драматизации сказки. А Раиля Шамилевна снимет нашу сказку на видео, и мы ее покажем малышам. | Практическое выполнение задания | Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Самоконтроль |
Осмысление (3 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь | Дети собираются возле воспитателя. -Ребята, как вы думаете, у нас получилось показать сказку? - Кому мы сегодня помогли? - Почему мы смогли помочь Елене Всеволодовне в просьбе показать сказку малышам? - Какие мы выполняли задания, что бы у нас получилось показать сказку? - А еще мы очень дружные и любим сказки. А Елена Всеволодовна вам передала медали «Знатоку русских народных сказок. | Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для старшей группы
Тема: «Семейный бюджет»
Составитель: воспитатель Астафьева Е.В.
Конспект занятия «Семейный бюджет"
Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.
Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.
Оборудование: Интерактивная доска. карточки с домиками., пазлы
Ход занятия
Введение в ситуацию
Ребята, вы обратили внимание, что каждое утро все люди просыпаются и спешат по делам? Как вы думаете, куда же спешат мамы и папы, дяди и тёти? (На работу.) А зачем нужно работать? (Чтобы зарабатывать деньги, приносить пользу обществу.)
Правильно, за то, что люди трудятся, работают, им платят зарплату. Ведь любой труд необходим и приносит пользу. Давайте скажем, что такое зарплата? (Зарплата — это деньги, получаемые за выполненную работу.) А если сложить зарплату папы и мамы, то получится семейный бюджет. А хотите узнать как распределить семейный бюджет? (Ответы детей.)
Открытие детьми нового знания
– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождения, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок.
Но в каждой семье есть и расходы.
— Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Покупка еды, одежды, оплата детского сада, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».
—Дети, посмотрите на эти тучки.
(Воспитатель показывает детям схему дохода)
- Ребята, представьте, что тучки – это бюджет. На тучку капают капли (присоединяет капли к тучке), эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы. Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.
- Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)
(Воспитатель показывает детям схему расхода)
-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки (убирает капли), эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.
- повторите, что такое расходы (ответы детей)
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?
-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.
Включение нового знания в систему знаний
- А давайте мы с вами проиграем в «Семейный бюджет», предлагаю разделиться на пары.Но разделимся на пары мы необычным способом, у меня есть пазлы, (подает пазлы для мальчиков и для девочек) ваша задача пока играет музыка перемещаться по залу, только музыка замолкает, вы должны соединить пазлы по цвету. Понятно условие игры? Тогда начнем.
- Молодцы справились! Что у вас получилось?
- Дети: Кошелек!
- Предлагаю каждой образовавшейся паре занять любой домик, и прикрепить кошелек в центр.
Дидактическая игра.
Игра – диалог «Доход-расход».
-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите-«расход».
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за газ — Р.
Купили арбуз — Р.
-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.
- Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с семьей Барбоскиных.
Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:
Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»
-маме очень хотелось купить новое платье,
-папа решил стать охотником- нужно ружье,
-бабушка заболела – нужны лекарства,
-у дедушки сломались очки – нужны новые
-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
-сестре - новую куклу.
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
Дети: нет!
Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?
Дети: отвечают
Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?
Ответы детей-
Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.
-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.
- Ну а сейчас дети откройте конверт с семейным бюджетом.
После этого каждой паре нужно получить свой «Семейный бюджет», в котором лежит ваш общий доход. Кто может сказать, сколько рублей он составляет? (ответы детей).
-Правильно, доход каждой семьи составляет десять рублей.
-Но каждая семья кроме дохода имеет еще и расходы. Давайте, вместе обратим внимание, на окна ваших домов. Что относиться к расходам? (ответы детей). Правильно, это питание мы кушаем с вами каждый день, коммунальные услуги - это свет, вода, газ, одежда, развлечение, копилка в которую мы откладываем деньги на свою мечту.
- Давайте попробуем вместе, распределить ваши доходы. На питание ваша семья тратит 3 рубля, и на коммунальные услуги тратит 2 рубля, а вот остальные деньги прошу распределить самостоятельно. (дети выполняют задание).
- Ребята кто хочет рассказать, как вы распределили свой доход (рассказы детей по выбору).
- Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники?
(Дети отвечают: не лить зря воду, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы не покупать их, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки)
Итог занятия
– Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.
- Скажите, что такое семейный бюджет? Из чего он складывается?
- Еще мы с вами узнали, что у каждой семьи есть доходы и расходы.
- кто мне скажет, что такое доходы? А что такое расходы?
- Какие расходы мы называем основными? А неосновными?
- Молодцы, ребята.
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
для средней группы «А»
на тему: «Господин Лук»
Авторы проекта
Воспитатели: Заворина Р.Х.
Сердюк О.В.
Надым 2015 г.
Участники проекта:
Дети, родители, педагог средней группы.
Паспорт проекта
Тип проект: информационный.
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский проект;
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой;
По времени проведения: средней продолжительности (месяц);
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках МДОУ;
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
Состав проектной группы:
Руководитель проекта – воспитатель;
Дети и родители группы;
Цель проекта:
Расширять знания детей о свойствах лука;
Задачи проекта:
- Познакомить детей о свойствах лука.
2. Вызвать желание детей самим посадить лук и отобразить это в календаре наблюдений, с дальнейшим предоставлением результата.
3. Выставка «Чудесный горшочек».
4. Сбор рецептов у родителей для мини –книги «Рецепты луковых блюд».
Актуальность проблемы:
При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявили желание помочь, посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Господин ЛУК», и предложить детям совместно с родителями посадить лук, понаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.
Проект, включает в себя 3 этапа:
Подготовительный этап
Разработка стратегии реализации проекта.
Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».
Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.
Основной этап
1. Совместная деятельность – посадка лука «Ракета».
2. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
3. Совместная деятельность «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый».
4. Консультация для родителей «Полезные свойства лука
5. Выставка «Чудесный горшочек».
6. Организация конкурса :
7. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
Заключительный этап
НОД по теме «Господин лук», отчет о том, что получилось в группе (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо в условиях группы).
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получения новых знаний, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности, привитие любви к чтению произведений с дальнейшим анализом, прочитанного.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (чтение произведений), эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием лука.
Родители: совместно с детьми наблюдают за прорастанием лука. Приносят луковые рецепты.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
Консультации по теме проекта
Предполагаемый результат проекта
Дети совместно с родителями провели наблюдение за прорастанием лука, с предоставлением результата своей деятельности в группе.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Разработка стратегии реализации проекта.
Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».
Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.
Основной этап
Совместная деятельность – посадка лука «Ракета».
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
Совместная деятельность «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства».
Консультация для родителей «Полезные свойства лука.
Выставка «Чудесный горшочек».
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
Заключительный этап
НОД по теме «Господин лук», отчет о том, что получилось дома (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо в домашних условиях).
Составление портфолио проекта.
Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта
Первый этап проектирования – подготовительный, за период данного этапа:
Разработали стратегию реализации проекта.
Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».
Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.
Данный этап реализовывался в течение 1 недели, за истекший срок организовали:
Подбор наглядного и информационного материала по теме проекта.
Проведена беседа с детьми, на определение актуальности данного проекта.
Составлен план основного этапа проектирования.
Промежуточный отчет основного этапа проекта
Данный этап реализовывался 2 недели, за истекший срок организовали:
Для детей: совместную деятельность по темам:
1. Посадка лука «Ракета»
2. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
3. Выставка «Чудесный горшочек».
Для родителей
Консультация для родителей «Полезные свойства лука
Посадка лука в домашних группы.
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях сада.
Промежуточный отчет заключительного этапа проекта
На заключительном этапе проектирования, который длился, 1 неделю организовали:
НОД по теме «Господин лук», отчет о том, что получилось дома (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо в условиях группы).
Составление портфолио проекта.
Приложение № 1 (Условия проекта)
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам принять участие с Вашими детьми в реализации проекта «Господин ЛУК»
Для этого Вам нужно посадить с детьми лук, самым различными способами (в виде ракеты, ежика и т.д.), принести в группу, затем дети будут заполнить календарь наблюдений за прорастанием лука.
Приложение № 2
Фиксация результатов.
Календарь наблюдений за прорастанием лука.
Приложение № 3
Консультации по теме проекта.
Результат проекта
Рассматривая, выполненные работы с детьми, сделали вывод, лук прорастает у каждого по своему, все зависит от того как за ним ухаживать, поливать, он может расти в воде, может расти в «аквариуме», может расти один и целой семейкой, а также в виде ракеты (но многое зависит и от качества земли в которую сажают лук).
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации в средней группе
по ФЭМП «Счет до восьми. Число и цифра 8.
Путешествие в Числовую страну
Подготовила воспитатель: Астафьева Е.В
Надым 2021
Тема: Счет до восьми. Число и цифра 8
Возрастная группа: средняя группа.
Цель:
1.Формировать представление о числе и цифре 8; умение считать до восьми, соотносить цифру 8 с количеством;
2. Формировать опыт целеполагания и закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3. Закреплять представление о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность.
Задачи:
1. Актуализировать представление о пространственных геометрических фигурах, о числе 7, умение считать в пределах 7 и обратный счет.
2. Создать мотивационную ситуацию для введения числа 8, уточнить способ образования последующего числа из предыдущего (на примере образования числа 8 из числа 7);
3. Закреплять умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.
4. Формировать умение различать цифру 8, считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством, умение видеть и продолжать закономерность.
Материалы к занятию.
Демонстрационный:
1. Куб
2. Пирамида
3. Домик(замок)
4. Карта мира
Раздаточный:
1. 8 квадратов
2. 8 треугольников
3. пазлы
4. карточки с точками
5. карточки с числами 6, 7, 8, 9, 10.
6. цветы двух цветов
Этапы мероприятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …..) | Воспитатель собирает детей около себя. -Ребята, а в каком городе мы живем? (в Надыме). Значит, как нас всех можно назвать? (Надымчане). А в какой стране мы живем? (в России). Кроме нашей большой и красивой страны, есть еще много замечательных стран и больших, и маленьких (рассматривание карты мира). И сегодня нас приглашают в гости на бал, в страну, которой нет на карте. Это страна волшебная, и называется она Числовая страна. Приглашают нас, чтобы мы с вами там не только повеселились, а и для того, чтобы смогли помочь подготовиться к этому балу. -хотите помочь в подготовке бала? -сможете подготовить бал? | постановка детской цели: Зачем? | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Вопросы: Хотите? Сможете? |
Актуализация знаний | Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; | А на каком виде транспорта мы с вами сможем добраться до этой страны? (варианты ответов детей). Полетим на Ковре самолете. (большие пазлы) Но прежде, чем нам полететь на Ковре самолете, мы с вами должны приобрести на него билеты. Пригласительным билетом будет служить карточка, на которой 7 точек. (карточки по количеству детей) -Сколько точек должно быть на карточке? (семь). Карточки крепятся к пазлам. Кроме этого имеются карточки, на которых 5, 6, 8 точек, которые тоже крепятся к пазлам. В поиске карточки детям предоставляется самостоятельность. (выбрали, у каждого ребенка свой ковер самолет) К полету готовы, обратный отсчет 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1-пуск. Ребята, вот мы с вами и прилетели в эту волшебную страну. Посмотрите какой красивый замок, а живет в этом замке король с королевой. Воспитатель показывает детям небольшой куб и предлагает с ним вежливо поздороваться, называя короля по имени Здравствуйте, Куб! Показать детям небольшую пирамиду, это королева. Зовут ее Пирамида. Дети здороваются с королевой: -Здравствуйте, Пирамида. Король приглашает детей на бал. Проходите пожалуйста. Гости уже собрались (показ геометрических фигур) -чем отличаются гости? (цветом, формой, размером) -как вы думаете, какие фигуры- девочки, а какие –мальчики? Девочки собрались вместе и стали обсуждать свои наряды, а мальчики, наблюдая со стороны рассуждали, какие у них прекрасные девочки. Король с королевой интересуются, сколько мальчиков и сколько девочек пришло на бал? Но девочки, живущие в Числовой стране, не умеют считать и волнуются, хватит ли им мальчиков для танцев. Как показать девочкам, что каждой из них достанется партнер? (надо поставить в пару мальчика и девочку). -ребята к замку подъехала на карете еще одна девочка. Как можно изобразить стук копыт? Добавляется еще фигура девочки (треугольник) Сколько же теперь на балу девочек? Как так получилось, что девочек стало восемь? Поровну теперь мальчиков и девочек? Кого больше? Что нужно сделать, чтобы было поровну? Добавляется фигура мальчика. Сколько стало мальчиков? Интересуется королева. Как получается число восемь? Для того, чтобы получилось число 8, надо к 7 добавить 1. | Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания | Мотивация к самостоятельной деятельности | Фиксирование в речи затруднения и его причины |
Затруднение в ситуации | Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; | Ребята, приближается время торжественного обеда. Для того чтобы повара знали, сколько порций нужно приготовить, на кухню надо подать записки, в которых будет указано отдельно число мальчиков и число девочек. На столе лежат карточки 6, 7, 8, 9, 10. Карточек с числом 8 столько же, сколько детей. Мальчики выбирают карточки, на которых записано число присутствующих мальчиков на балу, а девочки- сколько девочек на балу. Смогли вы объяснить поварам, сколько гостей надо накормить? Почему вы не смогли это сделать? (Потому что не знаем, как записывается число восемь). | Анализ детьми возникшей ситуации | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину | Выявление уровня затруднения |
Открытие нового знания (способа действия) | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; | - ребята, а что можно сделать для того, чтобы это узнать? (Можно у кого–нибудь спросить). - посмотрите, карточка с числом 8, число 8 записывается с помощью цифры восемь. -выберите нужную карточку и обведите цифру по точкам. Отнесите на стол, на «кухню». | Формирование опыта успешного преодоления затруднения | Умение определять способы и средства для достижения цели | Теперь вы знаете как? |
Включение нового знания в систему знаний и умений | Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами | - королева объявляет, что начинаются танцы и предлагает вам немного потанцевать. - ребята, а вы не забыли где мы с вами сейчас находимся? - в Числовой стране. - а кто же вас сейчас ждет дома? -мамы. -существует такое правило- привозить из поездок что то красивое, для тех кто тебя ждал дома. - что красивое из поездки можно привезти маме? - давайте привезем маме цветы. - королева приглашает нас в свою оранжерею для того, чтобы вы срезали для мамы цветы. Садитесь по два человека за столы, посмотрите, на середине стола находятся 16 красных и 16 желтых цветков (вперемешку). - королева Пирамида разрешила срезать вот столько (показ карточки с числом 8) не красных цветов. Королева разрешила срезать еще столько же красных цветов. Королева предложила отвезти маме не букет цветов, а сплести из них венок, чередуя цвета. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Занимаем свои места на Ковре самолете и начинаем отсчет 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 –пуск. | Практическое выполнение задания | Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Самоконтроль |
Осмысление | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь | - Ребята, где мы сегодня с вами побывали? - что вам больше понравилось на балу? - кому мы сегодня смогли помочь и чем? Молодцы! Если вы бы не умели считать до 8 и не знали, как записывается число 8, то девочки на балу не смогли бы потанцевать, гости остались бы без угощения, а мама без цветов. | Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П. Распространение педопыта воспитателя...
Наличие публикаций, включая интернет публикации.
Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...
Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации
Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...
X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...
X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»
Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...