КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО СЕМЕЙНОМУ ЧТЕНИЮ"
консультация (средняя группа)
- В семье следует определить комфортное во всех отношениях место для детской библиотеки, откуда будет извлекаться и наша книга для развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam_po_organizatsii_chteniya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации родителям по организации душеполезного семейного чтения
Организация процесса душеполезного семейного чтения должна быть хорошо продумана.
- В семье следует определить комфортное во всех отношениях место для детской библиотеки, откуда будет извлекаться и наша книга для развития детей.
- В режиме жизни семьи необходимо выделить время для ежедневного общения с книгой. (Специалисты рекомендуют не менее 20 - 30 минут в день ребенку дошкольного возраста читать вслух).
- Общаясь с книгой, следует относиться к ней как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать страницы, знать авторов, создававших литературно-художественное произведения, помещеные в книге, определить и знать ее место в домашней библиотеке. Любовное, бережное отношение к книге – одно из важных качеств общей культуры человека, а закладывается оно в «золотую пору детства».
- Взрослому читателю следует сначала самому ознакомиться с содержанием литературных произведений, условно разделить их на законченные смысловые части, если того не сделано в авторских текстах, определиться с примерным объемом содержания для одного чтения.
- Читать литературные тексты следует неспешно, выразительно, эмоционально. Произведения, требующие глубокого осмысления, не следует читать ребенку непосредственно перед сном. Осмысленное чтение становится источником духовного обогащения человека, поэтому в семье следует определить время не только для чтения, но и для совместных размышлений.
- Поскольку помещенные в книгах для развития сказочные и другие тексты довольно большие по объему, рекомендуется читать их «с продолжением». Чтение «с продолжением» развивает у ребенка привычку слушать книгу вместо бездумного сидения перед телевизором, формирует устойчивый интерес к детской художественной литературе.
- Перед тем, как продолжать чтение, взрослому целесообразно попросить детей вспомнить, где остановились в прошлый раз, предложить пересказать какой-нибудь эпизод. При этом очень важно, чтобы у детей сложилось целостное восприятие читаемой сказки или другого литературного произведения.
- После чтения литературных текстов взрослому рекомендуется поразмышлять вместе с ребенком, выбрать и определить те жизненные уроки, которые они получили после прочтения (уроки послушания, любви, терпения, верности, трудолюбия, веры, смелости и т.д.)
- Считаем, что совместные размышления по прочитанному - один из сильных моментов книг нашей серии. Родители и дети, осмысливая традиции своего народа, его моральные убеждения, культуру, вместе выходят на духовно-нравственные ценности. Жизненный опыт народа соединяется с опытом родителей, бабушек и дедушек, присоединяет пусть небольшой опыт жизни дошкольников, образуя новый социокультурный опыт. Таким образом, капля за каплей, формируется духовно-нравственный стержень маленького ребенка.
- Взрослому нужно внимательно следить за реакцией детей при чтении и анализе произведения, обращая внимание на их эмоциональные изменения. В условленный отрезок времени следует читать ребенку по одной – две части. Далее рекомендуется передать книгу в руки ребенка. Теперь пусть он самостоятельно ее листает, пусть рассматривает, изучает рисунки. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается и к изобразительному искусству, учится видеть и понимать и графические способы передачи литературного содержания. Всмотритесь внимательно в графические рисунки книг нашей серии! Они не только высоко художественны, но и высоко духовны.
- Рассматривание иллюстраций в конце чтения совпадает с желанием детей, углубляет понимание услышанного, уточняются отдельные, может быть не ясные места, полнее раскрывает художественные образы.
- Уважаемые родители! Помните, что у детей дошкольного возраста есть важная особенность – постоянная потребность восприятия одних и тех же стихов, рассказов, сказок. Об этой потребности прекрасно сказал великий знаток детства Я.Корчак: «Одна и та же, без конца повторяемая сказка – словно соната, словно любимый сонет, словно скульптура, без которой и день не в день, сер и бесцветен».
- Возвращение к прочитанному помогает ребенку лучше осмыслить содержание литературного текста, сформировать представление о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности, честности, учит жизни, вселяет веру в то, что правда восторжествует над ложью, справедливость над произволом, добро над злом.
- В книгах для развития детей помещен дидактический материал для проведения активных занятий. Наилучший вариант проведения активного занятия - вначале в кругу семьи, а затем - в детском саду. данная рекомендация связана с тем, что родители, как самые близкие люди, могут помочь ребенку и в прочтении опорных слов – понятий, обозначающих нравственные уроки, и найти совместное решение в понимании нравственных аспектов социокультурных категорий.
- В ходе выполнения этапов работы активного занятия следует обязательно соблюдать их очередность – вначале ребенок выполняет задание самостоятельно, затем – в паре (со взрослым или сверстником).
- Замечательно, что в процессе активного занятия дети смогут подойти к нравственным выводам вначале в кругу семьи со своими родными и близкими, а затем, со сверстниками в детском саду.
Таким образом, у ребенка еще раз появляется возможность сравнить нравственный опыт родителей с нравственным опытом сверстников. Очень важно, что при этом снова происходит приращение социокультурного опыта, на который в будущем ребенок и будет опираться.
- На странице отмеченной в правом верхнем углу логотипом колокольчика, заключенного в сердечко, ребенку предлагается самому стать художником – оформителем одной из страниц книги.
- Выполнение творческого задания – создание совместного рисунка, следует максимально приблизить к окончанию чтения крупного литературного произведения и совместных размышлений. Очень важно, чтобы пережитые детьми чувства и эмоции были яркими, не угасшими.
- К созданию рисунка желательно подойти сразу или в тот же день после окончания активного занятия.
- В книги для развития детей младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет) включены русские народные и авторские песни и игры. Отнеситесь внимательно к этому наследию нашего народа. Разучите их с детьми, чаще обыгрывайте предложенный фольклорный материал, ведь именно там сохраняется и до сей поры живет русская душа.
Уважаемые Родители! Помните, что нравственные черты русского народа складывались столетиями, через сказки, сказы, былины, житийные рассказы, предания они передавались из поколения в поколения как моральный кодекс, как закон жизни. Изначально наш народ отличался высокой нравственностью, благородством, гостеприимством, хлебосольством, любовью к Родине, к своему народу, почтительному, любовному отношению к родителям, людям старшего поколения. Обратите внимание на тот факт, что в наших книгах предлагаются лучшие образцы литературного наследия нашего народа.
Отечественный писатель А.Н.Толстой высоко оценивал творчество народа и оставил нам важное напоминание: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, — говорившиеся нараспев, под звон струны, — о славных подвигах богатырей, защитников земли, народа, героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и традициям, связанную с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
Дорогие наши читатели! Надеемся, что книги для развития детей 3 – 7 лет не только положат начало формирования домашней библиотеки, но и станут вашей своеобразной семейной реликвией. Грамотно организованное семейное чтение будет одинаково полезно как детям, так и вам, уважаемые взрослые!
Подготовила воспитатель Гордиевская Елена Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семейного чтения в формировании интереса у ребёнка к книге"
Становление ребёнка как читателя происходит при помощи активного участия родителей. Семейные чтения - это разговор родителей с детьми, стимулом которого является совместное прочтение произведения лите...
Консультации для родителей "О семейном чтении и его роли в воспитании ребенка"
Роль общения в жизни человека велика. Общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? Чуткость ребёнка к художеств...
Консультация для родителей «Польза семейного чтения».
Консультация для родителей «Польза семейного чтения»....
Консультация для родителей по семейному чтению
Консультация для родителей по семейному чтению (старший дошкольный возраст)...
Консультация для родителей "Польза семейного чтения"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Роль семейного чтения в формировании интереса ребёнка к книге».
Консультация для родителей, целью которой является донести до родителей то, как важно приобщать у ребёнка интерес к книгам и их чтению в семье....
Консультация для родителей "Польза семейного чтения"
В данной консультации представленн материал о пользе семейного чтения...