Консультации для родителей на октябрь
консультация

Дьяконова Екатерина Анатольевна

В данном файле собраны консультации по темакм недели: «Животный мир», «Я – человек», «Народная культура и традиции», «Наш быт».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabr.docx86.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Животный мир»

Консультация для родителей

«Домашние животные в жизни ребенка»

В жизни каждого родителя наступает момент когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или собаки..конечно у взрослых найдется куча отговорок чтоб не заводить питомца: необходимо делать прививки, много шерсти, микробы, выгуливать питомца, родителей понять можно а ребенка – необходимо, но стоит задуматься так ли это плохо если малыш уже готов заботиться о ком то еще, и потом, не забывайте сколько плюсов в этом если у вас появиться домашние животное, ребенок взрослеет, хочет чтоб его жизнь была наполнена чем то важным, стремиться помогать, приносить пользу, в характере формируются положительные стороны, например такие качества как сочувствие сострадания и любовь, преданность, забота, также формирование активности в принятии решений став чуточку взрослее, шаг - который предполагает ответственность, общение с животным также повлияет на качества характера - он может стать более открытым, внимательным и дружелюбным почувствовав себя более значимым в жизни питомца проявляя заботу.

В настоящее время много различных увлечений, но также можно отметить, что дети мало находятся на свежем воздухе, большую часть времени в основном проводят за компьютерными играми, но если, взвесив за и против - домашний питомец тоже могут стать хорошим другом.

Нужно выяснить у ребенка насколько сильное его желания, рассказать об ответственности, которая предстоит, разъяснить минусы.   И попытаться понять мотивы, то есть насколько велико желание вашего малыша, поговорите с ребенком честно объясните ваши сомнения ваши желания и нежелания, и пусть он примет решения сам, обсудив, сможете придти к какому либо совместному решению тем самым вы уйдете от его капризов потому что если скажите однозначное - «нет!» ребенок вас не поймет, последуют упрямство и капризы,   конфликта всегда можно избежать, если найти правильный выход, тем самым сохраните доверительное отношения между вами, учитесь правильно объяснять, больше разговаривать с ребенком тем самым научите его рассуждать ведь в жизни много разных ситуаций.

Как подметили ученые - выбор животного зависит от типа темперамента человека от его особенностей потребностей, например кошки помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии и независимости, собаки – это воплощение живого эмоционального контакта, коммуникабельности, замечательный пример самоконтроля. Поэтому стоит задуматься так ли плохо, если у вас дома появиться любимец, который принесет в ваш дом радость, и добавит свежее направление в воспитании ребенка, например, сблизит вас с малышом, он больше будет доверять вам.

Животное в доме не просто игрушка, но и воспитатель, так что если ребенок растет вместе с животным, он получает бесценный опыт общения и с ними, и с окружающими.

Дети искренне и непосредственно тянутся к животным, и если Вы замечали – это взаимно: кошки и собаки намного терпимее к детям, чем к взрослым. Заводить ли домашних животных или не заводить – решают, к сожалению, не дети, поэтому не у каждого мальчика и не у каждой девочки есть свой домашний питомец.

Консультация для родителей

«Воспитываем интерес к окружающему миру с детства.

Посещение зоопарка»

    Трудно найти человека, не побывавшего в зоопарке хотя бы один раз в своей жизни. Первое знакомство с зоопарком как правило происходит в детстве, первыми экскурсоводами являются родители. Как же нужно справляться с этой не совсем обычной ролью?

Накануне родители должны сообщить ребенку о предстоящем посещении зоопарка, рассказать, что там он увидит много различных животных.

Обычно родители подводят ребенка ко всем клеткам и вольерам и рассказывают о животных все , что знают сами. Перед глазами ребенка мелькает множество животных. Вначале он наблюдает с интересом, однако постепенно его интерес угасает, появляется усталость. К концу посещения все его впечатления перемешиваются, и в итоге ребенок запоминает лишь некоторых животных, увиденных им, имеющих наиболее выразительное поведение (чаще всего это обезьяны). Повторное посещение зоопарка мало чем отличается от предыдущего. В результате таких посещений круг знаний ребенка о животных расширяется незначительно. В памяти ребенка остаются лишь яркие образы отдельных животных и мелькающие как в калейдоскопе клетки и вольеры.

Что же должны знать о зоопарке взрослые, прежде чем знакомить с ним своих детей?

Первая цель существования зоопарка – образовательная. Только здесь можно увидеть многообразие живого мира Земли. Если бы не было зоопарков, многих редких зверей, птиц, рыб мы бы вряд ли когда-нибудь увидели. В зоопарке ученым легче изучать некоторых животных, обитающих в труднодоступных уголках дикой природы.

Второе, чрезвычайно актуальное назначение зоопарка – пропаганда идей охраны природы. Даже поверхностное знакомство с многочисленными представителями животного мира помогает человеку осознать, как интересен и

разнообразен мир природы, как удивительны и неповторимы его формы, краски, звуки, и понять, что каждое живое существо имеет право на жизнь.

Третье, очень важное назначение зоопарка – сохранить исчезающие виды животных. Так, в Московском зоопарке спасли соболей, которых в России к началу XX века оставалось совсем немного. Зубры, самые крупные животные на Земле, современники мамонтов, сохранились сегодня только благодаря зоопаркам. Такова же судьба красного волка, лошади Пржевальского. В дикой природе этих и многих других животных почти полностью истребили. Ученые ведут работу по спасению различных животных, их размножению, увеличивают популяции, а затем переселяют животных в места их естественного обитания.

И, наконец, еще одно назначение зоопарка – это великолепное зрелище, прекрасное место отдыха, снимает психическую усталость человека.

Итак, родители ведут ребенка в зоопарк. Сначала следует решить, с какими животными следует познакомить ребенка. Некоторых диких животных он знает по сказкам. Это – заяц, лиса, медведь, волк, еж. Для первого ознакомления количество животных не должно превышать 8-10. Накануне посещения зоопарка следует просмотреть вместе с ребенком иллюстрации к знакомым сказкам; наиболее интересные – рассказать или прочитать еще раз, чтобы оживить в памяти ребенка образы животных.

- Сегодня мы с тобой рассмотрим картинки в твоих книжках, - говорит взрослый ребенку. – Ты знаешь, кто это? (Показывает на изображение лисички). Вот какой у нее длинный хвост, маленькие хитрые глаза, рыжая шубка. Скоро ты ее увидишь и узнаешь, такой ли у нее красивый хвост на самом деле. А это кто? (Показывает на медведя). Ты помнишь сказку о трех медведях? Как их звали? Какие бывают медведи? А у медведя есть хвост? В зоопарке ты об этом узнаешь, увидишь его совсем близко.

Спросите, кого ребенок хочет увидеть в зоопарке. Такая подготовка способствует возникновению желания встретиться с животными. У ребенка появляется целенаправленный интерес к конкретным животным.

Перед посещением зоопарка сообщите ребенку правила поведения:

  • возле животного следует стоять спокойно и внимательно рассматривать его;
  • клетку и животных нельзя трогать руками или какими-либо предметами – животные могут испугаться и поранить тебя;
  • нельзя бросать животным еду – они могут заболеть;
  • разговаривать возле клеток следует тихо, чтобы не пугать животных и не мешать другим людям наблюдать за ними.

Подготовив ребенка, можно отправляться в зоопарк. С ребенком 4-5 лет можно детально рассмотреть 5-6 животных, задерживаясь у каждой клетки до 3-5 минут.

Вначале взрослый помогает ребенку воспринять образ животного, а затем направляет его внимание на отдельные особенности: «Это волк. Он похож на большую собаку. Волк меньше медведя, но больше лисички. Это – сильный, смелый, красивый зверь. Посмотри на его уши: они небольшие, глаза – маленькие, а пасть – огромная. Хвост намного меньше, чем у лисы, но зато ноги большие и сильные, поэтому волк бегает очень быстро. Давай вместе посмотрим, как он ходит, ест».

Встреча с животным сопровождается эмоциональной реакцией. В этот момент взрослый предоставляет ребенку возможность самостоятельно понаблюдать за животным. Затем можно сообщить некоторые сведения о животном которое находится перед ним. Эмоциональный эффект от встречи с животным утрачивается, если в процессе наблюдения сообщается слишком много подробных сведений о нем. В данном случае, в соотношении рационального и эмоционального, перевес должен быть на стороне последнего. Такое соотношение объясняется особенностями психических процессов у детей дошкольного возраста: процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Ввиду этих особенностей детям трудно переключить свое внимание от  более сильного раздражителя, которым являются животные, на сообщаемые взрослым сведения о них, поэтому большую часть таких сведений дети не запоминают.

У следующих 4-5 клеток следует задерживаться не более минуты. За это время вы лишь называете животное и обращаете внимание ребенка на его наиболее ярко выраженную особенность, например: «Это обезьянки. Они умеют прыгать по деревьям, за ними интересно наблюдать. Давай посмотрим, что делает эта маленькая обезьянка».

Через 15-20 минут после начала осмотра ребенок должен отдохнуть. Остановить его трудно, он хочет он непременно узнать, какие звери живут в других клетках, словно и не ощущает физической усталости. Однако взрослый должен знать, что длительное пребывание в движении (дорога к зоопарку и пребывание в нем) утомили ребенка. К этому добавилась интенсивная эмоциональная нагрузка, которая привела к перевозбуждению нервной системы, поэтому, не отдохнув, он не сможет продолжать знакомство с зоопарком. Отдых необходим для восстановления его физических сил и уравновешивания процессов возбуждения и торможения. Взрослый должен найти в парке относительно спокойный уголок, где можно посидеть, переключить внимание ребенка на малоподвижные объекты (деревья, трава, цветы, небо), побеседовать с ним, предложить съесть бутерброд или яблоко.

После 10-15 минутного отдыха осмотр зоопарка можно продолжить. Затем, после небольшого отдыха, следует вернуться домой. Детям постарше можно организовать три наблюдения, каждое продолжительностью около 20 минут с отдыхом между ними по 10-15 минут. Такое чередование даст возможность провести полноценное наблюдение за животными, а посещение зоопарка оставит в памяти ребенка приятные воспоминания.


Тема: «Я- человек»

Консультация для родителей

КАК ВОСПИТАТЬ УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ?

 

«Что ты сам сделаешь для родителей своих,

 того же ожидай  и себе от детей».

Питтак.

 

Нередко пожилые люди, сталкиваются с ситуацией, когда взрослый  сын или дочь, которых они вырастили, не проявляют  к ним должного уважения и благодарности. Каковы причины этого? Об этом, уважаемый читатель, мы сегодня с вами и поговорим.

В консультациях я довольно часто встречаюсь с обидами родителей на детей, при этом

 не важно в каком возрасте находятся сам родитель и их ребенок. И порой мне кажется, вопрос об уважении возникает задолго до того, когда мы  с вами, уважаемы родители, достигаем пожилого возраста. «Мой ребенок меня не уважает», «Мой ребенок со мной не считается», «Мой ребенок не слышит меня и не понимает» - все это жалобы родителей на своих детей. И если мы проведем параллель с возрастом, то с такими же жалобами обращаются ко мне родители, уже взрослых детей. Порой в беседе я слышу: «Мой ребенок меня должен уважать только потому что я –родитель». По моральным принципам и по иерархическим – да, а по справедливости? Читаем: «УВАЖЕНИЕ» -  позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением. По Канту, такое уважение, даже скорее, чем симпатия, составляет норму межчеловеческих отношений; только на его основе может возникнуть установка объективной «благожелательности», позволяющая нам не судить, а понимать другого» (В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь).

А если ребенок чувствует к себе несправедливое отношение, порой физическое насилие, или моральное – осуждение, оценка, порицание, непонимание, то в этом случае, мы родители, тоже будем требовать к себе уважение, крича при этом «Это я тебе во благо!  Я же тебе –родитель! Я лучше знаю, как тебе БЫТЬ»? Проявляя неуважение к ребенку, мы требуем уважение к себе. И ждем уважения к себе в пожилом возрасте.  Справедливо ли это?

Беда одиноких стариков, которых покинули  их дети, заключается не в их сварливом характере старших, а в их ошибках, допущенных при воспитании своих детей в раннем детстве. Они не смогли привить своим детям уважение к старшим по причине отсутствия у самих уважительного отношения к  своим детям.

Теперь давайте, уважаемый читатель, посмотрим еще на один аспект данного вопроса. Какими бы не были ваши родители, существует  "золотое правило": лучшее воспитание - это личный пример. Если родители при ребенке ругаются со своими родителями, обижаются на них и кричат, проявляя неуважение к старикам, невнимание,  непонимание,  нетерпение, то вправе ли они ждать к себе иного отношения в старости?   

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка интенсивно начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям, любовь к матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: честности, справедливости, чувства долга, интернационализма, любви и уважения . И чем старше ребенок становится, тем труднее воспитать в нем эти важные качества.

До 5-летнего возраста для ребенка не имеет значения возраст человека при общении, он может играть и общаться со всеми на равных. Но дети старше этого возраста уже понимают, что люди могут быть молодыми, старшими и пожилыми. А вот как строить с ними отношения они еще не знают, этому их должны научить родители. Вот некоторые рекомендации:

 

1.       На своем примере покажите детям, как вы уважительно относитесь к своим,бабаушкам и дедушкам. Открыто говорите о  чувствах к  родителям, подчеркивая, как они вам дороги.  Чему они вас научили, за что  вы им благодарны.

2.      Совместные времяпровождения с родителями, с дедушками и бабушками должны отложиться в памяти ребенка приятными воспоминаниями, а значит и уважением к старшим.

3.      Научите детей с маленького возраста сопереживать и проявлять доброту к старшим. Кроме личного примера, очень большое значение в воспитание этих качеств у ребенка имеет поощрение. Любые проявления вежливости и доброты ребенком не должны оставаться незамеченными родителями. Если ребенок уступил место в автобусе бабушке или вам, то скажите ему: "Твой поступок меня очень порадовал, спасибо тебе за заботу»

4.       Не пересекайте желание школьника помочь вам словами: "Тебе нельзя носить тяжести, я сама донесу". Лучше в этом случае сказать: " Мне нравится твое желание помочь мне, но поднимать тебе одному будет тяжело, давай, мы разделим продукты на две части, и понесем вместе".

5.      Не старайтесь переделать все домашние дела сами, считая, что ребенок еще маленький. Только помогая родителям, бабушкам и дедушке дети учатся проявлять заботу о старших и уважать их. Если же родители целыми днями трудятся, а ребенок ничего не делает, кроме посещения школы и приготовления уроков, то он такого же отношения к себе будет ждать и будучи взрослым.

6.      Отличным помощником в воспитании уважения к старшим и доброты у детей с давних пор считались сказки. "Красная шапочка", "Золушка", "Колобок", "Три дочери" и другие сказки учат малышей добру и к уважению старшим. При просмотре телевизора или фильмов в кинотеатрах также необходимо стараться уделить больше внимания фильмам и мультфильмам, которые способствуют развитию этих качеств у ребенка.

7.       Часто дети бывают свидетелями враждебных отношений со свекровью. В этом случае ребенок хоть и любит свою бабушку, проявить свои чувства к ней он боится, так как мама относится к ней совсем по-другому. В такой атмосфере невозможно воспитать у ребенка уважение к старшим, бабушка может и не обращать внимания на то, что внук относиться к ней пренебрежительно, но такое же отношение к себе не порадует родителей в дальнейшем.

8.      Не забывайте звонить родителям, если они находятся далеко от вас и интересоваться их здоровьем, ведь ни что так не радует стариков, как внимание их детей.

 И тогда, уважаемый читатель, через много лет вы  с вами  будем радоваться тому, что наши дети, будут помнить о нас, уважать и любить. И их дети, наши внуки, научат своих детей уважать и почитать старших.

 

                                                                       Психолог Богуцкая Наталья

Консультация для родителей

«Как сформировать уверенность ребенка в себе и развить положительную самооценку?»


http://www.centrsemia.ru/wp-content/uploads/2012/10/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-300x225.jpg

Самооценка - это оценивание человека самого себя и она начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!» Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

      Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

      При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

       Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками.

Вербально и невербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы  и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо. Поддержка основана на вере в способности ребенка преодолевать жизненные трудности при помощи значимых взрослых.

Случается, что поведение ребенка не устраивает взрослого. Именно в такие моменты родители  и педагоги должны предельно четко показать ребенку,  что — «Хотя я не одобряю твоего поведения, я по – прежнему уважаю тебя как личность». Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной оценки и формирования его уверенности в себе.

 Советы родителям по формированию адекватной самооценки ребенка:

- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу.

-Поощряйте в ребенке инициативу.

Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.

-Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

-Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Слова и фразы, поддерживающие ребенка:

  • Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо.
  • У тебя все получится!
  • Что ты думаешь по этому поводу?
  • Это серьезное дело, и я уверена, что ты с ним справишься.
  • Я горжусь тобой!
  • Я рад твоей помощи.
  • Спасибо тебе.
  • Хорошо, благодарю тебя.
  • Я рад, что ты в этом участвовал.
  • Все идет прекрасно!
  • Здорово, замечательно.
  • Я верю в тебя.
  • Даже если что – то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.
  • Все мы люди и все мы совершаем ошибки. В конце концов исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

 Поведение и действия, поддерживающие ребенка:

  • Обнять его, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу.
  • Посидеть, постоять, поиграть с ребенком, беседовать с ним и слушать его.
  • Выражение лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех.

Слова и фразы, разрушающие веру ребенка в себя:

  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать гораздо лучше.
  • Ты мог бы постараться сделать лучше.
  • Ты с этим не справишься.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сама это сделаю.
  • Ты бессовестный!
  • Ты плохой ребенок!
  • Ты ничего не понимаешь.
  • Я тебя больше не люблю.

Поддерживать ребенка -  значит верить в него!


Тема: «Народная культура и традиции»

Консультация для родителей

«Роль народных традиций в семейном воспитании».

Необходимость семейного воспитания будущего семьянина через народные традиции не нуждается в доказательствах.

Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему обществу особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие рационально и трезво мыслить.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

За многовековую историю человечества сложился идеал воспитания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характеристик, одна из

важнейших, причем вневременная, - быть "добропорядочным отцом или матерью семейства". "Качество" родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность этого удивительно своеобразного и пластичного организма, является необходимым условием выживания государств, народов и человечества в целом.

В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась "домашняя школа", где на протяжении многих веков традиционно начиналось воспитание будущих родителей.

Особенность домашнего воспитания состоит в том, что оно осуществляется в ходе повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов семьи, без специальных "уроков" для последних. В семье ребенок включен в поток деятельности и в процессе ее получает многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах и т. д. Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости и соогорчения, что представляется важным для становления положительного, "теплого" образа семьи.

Современные научные данные доказывают, что образ семьи формируется у ребёнка в первые годы его жизни.

Между тем обследование дошкольников свидетельствует о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов своей семьи.

Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких.

При изучении истории общества проблемы семьи всегда обращали на себя внимание. Рассматривая воззрения народа на воспитание и формирование личности человека, очень важно проследить отношение народа к семье. Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции и поддерживались коллективным, общественным мнением.

Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. Вся народная этика сводится, главным образом, к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности связи поколений, сохранения фамильной чести, уважения к предкам.

Одной из характерных черт народной педагогики, является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает», - говорится в русской пословице. "Хоть шесть дней голодай, но отца - мать почитай", - добавляют татары. "Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют", - подмечают казахи.

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Мать - единственный человек, чья любовь к детям благодарна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности. Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью. Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок.

Во все времена велико и ничем незаменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливался к тому, чтобы стать мужем, отцом, как и каждая женщина – матерью и женой. Отцовство – это экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т. д. – вот первостепенная задача отца.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Отсутствие отца как члена семьи и воспитателя отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, он должен быть другом своему ребенку. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. О роли отца в семье в народе говорится: "Отец жив - смотри на его поступки, отец умер - помни о его воле".

Дедушки и бабушки считались в народе лучшими педагогами, хранителями многовековых педагогических традиций. Воспоминания стариков представляли собой ознакомление детей с историей родной страны, и одновременно словесное воздействие на их сознание с целью формирования нравственных взглядов. У почитавшего стариков эти рассказы вызывали патриотические, национальные чувства, воспитывали миролюбивые черты.

Народной педагогикой было установлено, что дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Народ пришел к верному выводу: достоинство человека не передается по наследству, все зависит от воспитания. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: "У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая". Наблюдая за поведением родителей и старших в домашней обстановке, он запоминал неписаные правила взаимоотношений между членами семьи, семейно-родственных отношений, обхождения с гостями и посторонними, учился семейно-обрядовой культуре, культуре межличностных отношений, искусству народного воспитания.

Какие требования предъявляет народная педагогика родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером?

Прежде всего - создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, оно отличается обоюдным уважением и дружбой родителей. "В дружной семье благодать, где раздоры - там погибель". Такой воспитательный подход не только создавал атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволял старшим обрести тот авторитет, на основе которого они получали право давать детям советы, наставления, приказания.

Весьма важным качеством у народа является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей - большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь. Гостеприимство у народа означает не просто кормление гостя - главным образом, это признак уважения к человеку.

Самым важным, высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд - главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах русского народа:

-Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

- Землю красит солнце, а человека труд.

- Птицу узнают в полёте, человека в работе.

Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребенку, с учетом его возраста, находится вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности.

Труд составлял основу жизни наших предков. "Труд кормит, а лень портит", - говорили в народе. Мужчины обрабатывали поле, ходили на охоту, женщины хлопотали по дому. В страдную пору выходили помогать мужчинам. Трудовые умения и навыки также передавались из поколения в поколение. В три года, а у некоторых народов в пять лет ребенок получал первое право - право на труд. Девочке дарили пусть маленький, но настоящий ткацкий станок, мальчику - настоящие орудия труда. Мальчик помогал возить сено, девочка плела пояски, небольшие полотенца. Таким образом, происходило естественное соединение трудового и эстетического воспитания.

На праздники или другие важные события в семье принято было дарить подарки, изготовленные своими руками. Праздники интегрировали нравственные и эстетические представления, формировали у подрастающего поколения знания об окружающей действительности, помогали включиться в реальную социальную жизнь.

В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. Люди вновь стали отмечать народные праздники. В чем же их привлекательность? Во-первых, в эмоциональной насыщенности. Во-вторых, в комплексности, так как каждый праздник обязательно предполагал словесные, музыкальные, песенно-танцевальные и игровые формы. В-третьих, в огромном нравственном потенциале. В-четвертых, в их познавательной ценности.

Трудное дело - воспитать человека, оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним выводом : "Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка".

Воспитание - вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная.

Народное воспитание имеет одно неоценимое преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво формирует у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.


Тема: «Наш быт»

О развитии навыков безопасного поведения дошкольников

ВОСПЫТЫВАЕМ ДЕТЕЙ ВМЕСТЕ!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. У детской любознательности нет границ.

Дети травмируются не только во время стихийных бедствий, в каких-то экстремальных ситуациях, но и в быту, в детском саду, в школе, при транспортных катастрофах.

Организм ребенка значительно тяжелее реагирует на повреждения, что связано с недостаточным развитием жизненно важных систем, несовершенством компенсаторных возможностей.

Поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности за своё собственное поведение.

Всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Практическое применение навыков безопасного поведения детьми дошкольного возраста является базой для развития навыков самоконтроля, что столь важно для детей дошкольного возраста.

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Нам с вами НЕОБХОДИМО сформировать у детей навыки безопасного поведения.

Содержание деятельности по развитию навыков безопасного поведения включает реализацию следующих направлений: - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; - противопожарная безопасность; - безопасность ребенка в быту; - безопасность ребенка в природе; - безопасность ребенка в общении с людьми и т. д.

Надо научить детей правильно вести себя на дорогах, на природе, в помещении, с электрическими приборами, незнакомыми предметами, как действовать при пожаре. Научить различать, что опасно, а что безопасно и развивать у детей умение правильно применять полученные знания на практике.

Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Проверьте себя:

1) В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?

2) Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?

3) Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?

4) Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т. п.?

5) Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками?

6) Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?

7) Что знает ваш ребенок об электричестве?

Необходимо знать важные правила:

- Не оставляйте детей без присмотра! .

- Не допускайте шалостей с огнем

Необходимо рассказывать детям:

- правила дорожного движения;

- как правильно вести себя на улице, на дороге - безопасному поведению учат с позиции пешехода, а не водителя;

- использование и хранение опасных предметов, личная безопасность;

- обращение с электрическими приборами;

- отчего происходит пожар;

- что нужно делать при пожаре, как вести себя во время пожара;

- как устанавливать елку;

- предметы, требующие осторожного обращения

Необходимо научить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города, дать понятие «регулировщик», познакомить с историей возникновения автомобиля; развивать умения анализировать дорожные ситуации, умение применять знания на практике; воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города, упражнять в различии сигналов регулировщика, закреплять знания о дорожных знаках; активизация словаря «указательный и предупреждающий дорожные знаки». «тротуар», «пешеход», «пешеходный переход», «регулировщик», «сигналы регулировщика», «жезл».

Можно обсуждать проблемную ситуацию.

Детям также необходимо разъяснять о предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности.

Они делятся на три группы:

1) предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы) ;

2) предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;

3) предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Необходимо проводить беседы о том, что такое опасность и безопасность. Задать вопросы: какие опасности окружают тебя вокруг? Назовите места в доме, в квартире где тебя подстерегают опасности? (в ванной, на кухне, на балконе, на елке, в подъезде, на чердаке, в лифте, в подвале).

Надо объяснять, что некоторые опасности спрятаны до поры до времени: гвоздь в стуле, разбитая бутылка, а другие видны сразу: на плите - кипящий чайник, горячая кастрюля, на гладильной доске - раскаленный утюг, разлитое масло. Стоит найти в комнате опасные места: дверцы у шкафчиков (можно прищемить палец) ; острые углы у столов.

Также следует регулярно напоминать детям правила поведения в умывальной, спальной, раздевальной комнатах, маршрут выхода на прогулку (перила – наши друзья и недруги) ; участок привычной дороги (обследование на предмет опасности) ; телефоны служб защиты населения: пожарная охрана – 01, полиция – 02, скорая медицинская помощь – 03, аварийная газовая служба – 04.

Дети должны замечать приметные сигналы опасностей и сообщать об этом взрослым: звон бутылки в комнате, струйка дыма, вода в коридоре, неприятный запах.

Детям следует объяснять следующие правила:

•самостоятельно не включай газовую плиту. Пусть за огнем следят взрослые, они лучше знают, как с ним обращаться, чтобы не было пожара.

•почувствовав запах газа, срочно скажи об этом взрослым, открой окна и двери, закрой кран на плите, позвони по телефону «04».

Надо определить с детьми, какие предметы в доме можно считать опасными (ножницы, молоток, иголка, пила, перочинный нож, кнопки, скрепки, гвозди, булавки, топор). Объяснить, почему они могут быть опасными? А можно ли отвлекать, толкать другого, если он режет, шьет, прибивает гвоздь? Что может при этом случиться?

Вспоминаем с детьми правила безопасности:

•все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.

•ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

•не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда, как в стихотворении.

Предлагаем детям назвать предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться (спички, зажигалки, утюг, телевизор) – для этого надо еще подрасти, и те предметы, которыми следует пользоваться осторожно, так как показали взрослые - иголки, вилки, гвозди, молоток.

У детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем, стремиться к тому, чтобы дети осознали, что спички - не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у детей сложилось представление о пожаре как о тяжелом бедствии для взрослых и детей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Случайны ли несчастные случаи с ребенком 5-7 лет в быту»

 «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Но мы забываем, что сейчас наш дом стал совсем другим, многоэтажным, из крана льется кипяток, по проводам передается электроэнергия, по трубам идет газ. Завороженные мирным словом «дом», мы не думаем об опасности и нередко пренебрегаем самыми элементарными мерами предосторожности в отношении своих детей, а порой и допускаем такую беспечность, о которой можно только сожалеть. Чаще всего травмы происходят по прямой и косвенной вине взрослых.

Ребенок получает ожоги или серьезные отравления из-за небрежного хранения спичек и лекарств, гибнет или с тяжелыми переломами или сотрясением мозга попадает в травматологическое отделение клиник в результате падения с большой высоты, т.к. мы забыли хорошо прикрыть окно или вовремя не прогнали его с крыши сарая. Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, мы должны ежедневно, ежечасно, ежеминутно быть внимательными и собранными. Особенно нужно быть внимательными, когда вашему ребенку от 5 до 7 лет. В этот период от ребенка можно ожидать всяких курьезов и неожиданностей, но эти проделки теперь на более высоком « интеллектуальном» уровне. Он уже знает, как обращаться со спичками « видел у взрослых». Газовая плита его не страшит, так же как и телевизор, электроутюг и другие электроприборы. Насмотревшись телепередач, послушав рассказы более взрослых детей во дворе, утолить свое любопытство они стараются игрой со спичками, электроприборами. Колющими и режущими предметами, с незнакомыми красивыми пузырьками и флакончиками, с незнакомой жидкостью и т.п. В этот период родителям нужно более быть внимательными и осторожными. Я вас познакомлю с некоторыми правилами безопасности жизни ваших детей. Помните о них учите этим правилам своих детей. Дети очень любопытны им интересен любой незнакомый предмет, а ведь это могут оказаться и гвозди, и пила, и крючки, булавки и другие опасные предметы, которыми ребенок может нанести себе серьезные травмы: повредить сухожилия, связки руг, поранить глаза. Такие предметы не должны попадать в руки детей. Все острые, колющие и режущи предметы обязательно нужно класть на свои места.

Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Для малышей большую опасность представляют мелкие предметы: пуговицы, бусинки, гайки, семечки, детали конструктора, орешки и др. Ребенок может засунуть их в ухо, нос, проглотить. Будьте бдительны.

Уходя из дома, не забудьте выключить утюг и другие электроприборы.

Никогда не тяни рукой электрический провод, выключай прибор аккуратно, вынимая из розетки штепсель.

Ни в коем случае не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них. Никогда и ничего н суй в розетку.

Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома.

В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу ( от выскочившего уголька могут загореться пол, а затем и дом).

Следите за игрушками-самоделками: ружья, сабли, пики.

Взрослые привыкли, что дети падают, они могут упасть с дивана, подоконника, стола, стула и.т.п. В результате падения нередки тяжелые травмы: переломы конечностей, позвоночника, сотрясение мозга.

Дети во всем подражают взрослым. Если мама выстраивает пирамиду из стульев, чтобы повесить белье, наверняка и ей дочь воспользуется этим способом, чтобы достать игрушку из шкафа. Результат – падение и травма.

Нельзя оставлять ни на минуту ребенка в комнате с открытыми окнами или открытой балконной дверью. Дети очень подвижны. В один миг ребенок может взобраться на подоконник и выпасть из окна. Ребенок не может объективно оценить высоту и степень опасности..

Вы приняли лекарство, красивые упаковки лекарств, яркие таблетки и драже, сладкий вкус их покрытия привлекает детей. Доза неопасная для взрослого, может оказаться смертельной для ребенка. Храните лекарства в недоступном для ребенка месте. Ни в коем случае, не пробуйте ни каких лекарств. Неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

От детей нужно прятать предметы бытовой химии – аэрозоли, моющие средства, уксусную эссенцию. Они могут вызвать ожоги глаз, кожи, а принятые внутрь – тяжелые повреждения слизистой стенки пищевода, желудка, ведущие к необратимым изменениям.

Часто дети получают ожоги горячими жидкостями, которые взрослые оставляют на столе, на краю плиты, на полу. Будьте осторожны с горячими предметами.

Разбитая стеклянная посуда, электрические лампочки – частый источник травм детей. Никогда не убирайте осколки руками : когда-нибудь ребенок последует вашему примеру и повредит себе руку..

Нельзя оставлять ребенка одного в ванне вовремя купания. Одно неловкое движение или скользкое дно у ванны может привезти, к трагедии. Используйте купание для обучения ребенка элементарным навыкам правильного поведения на воде.: научите его нырять, задерживать дыхание, делать вдох над водой и выдох под водой. Это поможет ребенку сориентироваться, если он случайно попадет в воду. Одно из самых действенных средств предупреждения травм у детей – обучение осторожному поведению с самого раннего возраста. Дети знакомые, со свойствами предмета, с тем какую травму можно им нанести, как правило, травмы не получают.

Обучайте детей правильному обращению с вилкой, ножом, предметами рукоделия, простейшими инструментами. Объясняйте, почему им не разрешено пользоваться самостоятельно электроприборами, спичками. Обучайте правильному обращению с предметами домашнего обихода. Чтобы ребенок хорошо запомнил, что «можно», а что «нельзя». Прочитаете ему произведения Маршака, Михалкова на эту тему, покажите конкретные иллюстрации. Сейчас в продаже много познавательных видеокассет на безопасный образ жизни. Воспользуйтесь ими.

Чтобы ребенка не привлекали предметы домашнего обихода, купите ему детские игровые. И пусть он играет на здоровье.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по предупреждению несчастных случаев с детьми в быту

 Беда приходит всегда нежданно и в тот дом, где не заботятся о безопасности самого дорогого в жизни - детей. Дети очень любознательны, им хочется все опробовать, испытать, их интересуют яркие запоминающиеся явления. А что может быть интереснее огня? Стремление к самостоятельности у детей проявляется, когда в доме никого нет. Особенно опасно оставлять детей одних в запертых квартирах. В случае пожара они не смогут самостоятельно выйти из горящего помещения наружу.

Напоминаем в очередной раз меры предосторожности:

Не оставляйте детей дома одних!

 

Если все-таки оставили, то на видном месте напишите номера телефонов, по которым ребенок может быстро связаться (ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана, соседи). Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные         приборы. Закройте окна и тщательно заприте входную дверь. Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, и вашему ребенку не будет страшно одному. Не оставляйте детей одних, если в доме топится печь, включены электронагревательные приборы, работает газовая плита.

Постоянно повторяйте с ребенком правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки.

Сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте примером.

Выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также домашний адрес и телефон.

Уберите все предметы, которыми он может пораниться. Не оставляйте спички, зажигалки в доступном для детей месте!

Не разрешайте детям гулять в темное время суток, далеко от дома!

Не разрешайте им самостоятельно пользоваться газовой плитой, печью, включать электроприборы, в том числе электрическую гирлянду!

Рассказывайте детям о пожаробезопасном поведении; будьте примером во всех ситуациях, связанных с соблюдением правил пожарной безопасности!

Организуйте ребенку интересный досуг!

При обнаружении пожара или признака горения (задымления, повышенной температуры, запаха гари и т.п.) ребенок любого возраста должен немедленно покинуть помещение и сообщить о пожаре взрослым или в пожарную охрану.

Никогда не поручайте детям покупать спички, сигареты, зажигалки. Ша-' лость детей с огнем нередко не только приводит к пожарам, но к трагическим последствиям. На балконе не позволяйте детям запускать петарды.

Напоминаем основные правила безопасности:

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ

1.Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра.

2.Электрические нагревательные приборы не ставьте вблизи штор, мебели.

3.Не пользуйтесь неисправными розетками, вилками, выключателями.

4.Не перегружайте электросеть, одновременно включая несколько мощных электроприборов.

Берегите своих детей!

Ребенок дома:

1. Родители должны научить ребенка правильно обращаться с колющими и режущими предметами, а также с электроприборами. В момент обращения с такими предметами ребенок должен находиться под присмотром взрослого.

2. На электророзетки необходимо поставить спепиатьные заглушки.

3. Ребенок должен знать телефоны 01, 02, 03, для возможности использования его в экстренной ситуации.

4. Моющие и дезинфицирующие средства, медицинские препараты (таблетки, градусник), а так же спиртосодержащие и кисло-щелочные растворы (уксус) следует держать в недоступном для детей месте.

5. Опасными предметами в квартире

могут быть и окно, зажигалки, спички, плита.

  1. Оставляя ребенка дома, родители обязаны научить ребенка не открывать двери посторонним, не разговаривать с людьми, находящимися за дверью, знать номера телефонов службы спасения, родителей и соседей.
  2. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ ОДНИХ ДОМА!

Дорогие родители, помните, что Ваш ребенок не всегда может правильно оценить ситуацию, поэтому лучше, если он будет выполнять поручения под бдительным контролем с вашей стороны!

Консультация для родителей

«Как организовать труд ребёнка в быту»

Бытовой труд в нашей повседневной жизни занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, стряпня и прочие дела – не перечислишь, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучать детей в более старшем возрасте к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждение. Наверное самый лучший подарок для матери, если дочка или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни я сам почищу картошку (помою посуду, подмету пол). Бабушке подать тапочки, очки. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И неважно, кем станет ребёнок, когда вырастет, - лётчиком или поваром, рабочим или учёным. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии, и кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребёнка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является совсем несложной, от ребёнка требует умственного напряжения.

У детей непременно должны быть постоянные свои трудовые обязанности. Вначале их будет немного, затем побольше, они усложняются.

Постоянные обязанности воспитывают важное качество – ответственность. Пусть уборка по дому не будет для ребёнка наказанием, пусть она станет неотъемлемой частью каждого его дня. Быт – это не грязная посуда, разбросанные вещи, это реальность, которую каждый делает сам.

Мы зачастую излишне долго опекаем наших детей, не доверяем им, бросаемся такими фразами: «Ещё наработаешься», «От твоего труда больше вреда», «Ты не умеешь». Что правда, то правда, ребёнок не всё умеет и порой сделать немного быстрее все самой, чем просить ребёнка. И поэтому наш долг научить детей, хотя это очень сложно, но наши труды, поверьте, будут оплачены позже – по мере взросления малыша.

Будьте постоянно готовы пережить небольшой погром в квартире, услышать звон разбитой посуды, грохот падающего стула… И когда такое случится, а оно не может не случиться, оставайтесь снисходительными.

Маленький человек хоть и очень желает, но никак не может вот так взяться и сделаться большим! он карабкается по крутой лестнице. Малышу очень трудно. Сердиться здесь нельзя. Ребёнок и сам переживает каждую свою неудачу.

Часто энтузиазма у детей хватает не надолго…        

Дети быстро понимают, что не стоит всерьёз принимать требование родителей, потому что вскоре они будут забыты. Стоит только чуть повременить – и мама всё сделает сама.

Воспитательные меры лишь тогда имеют силу, если их применяют последовательно .

Детям необходимо внушить, что любые даже самые непривлекательные домашние дела – жизненная необходимость для любого члена семьи.

Любовь к труду складывается из привычки к работе, выносливости, уверенности в себе и нежелание отступать перед трудностями.

Консультация для родителей

«Как посеять любовь к труду»

Труд в быту в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, завтраки-обеды и прочие дела – не перечислишь, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Но и потому, что, в конечном счете, это не такие уж сложные дела. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем в них привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботится о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочка или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И неважно, кем станет ребенок, когда вырастет, - летчиком или поваром, рабочим или ученым. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является несложной, требует от ребенка умственного напряжения.

У детей непременно должны быть постоянные трудовые обязанности. Только при такой постановке вопроса труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности воспитывают важное качество – ответственность. С годами перечень обязанностей растет, они усложняются. Конечно, мама гораздо быстрее подметёт пол, вымоет посуду, польет цветы. Но если это сделает шестилетняя Марина, то это полезнее и важнее для ребенка. С каждым днем она будет делать это лучше и тщательней. Она гордится своими умениями и радуется, когда мама в детском саду рассказывает, какая у нее дочка помощница. Дети очень ревниво относятся к тому, если кто-нибудь вдруг начинает подметать пол или поливать цветы, они возмущаются: «Но это же мои дела! ».

Воспитание трудолюбия должно быть не шаблонным и однотипным для всех детей, а учитывать особенности каждого. Например, ребенок неохотно берется за дело, но самостоятельно завершенная работа доставляет ему удовольствие. Надо фиксировать его внимание на приятных ощущениях от самостоятельно сделанной вещи, надо разделить с ним его радость, не разочаровывать его критическими замечаниями, если даже работа выполнена не так хорошо, как ему кажется. Надо заботиться, чтобы предвкушение результата служило стимулом к активности. Иными словами, определить родительскую позицию, с которой надо воздействовать на ребенка, прививая ему любовь к труду. Некоторые дети, не успев взяться за порученное дело, стараются избавиться от него. Их не привлекает не сам процесс, ни полученный результат. Но невыполненное дело тяготит их. Иногда, это ребята с развитым чувством долга, иногда они просто боятся порицания и наказания и поэтому охотно приступают к делу, чтобы пораньше освободиться от него.

Есть дети, которые с азартом принимаются за все новое, увлекаются, но быстро остывают и не доводят ничего до конца. Ясно, что к ним нужен особый подход, не такой, как в первом случае. Важен и правильный выбор заданий, чтобы они не были трудными, и оценка результатов, которая служила бы поощрением. За одну и ту же работы одного можно похвалить, а другого нет.

В. А. Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией 3-х начал: надо, трудно, прекрасно, - вложил в это определение глубочайший смысл.

Надо… Еще как! Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие, целеустремленность и упорство помогут ему в жизни добиться намеченной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Как развить мозг у ребёнка" Октябрь 2018г

Рекомендации родителям, как развить мозг у ребёнка. Упражнения для развития мозга....

консультация для родителей по ПДД октябрь 2018

консультация для родителей по ПДД октябрь 2018...

Консультация для родителей группы раннего возраста на тему: «Не случится беды, если о правилах будешь помнить ты!». Октябрь 2018 год

Необходимо учить детей не только соблюдать Правила дорожного движения, но ещё наблюдать и ориентироваться в дорожной среде. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюд...

Консультация для родителей \'\'8 рекомендаций для родителей о готовности малыша к ГКП\'\' (Октябрь 2020)

Консультация для родителей группы кратковременного пребывания...

Консультация для родителей «1 октября – Международный день пожилых людей»

Международный день пожилых людей – это праздник старшего поколения – наших дедушек, бабушек, родителей. Эта праздничная дата – ещё один повод выразить свою любовь, заботу, поддержку ...

Консультация для родителей "2 октября - День поделок из природного материала"

Данная консультация сорентирует родителей и педагогов в использовании природного материала для развития творческих способностей....