Подготовка аутичного ребенка к посещению образовательного учреждения
консультация
Детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социализации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь, поддержка должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь. Нередко успешной социализации способствует особая одарённость ребёнка в какой-либо сфере: это может быть, например, «врождённая» грамотность, способность к музыке, рисованию, техническому конструированию и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_autichnogo_rebenka_k_poseshcheniyu_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка аутичного ребенка к посещению образовательного учреждения.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имел различные отклонения в психофизическом и социально-личностном развитии и нуждается в специальной помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере. Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна. В ряду различных нарушений ранний детский аутизм (РДА) занимает особое место. У таких детей наблюдаются: трудности установления контакта, переключающееся или застревающее внимание на определённых действиях или предметах, непринятие и непонимание простых словесных инструкций, мутизм, скандированная речь. Детям с синдромом РДА характерны эмоционально-поведенческие расстройства (аффективные вспышки, стереотипные реакции, неэмоциональность, негативизм, вялость), низкая работоспособность, астения, повышенная утомляемость, двигательные нарушения (атрофия мышц, некоординированность, нарушение темпа, точности движений), несформированность или недостаточная сформированность навыков самообслуживания и т.д.
Детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социализации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь, поддержка должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь. Нередко успешной социализации способствует особая одарённость ребёнка в какой-либо сфере: это может быть, например, «врождённая» грамотность, способность к музыке, рисованию, техническому конструированию и т.д.
При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих большая часть таких детей в итоге признаются не обучаемой и не адаптируется социально. Поэтому одной из актуальных проблем в жизни детей с синдромом раннего детского аутизма являются трудности социальной адаптации, которые, с одной стороны, обусловлены особенностями развития умственно отсталых детей, их неумением общаться с детьми и взрослыми, с другой – нежеланием и неумением окружающих общаться с «особыми» детьми. К сожалению, с течением времени частота проявлений случаев аутизма имеет тенденцию к росту. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы социализации детей с ранним детским аутизмом.
Для успешной адаптации пребывании ребенка в образовательном учреждении необходимо следовать следующим рекомендациям:
• Соблюдать чёткий режим жизни ребёнка в детском саду и семьи в целом.
• Поддерживать эмоционально тёплые отношения с ребёнком.
• Повсеместно использовать тактильный контакт, но не настаивать на нём в случае отказа. Не оставлять свои попытки.
• Опираться на возможности и способности ребёнка, использовать их для его развития.
• Искоренять причину страхов ребёнка, продумывать способы победы над страхом.
• Всё новое в жизнь ребёнка водить постепенно, дозировано.
• В моменты вспышек агрессии держать себя в руках.
Адаптация аутичного ребёнка особенно сложна, так как дети не просто чувствительны к новой обстановке, но и требуют соблюдения всех привычных деталей во всех процедурах. Обычно к привыканию к саду мешает крайняя медлительность аутичного ребёнка. Они просто как бы «не слышат» обращения или не следуют ему, выглядят отсутствующими или растерянными, не понимают требования. Нередко дети начинают делать то, что их просят, но гораздо позже. Если с взрослым, который ведёт себя правильно и осторожно, такие дети могут установить контакт, то с детьми отношения складываются значительно труднее. С одной стороны, они часто боятся (и громких голосов, и резких движений, и вообще непредсказуемости их поведения). С другой стороны, у них может легко возникнуть возбуждение от большого количества детей, от возникшей рядом возни, шумной, подвижной игры, правил которой они обычно не понимают. При этом нередко появляется генерализованная агрессия.
Первое время детей лучше приводить в сад на ограниченный срок, который постепенно увеличивался. При этом присутствие мамы не возбраняется. Дозированность пребывания соблюдалась в целях избегания пресыщения ребёнка, его усталости, предотвращения аффективных срывов.
В период адаптации одни дети не требовали присутствия родителей, не выражали беспокойства по поводу их отсутствия, демонстрировали полевое поведение, другие же переживали нарушение привычного образа жизни, как нестерпимую физическую боль, страх, агрессию, самоагрессию.
Помимо тяжёлых аффективных проблем у детей наблюдалось поглощённость однообразными действиями (моторными и речевыми): раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению и т.д.
Перед началом посещения детского сада лучше попросить маму познакомится со всем педагогическим составом, рассказать об особенностях своего ребенка, привести ребенка с его любимой игрушкой (успокоителем). При этом учитывая, как тяжело даются такому ребёнку все бытовые навыки, и необходимо проявлять терпение, стимулировать и поддерживать. Оберегать его в контактах с другими детьми: с одной стороны, заинтересовывать его, рассказывать и объяснять, что делают другие, во что играют, с другой – давать возможность понаблюдать со стороны. В общие занятия дозировано включать вместе с детьми (держа его за руку или даже на руках), но не исключали его из общей жизни детского коллектива. При соблюдении осторожности, мягкости и настойчивости дети хорошо удерживаются в режиме. Наиболее ярким внешним проявлением синдрома детского аутизма, является стереотипность в поведении, связанная с напряжённым стремлением сохранить постоянные, привычные условия. Сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни вызывает беспокойство, страх и агрессию. Предотвратить появление проблем поведения, связанных с реакцией на нарушение стереотипов, помогало соблюдение постоянного режима дня, что является условием успешного пребывания ребёнка с РДА в детском саду.
На ребенка составляется индивидуальный маршрут, в которой отражаются основные направления коррекции и конкретные задачи по формированию умений и навыков на предстоящий период по ведущим линиям развития (социальное, физическое, познавательное т. д.); определяется программа обучения и воспитания с учётом уровня интеллектуального развития, которая рекомендуется решением ПМП-консилиума и утверждается на педсовете учреждения. Предусмотрена возможность внесения корректив построения индивидуального плана коррекционно-развивающей работы. По истечению установленного срока действия индивидуального плана коррекции подводится итог работы, даются рекомендации по дальнейшей работе.
Коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с учебно-тематическим планом комплексно, в тесном взаимодействии всех специалистов.
Построение занятий с аутичными детьми, особенно в самом начале, имеет ряд особенностей. В случае, когда нарушено эмоциональная связь ребёнка с миром, признанные эффективными приёмы обучения не действуют. Работа с аутичным ребёнком требует особого подхода. Ведь поиск контакта с таким ребёнком всегда требует времени, а если взаимодействие будет внезапно прекращено, это станет психологической травмой для ребёнка. Поведение аутичного ребёнка может выглядеть лишённым смысла, хаотичным, неадекватным.
На этапе налаживания контакта с ребёнком не нужно настаивать на проведении конкретных игр. Ребёнок сам должен предложить форму возможного взаимодействия. Поведение ребёнка во время занятия может быть разным, однако в любом случае необходимо сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
Для подготовки аутичного ребёнка к обучению, его дальнейшему интеллектуальному развитию важно сформировать его «учебное поведение». Для того чтобы «учебное поведение» можно было сформировать, необходимо, чтобы ребёнок предварительно научился: выполнять движения по подражанию взрослому; следовать вербальным инструкциям. Сформированное учебное поведение является важной предпосылкой дальнейшего обучения ребёнка навыкам, важным для его развития и социальной адаптации. Прежде всего, необходимо, чтобы занятия проводились в определённом месте, в специально отведённое время. Такая пространственно-временная «разметка» помогает формированию у ребёнка учебного стереотипа. Поэтому учебные зоны должны быть расположены в том пространстве, где играют и отдыхают дети. Ребёнок постепенно привыкает к тому, что в комнате есть специальный стол, за которым не развлекаются, а занимаются. На самом столе находится только то, что понадобится для выполнения одного задания, для проведения одного конкретного занятия.
По содержанию занятия на первых порах должны быть продолжением игры. Исходно предлагаются ребёнку, какие либо приятные виды занятий. Требования к организованности, произвольному сосредоточению ребёнка в начале работы не предъявляются. Занятия могут длиться несколько минут, причём в конце обязательно нужно поощрить ребёнка. Этим можно добиться постепенного освоения «учебного поведения». Эти простые мероприятия приобретают в случае раннего детского аутизма особое значение и даются аутичному ребёнку иногда труднее, чем учебные навыки.
На начальной стадии формирования стереотипа «учебного поведения» не нужно делать занятия разнообразными по содержанию. Понравившиеся виды деятельности даются ребёнку в качестве заданий, причём всегда в определённой последовательности, к которой он привык.
На начальном этапе коррекции детей объединяют: во время обеда (завтрака, полдника); на прогулке, на музыкальных и физкультурных занятиях; во время проведения логоритмики и пальчиковой гимнастики. При этом индивидуальное сопровождение является необходимым условием для проведения групповых мероприятий. Если навык подражания сформирован, то для детей не составляет труда при выполнении инструкций; если навык подражания не сформирован, ребёнок работает совместно с взрослым.
Важно использовать интересы каждого аутичного ребёнка, предугадывать, кто из них, на что обратит внимание, какие ассоциации у кого могут появиться, где возможно вовлечь в простое взаимодействие. Все эти моменты продумываются заранее. Материалы для занятий подбираются с учётом особых сенсорных пристрастий аутичных детей, природа которых, в нарушении избирательности восприятия. Занятие имеет чёткую временную организацию - начало и конец, который обозначается звуковым сигналом. В конце занятия все дети получают общее поощрение.
Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребёнком ложится, конечно, на семью. Близкие ребёнка нуждаются в психологической поддержке не меньше его самого. Поэтому родители аутичного ребёнка, должны интересоваться и обсуждать возникающие ситуации. В особенно трудные моменты помогать конкретными советами и действиями, активно участвовать в мероприятиях (совместных праздники, развлечения). По желанию родителей специалисты детских садов организуют тренинги для обучения их навыкам, позволяющим самостоятельно работать с ребёнком. Истинная заинтересованность родителей, повышается их активность. Снижается дискомфорт в семье, семейную тревожность.
Посещение детского сада положительно влияет на психическое развитие детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипий, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. Успешно проходит коррекция поведения детей – преодоление негативных эмоций и страхов. В произвольной двигательной активности дети выполняют инструкции и сознательно контролируют свои движения.
Теоретический обзор литературы показал целесообразность социализации аутичных детей. Социализация возможна в специально-созданных условиях.
У такой работы не может быть завершения. Поскольку мы имеем дело с процессом развития, которое может идти по нарастающей, по мере того как ребёнок становится взрослым. Однако сделать уверенную оценку невозможно.
В коррекционной работе с аутичными детьми всегда нужны находчивость, изобретательность, творчество в любых его проявлениях. Работа с аутичным ребёнком не должна стать непрерывным и обязательно должна строиться на доброжелательном к нему отношении, учёте его индивидуальности, гибкости программы обучения и применении мягких, щадящих методов обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение уровня профессиональной подготовки педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения
Обмен опытом работы...
Специфика сопровождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и проблемы подготовки педагогов к данной работе.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для всестороннего развития и успешного обучения ребенка....
Приказ № 143 от 04.04.2016г о подготовке к семинару на базе образовательного учреждения. "Использование технологии ТРИЗ в условиях ФГОС"
Приказ № 143 от 04.04.2016г о подготовке к семинару на базе образовательного учреждения. "Использование технологии ТРИЗ в условиях ФГОС"...
ПОДГОТОВКА ВАШЕГО РЕБЕНКА К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСКОГО САДА
Некоторые родители отказываются от посещения их ребенком дошкольного учреждения аргументируя тем, сто они сами дадут свое...
Как помочь аутичному ребенку?Рекомендации воспитателям дошкольных учреждений.
По многочисленным данным, в последние годы наблюдается тенденция к росту количества детей с нарушениями в развитии, в том числе и с аутизмом. Следует отметить, что детей с "классическим аутизмом...
Схема подготовки педагогического совета в дошкольном образовательном учреждении
Организация работы всех педагогических работников по подготовке к проведению педагогического совета...
Практические рекомендации родителям для подготовки ребенка к посещению дошкольного учреждения
Практические рекомендации родителям для подготовки ребёнка к посещению дошкольного учреждения....