«Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр»
статья (младшая группа)

Пальчиковые игры для детей раннего возраста - это возможность получить начальные представления об окружающем мире. Способствуют развитию речи, творческой деятельности, повышают работоспособность головного мозга и развивают тактильную чувствительность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр»

 Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность, поведение.

     В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. Еще Великий немецкий философ Иммануил Кант писал: "рука является вышедшим наружу головным мозгом".

     Для общей осведомленности хочу сказать, что тренировку пальцев рук ребенка можно начинать с 6 месячного возраста. Сюда входит массаж пальцев рук каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание и разминание около 2-3 минут. Уже с 10 месячного возраста можно проводить простейшие упражнения для пальцев рук. Сначала пальцы ребенка сгибают и разгибают родители, затем ребенок это выполняет самостоятельно. Но и для детей 3-4 лет игры с пальчиками будут интересны, особенно если они будут играть с родителями.

     На начальном этапе жизни развитие мелкой моторики свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут застегивать пуговицы, зашнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с мозаикой. Они отказываются от лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Умелыми пальчики становятся не сразу, поэтому для их развития используют не только пальчиковую гимнастику, но и разнообразные действия с различными предметами:

• катать между ладошками шарики и палочки разного размера;

• рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска пластилина;

• перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т. п.) одной рукой или двумя одновременно.

• использовать для выкладывания рисунка; мозаику, семена, орешки, косточки, крупу.

    Немаловажным элементом для развития речи малыша является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Они вызывают интерес и легко усваиваются ребенком, оставаясь в памяти. Рифма на ребенка действует успокаивающе. Ритм речи, способствует координации и произвольной моторики, кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

«Как проводить пальчиковые игры»

     Спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение важно для маленьких детей. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

     Пальчиковые игры необходимо начинать с самых простых упражнений. Например: «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, рассыпанную крупу); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки). Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчётливо, короткими простыми предложениями доступными восприятию ребёнка. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку» Затем переходите к более сложным играм. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте. Далее усложняем игры.

Пальчиковые игры.

«КОТЕНОК» (пальчиковая игра с прищепками)

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

«ПРИЩЕПКИ»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых

прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

«Я КАТАЮ МОЙ ОРЕХ»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

 «КАПУСТА»

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

«ОРЕХИ»

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех,

удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.

«ДОРОЖКА»

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него

дорожку.

«КАРАНДАШ»

Мы зажали карандаш,

Отогнулся пальчик наш.

Он теперь у нас пилот –

Отправляется в полет.

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть

повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху

ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.

«ОСЛИК»

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай – качай – качай,

Но давай-ка не теряй.

«ЧАСЫ»

Есть часы теперь у нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них:

Вправо-влево – так да тик.

«КАЧЕЛИ»

Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали.

- «Что такое? Неужели

Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки.

Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой

рукой («Ослик»,» Часы», «Качели»).

 «КАК ЖИВЕШЬ?»

- Как живешь?

- Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь?

- Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь?

- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

- Вдаль глядишь?

- Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед?

- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед?

- Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь?

- Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь?

- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

«СПОКОЙНОГО СНА!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)

Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)

Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)

Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)

А другой давненько спит… (загните большой палец)

Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)

Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)

Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок,

начиная с большого)

Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)

Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)

В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)

«ЧЕЛОВЕЧЕК»

– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку

указательным и средним пальцами на стол или на пол.)

– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем

просит детей повторить движения.)

– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит

слова стихотворения.)

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

«МОЯ СЕМЬЯ»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«ЛАПКИ -ЦАРАПКИ»

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)

А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).

ДОМ И ВОРОТА

- На поляне дом стоит (изображаем "дом")

- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")

- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)

- В этот домик приглашаем. (изображаем "дом")

ОЧКИ

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко.

Колечки поднести к глазам.

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает,

А грамоты не знает.

ФЛАЖОК

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой

опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе

Горит на солнышке флажок,

Как будто я Огонь зажег.

     Лишь при регулярном проведении этих упражнений с ребенком, вы достигнете желаемого эффекта, разовьете у ребенка речь, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План самообразования воспитателя 2 младшей группы "Развитие речи детей с использованием пальсиковых игр и упражнений"...

Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений» группа №3 «Радуга»

Отчёт по самообразованию во 2 младшей группе с использованием пальчиковых игр и упрвжнений...

План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы  с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Для развития речи в младшей группе  используется  пальчиковые игры и нетрадиционные технологии.  Данная тема по самообразованию,  очень актуальна и имеет немаловажное значение в жи...

«Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Из опыта работы в группе раннего возраста, где речь  некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась...

План по саморазвитию воспитателя первой младшей группы "Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".

План самообразования воспитателя  младшей группы на 2022-2023 учебный год.ТЕМА: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технолог...

План по самообразованию воспитателя II младшей группы «Почемучки» Варитловой З.Х. Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План по самообразованию   Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы  с использованием пальчиковых игр и упражнений»...