«Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр»
статья (младшая группа)
Пальчиковые игры для детей раннего возраста - это возможность получить начальные представления об окружающем мире. Способствуют развитию речи, творческой деятельности, повышают работоспособность головного мозга и развивают тактильную чувствительность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр»
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность, поведение.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. Еще Великий немецкий философ Иммануил Кант писал: "рука является вышедшим наружу головным мозгом".
Для общей осведомленности хочу сказать, что тренировку пальцев рук ребенка можно начинать с 6 месячного возраста. Сюда входит массаж пальцев рук каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание и разминание около 2-3 минут. Уже с 10 месячного возраста можно проводить простейшие упражнения для пальцев рук. Сначала пальцы ребенка сгибают и разгибают родители, затем ребенок это выполняет самостоятельно. Но и для детей 3-4 лет игры с пальчиками будут интересны, особенно если они будут играть с родителями.
На начальном этапе жизни развитие мелкой моторики свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут застегивать пуговицы, зашнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с мозаикой. Они отказываются от лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Умелыми пальчики становятся не сразу, поэтому для их развития используют не только пальчиковую гимнастику, но и разнообразные действия с различными предметами:
• катать между ладошками шарики и палочки разного размера;
• рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска пластилина;
• перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т. п.) одной рукой или двумя одновременно.
• использовать для выкладывания рисунка; мозаику, семена, орешки, косточки, крупу.
Немаловажным элементом для развития речи малыша является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Они вызывают интерес и легко усваиваются ребенком, оставаясь в памяти. Рифма на ребенка действует успокаивающе. Ритм речи, способствует координации и произвольной моторики, кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
«Как проводить пальчиковые игры»
Спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение важно для маленьких детей. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Пальчиковые игры необходимо начинать с самых простых упражнений. Например: «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, рассыпанную крупу); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки). Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчётливо, короткими простыми предложениями доступными восприятию ребёнка. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку» Затем переходите к более сложным играм. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте. Далее усложняем игры.
Пальчиковые игры.
«КОТЕНОК» (пальчиковая игра с прищепками)
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
«ПРИЩЕПКИ»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых
прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
«Я КАТАЮ МОЙ ОРЕХ»
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
«КАПУСТА»
Говорить ритмично:
- Мы капусту рубим, рубим.
Руками показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем.
Руками показывать, как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим.
Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем.
Руками "мнем" капусту
«ОРЕХИ»
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех,
удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.
«ДОРОЖКА»
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.
Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него
дорожку.
«КАРАНДАШ»
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полет.
Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть
повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху
ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.
«ОСЛИК»
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.
«ЧАСЫ»
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.
«КАЧЕЛИ»
Ручку пальчиками взяли,
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели
Я попала на качели?»
Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки.
Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой
рукой («Ослик»,» Часы», «Качели»).
«КАК ЖИВЕШЬ?»
- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).
«СПОКОЙНОГО СНА!»
Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)
А другой давненько спит… (загните большой палец)
Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите!
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок,
начиная с большого)
Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)
«ЧЕЛОВЕЧЕК»
– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку
указательным и средним пальцами на стол или на пол.)
– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем
просит детей повторить движения.)
– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит
слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.
«МОЯ СЕМЬЯ»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
«ЛАПКИ -ЦАРАПКИ»
Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)
А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).
ДОМ И ВОРОТА
- На поляне дом стоит (изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем. (изображаем "дом")
ОЧКИ
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко.
Колечки поднести к глазам.
На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.
ФЛАЖОК
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой
опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе
Горит на солнышке флажок,
Как будто я Огонь зажег.
Лишь при регулярном проведении этих упражнений с ребенком, вы достигнете желаемого эффекта, разовьете у ребенка речь, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
План самообразования воспитателя 2 младшей группы "Развитие речи детей с использованием пальсиковых игр и упражнений"...
Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений» группа №3 «Радуга»
Отчёт по самообразованию во 2 младшей группе с использованием пальчиковых игр и упрвжнений...
План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»...
Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
Для развития речи в младшей группе используется пальчиковые игры и нетрадиционные технологии. Данная тема по самообразованию, очень актуальна и имеет немаловажное значение в жи...
«Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Из опыта работы в группе раннего возраста, где речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась...
План по саморазвитию воспитателя первой младшей группы "Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".
План самообразования воспитателя младшей группы на 2022-2023 учебный год.ТЕМА: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технолог...
План по самообразованию воспитателя II младшей группы «Почемучки» Варитловой З.Х. Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
План по самообразованию Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»...