Речевые игры по дороге в детский сад»
Многие занятые родители считают, что у них совсем нет времени заниматься с ребенком. На самом деле у вас оно есть. В словесные или речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина, поездки на машине. Для этого не требуется никакого оборудования или пособий. Нужен только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой провести время вместе со своим ребенком. Развитие речи тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутье,знакомят со свойствами предметов, окружающим миром. Кроме того, играя, взрослый и ребенок учатся общению и устанавливают доверительные отношения.
Игра «Кто или что может это делать?» (систематизация словаря)
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы.
Например: идет. Ребенок подбирает: девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает…
Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка)
Ребенку предлагается подобрать похожие слова.
Белый снег похож на (что)
Синий лед похож на… (что)
Густой туман похож на (что)
Чистый дождь похож на… (что)
Блестящая на солнце паутина похожа на… (что)
День похож на (что)
Игра «Слова с одной буквы» (развитие речевой памяти, внимания)
Взрослый и ребенок по очереди называют слова начинающиеся на одну букву (кошка, каша, ключ…) Тот, кто не может больше вспомнить слово, оказывается проигравшим. Здесь родителю важно создавать для ребенка ситуацию переменного успеха.
Игра «Предметы одной формы» (развитие внимания, мышления, речи)
Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.) формы.
Игра «Отгадай предмет по названию его частей» (развитие речи, внимания, мышления)
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
Игра «Объясни инопланетянину»
Ребенку предлагается помочь инопланетянину, незнакомому с нашим языком, понять, что значит то или иное слово (клюшка, зонтик, сапоги и т. п.). Например, «велосипед» - это транспорт, который (умеет) …, состоит из…, служит для…, бывает…
Игра «Бывает – не бывает» (развитие речи, внимания, мышления)
Взрослый говорит фразу, ребенок должен хлопнуть в ладоши, если так быть не может. Например:
Почтальон принес письмо, Шапочка резиновая,
Кошка варит кашу (хлопок), Яблоко соленое (хлопок),
Папа идет на работу, Телефон звонит в дверь (хлопок),
Поезд летит по небу (хлопок), Ветер качает деревья,
Мама идет в школу, Картина прибила гвоздь (хлопок),
Пол бежит по кошке (хлопок), Зимой идет снег,Собака гуляет по крыше (хлопок), Мальчик виляет хвостом (хлопок),Снежная баба лепит Ваню (хлопок), Писатели пишут книги,Чашка упала на потолок (хлопок), Катя ужалила осу (хлопок) и т. д.
Игра «Съедобное – несъедобное», «Летает – не летает».
Игра «Рыба – птица – зверь» (развитие внимания, переключаемости, скорости реакции)
Взрослый проговаривает как считалку: «рыба – птица – зверь – рыба – птица – зверь…», затем останавливается на одном из трех слов, например «птица». Ребенок должен как можно быстрее назвать любую известную ему птицу.
Игра «Дерево – овощ – фрукт», «Одежда – посуда – игрушка».
Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов)
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы:
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице,
суп – в супнице,
соус - в соуснице и т. д.
Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса.)
Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.
Мама, сын (дочь) – что делают?
Летит, клюет – кто?
Дерево, цветы – что делают?
Сидит, стоит – кто?
Кошка, собака – что делают?
Льется, журчит – что?
Шумит, дует – что?
Дождь, снег – что делают?
Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове)
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова.
Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста -.
Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным)
Вокруг много одинаковых предметов.
Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна.)
Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом)
Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)
листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос и тд.
Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида).
Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала): мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил
Игра «Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками)
Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.
Игра «А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов)
Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).
Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря)
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно)
Игра «Исправь предложение» (исправление смысловых ошибок в предложении)
Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет: Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.)
Пол бежит по кошке.
Наташа жила у ежика.
Снежная баба лепит Ваню.
Катя ужалила осу. И т. д
Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Игра «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху….
Игра «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее»:
шкаф, кастрюля, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша ….
Игра «Один –много» (образование множественного числа существительных):
сорока – сороки, берёза - берёзы, машина -машины
Игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):
синица – синичка, кошка-кошечка….
Игра «Какой? Какая?» (согласование прилагательных с существительными):
Подобрать как можно больше признаков к предмету
лиса (какая… ,
белка (какая,
заяц (какой….
Игра «Что будет, если…»
Это игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук.». «Что будет, если летом пойдет снег?»
Вопросы могут быть как житейские, так и «фантазийные»,например: «Что будет, если ты окажешься в шоколадной стране?»
Игра «Уменьшаем и увеличиваем»
Займитесь с ребенком превращениями.
Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, гриб – грибок, стул – стульчик, лист – листочек.
Следите за тем, чтобы ребенок вместо правильного ответа не называл детенышей животных: не заяц – зайчонок, а заяц – зайчик; не корова – теленок, а корова – коровка.
Тоже самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребенок дает его обратный вариант.
Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот – котище, тигр – тигрище.
Игра «Назови одним словом»
Взрослый что – то описывает, а ребенок называет это одним словом. Например, утренняя еда – завтрак, большая посуда для приготовления компота – кастрюля, дерево, которое наряжают на Новый год – ёлка.
Разные вопросы.
Эта игра направлена на усвоение грамматических основ русского языка.
Для игры вам понадобиться мяч или мягкая игрушка. Перекидывайте мяч, сопровождая свое действие вопросом:
Где растут листья? (На ветке) .
Где растут ветки? (На дереве)
Где растут деревья? (В лесу) .
Можно вместе со своим ребенком поразмышлять.
- «Домашние и дикие животные» - тема, с которой дошкольник достаточно хорошо знаком. Он может назвать диких и домашних животных, можно по-очереди. Можно описать их, обозначить пользу, которую приносит то или иное животное. Но, знакомя ребенка с животным миром, необходимо рассказать о повадках диких животных, о мерах предосторожности, которые следует соблюдать при встречи с ними.
Игра «Детская площадка» - вспомни и расскажи, какая у нас во дворе детская площадка, что на ней расположено?
В какие игры ты любишь играть на детской площадке?
Расскажи, происходят ли какие-то изменения на детской площадке летом и зимой?
Какие могут быть правила безопасности при прогулке на детской площадке?
Игра «Если ты потерялся на улице» - почему лучше обращаться к человеку в форме: продавцу, полицейскому, военному?
Для чего нужно знать свой адрес и телефон?
Если потерялся-не плачь, не убегай-мама тебя найдет.
Остановись, осмотрись, подумай-к кому можно обратиться за помощью
Запомни свою фамилию, выучи наизусть адрес и телефон!
Во время прогулки поиграйте с ребенком. Предложите ему найти дорогу к дому. Пусть он сам ведет вас и объясняет, как он это делает.